Проблемы структурной перестройки национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Структурная перестройка наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением происходящей в России трансформации централизованно планируемой экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство. Эта перестройка призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйствования глубокие структурные деформации, обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и перспективы структурной перестройки экономики 5

1.1 Структурная перестройка экономики: основные понятия, цели, причины…………………………………………………………………………5

1.2 Формы, факторы и направления структурных преобразований 14

Глава 2. Особенности экономического развития Российской экономики: современное состояние, проблемы и пути развития 24

2.1 Анализ российской экономики на современом этапе развития 24

2.2 Проблемы экономики России и пути их решения 39

