Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:13, курсовая работа
Структурная перестройка наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением происходящей в России трансформации централизованно планируемой экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство. Эта перестройка призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйствования глубокие структурные деформации, обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил.
Введение 3
Глава 1. Понятие и перспективы структурной перестройки экономики 5
1.1 Структурная перестройка экономики: основные понятия, цели, причины…………………………………………………………………………5
1.2 Формы, факторы и направления структурных преобразований 14
Глава 2. Особенности экономического развития Российской экономики: современное состояние, проблемы и пути развития 24
2.1 Анализ российской экономики на современом этапе развития 24
2.2 Проблемы экономики России и пути их решения 39
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 49
ду имуществом домашних хозяйств и оборотным капиталом. Об
щий объем национального богатства оцениваетсяв 60 трлн долл.,
более 30 трлн долл. составляет природноресурсный. Н. П. Федо
ренко считает, что в период 1895—2000 гг. физический объем на
ционального богатства России увеличился в 32 раза.
Наращивание национального богатства происходило крайне
неравномерно, под влиянием различных как объективных, так
и субъективных причин. Темпы его увеличения находились в пря
мой зависимости от мировых экономических кризисов и возни
кавших внутренних политических проблем.
Разрушение СССР и образование Российской Федерации по
причине неэффективных экономических реформ привели к сни
жению объемов национального богатства в 1991—1999 гг.
Стабилизация объемов национального богатства произошла
только в 2000 г., связано это было с утверждением в должности
Президента РФ В. В. Путина. Проводимая М. Е. Фрадковым по
литика в отношении национального богатства связана с работой
по приоритетным национальным проектам, таким как здравоох
ранение, образование, сельское хозяйство и т. д.
Как показывает практика, ни при одном существовавшем в Рос
сии государственном режиме так и не была сформирована эф
фективная система использования и увеличения национального
богатства. Достигнутые показатели его использования в боль
шинстве своем состоят из природноресурсного потенциала. Это
простая эксплуатация ресурсов. По этой составляющей нацио
нального богатства Россия во много раз превосходит другие стра
ны мира и постоянно увеличивает этот отрыв.
34Выраженная
однополюсная структура
дет к тому, что Россия существенным образом утрачивает степень
контроля за своим национальным богатством. Оно все больше ста
новится предметом передела между экономически развитыми стра
нами, вследствие чего существует реальная угроза превращения
страны в «сырьевой придаток» — понятие, подразумевающее ориен
тацию экономики исключительно на добычу и экспорт сырья.
Ориентация на добычу и продажу сырья является отличитель
ной чертой экономики современной России. Как показывает прак
тика, подобного рода ориентация ведет к тупиковому развитию
экономики и делает ее излишне зависимой от мировой экономи
ческой конъюнктуры. Подобный режим функционирования нацио
нальной экономики ориентирован не на сохранение и увеличение
национального богатства, а исключительно на его использование.
Отличительной особенностью использования природноре
сурсной составляющей национального богатства России является
то, что она по праву принадлежит всему населению страны, но,
по сути, ей владеет только небольшая часть населения. В резуль
тате чего от большей части национального богатства устранено
население, оно направляется лишь на обогащение небольшой
группы олигархов, а не на развитие национальной экономики
и человеческого потенциала.
Вполне объективно назрела потребность в разработке новых
механизмов эффективного использования природноресурсного
потенциала страны для обеспечения инфраструктурной транс
формации национальной экономики и выведения ее на позиции
устойчивого роста и развития. Существует реальная потребность
в изменении функционирования национальной экономики
с сырьевой ориентации на инновационную. Стимулирование ра
звития наукоемких отраслей экономики позволит повысить эф
фективность и рациональность использования национального
богатства и увеличить участие в нем человеческого потенциала.
5. Место России в системе использования
потенциалов планеты
Увеличение степени интеграции национальной экономики
России в мировые хозяйственные связи ставит вопрос о ее реаль
ном участии в использовании потенциалов мировой экономики.
35Однозначно
определить место России
совокупный экономический потенциал мировой экономики
представляется сложным объектом для анализа. Его определе
ние связано со следующими основными положениями.
1. О ведущем
значении России
пы роста ВВП, по которому она превосходит многие страны, на
пример Италию, Японию. Статистические данные ООН говорят
о том, что в 2003 г. ВВП России составил более 1 трлн 330 млрд
долл. — более 9200 долл. на единицу населения. Объем ВВП
приближается по своему значению к аналогичным показателям
Италии, Франции и Великобритания, но душевой показатель
примерно равен показателям Мексики и Бразилии.
Россия принадлежит к числу странлидеров по выработке
электроэнергии, производству минеральных удобрений, выплав
ке чугуна и стали, прокату черных металлов, по добыче нефти
и газа. Совокупный объем золотовалютных резервов на 2006 г.
составил около 170 млрд долл. Положительное сальдо торгово
го баланса составило более 88 млрд долл., а общий экспорт со
ставил 183 млрд долл.
Размер внешнего государственного долга на 1 января 2006 г.
составил 106,9 млрд долл. Влияние внешнего долга на нацио
нальную экономику снижается. Масштабы и темпы телекоммуни
кационной и компьютерной отрасли экономики значительно пре
высили аналогичные показатели ведущих стран мира, а в 2004 г.
доходы этих отраслей увеличились в несколько раз.
2. Это низкая
конкурентоспособность
мики, и соответственно небольшая доля в использовании эко
номического потенциала мирового хозяйства. Не подверглась
трансформации структура экспорта. На протяжении нескольких
десятилетий большую долю в нем составляют топливноэнерге
тические ресурсы и сырая нефть. Минимальна и доля промыш
ленного оборудования — менее 7%. Место России как крупней
шего поставщика сырья существенно не изменилась, а поэтому
высокий объем экспорта не является показателем состояния на
циональной экономики. Экспорт наукоемкой продукции при
мерно в 14 раз меньше, чем в Малайзии и Японии.
Показатель развития и использования человеческого капита
ла существенно ниже, чем во многих развитых странах, и по не
36которым
показателем значительно
сокая степень развития энергетики объясняется энергоемкостью
используемых производственных технологий. Одновременно
с существенным потенциалом транспортных коммуникаций су
ществует проблема низкого их качества. Существующий значи
тельный экологический потенциал страны никоим образом не
используется. Реальное место России в мировом хозяйстве отра
жается объемом экспорта ресурсов — нефти, леса, метала, газа.
Остальные потенциалы практически не используются.
Небольшая доля России в системе использования потенциа
лов мировой экономики объясняется:
1) слабым
развитием институциональной
структуры — неразвитостью банковской и финансовой инфра
структуры;
2) отсутствием стабильной, проработанной и объективной нор
мативноправовой базы — неразвитостью правового поля;
3) неэффективностью
государственного управления
большом влиянии государства на экономические процессы.
Небольшое участие России в использовании потенциала ми
ровой экономики объясняется следующими причинами:
1) совпадением
затяжного кризиса
ки и активного развития процессов глобализации, в связи с чем
Россия оказалась неспособной занять конкурентное положе
ние в мировой экономике;
2) геополитическим положением России в мировом процессе;
3) исторически
обусловленным изолированным
экономики СССР. Вопросы вовлечения в мировую экономику
были поставлены только с распадом СССР, а поэтому Россия
не смогла занять должные позиции по этому направлению;
4) глобальной
приватизацией оказавшей
влияние на положение национальной экономики. Ее положи
тельное влияние связано прежде всего с тем, что она способ
ствовала активному формированию таких экономических ин
ститутов, как акционерная форма капитала, финансовый
рынок, банковская система, фондовые рынки. Она сущест
венным образом изменила формы хозяйственной деятельнос
ти в сторону повышения их эффективности и результативнос
ти. Под ее определяющим влиянием активизировался процесс
37привлечения
иностранного капитала в
ку и выход отечественных производителей на мировые рынки.
Негативное влияние глобальной приватизации обусловлено
тем, что она способствовала нарушению основных хозяйст
венных связей, подрыву производственного потенциала в прио
ритетных отраслях национальной экономики. В результате че
го существенным образом снизилось качество отечественных
товаров, и стала очевидной их неспособность конкурировать
с иностранными аналогами.
Низкая степень проработанности процесса приватизации
привела к тому, что он способствовал концентрации значитель
ной части национального богатства у небольшого количества на
селения (олигархов), и в конечном счете привел к серьезной со
циальноэкономической дифференциации населения. Высокая
степень криминализации производства снизила его инвестици
онную привлекательность на мировом рынке капиталов.
Все эти причины стали объективной основной для определе
ния места России в мировой экономике, препятствием в занятии
ею лидирующих позиций по использованию экономического
потенциала мирового хозяйства. В результате чего национальная
экономика не смогла стать активным субъектом мирового хозяй
ства.
Относительно использования мировых человеческих ресурсов:
в национальной экономике курс взят на активизацию мигра
ционных потоков. Потребность национальной экономики в де
шевой рабочей силе может быть удовлетворена за счет привле
чения мигрантов из стран ближнего зарубежья, но для этого
необходимо создание комплексного законодательства, миними
зирующего возможные негативные последствия. Возникла на
сущная потребность в выработке гибкой и соответствующей ин
тересам национальной экономики миграционной политики. На
сегодня таковой не существует, а законодательный акт, ограничи
вающий миграционные потоки, носит локальный несистемный
характер и не может решить большинство возникающих проблем.
Структура расходов на миграционную политику в бюджете 2006 г.
мало способствует занятию государством в этой области актив
ной позиции — общее количество средств, выделенных на цели
миграционной политики, составило 6 млрд 587 млн руб., в их чис
38ле 4 млрд руб. направлено на содержание воинских формирова
ний и только 1 млрд 897 млн руб. — на обеспечение минимально
го уровня жизни населения, покинувшего территорию Чеченской
Республики, и на выплату им компенсаций.
Высокие темпы роста инвестиций и степени капитализации
Информация о работе Проблемы структурной перестройки национальной экономики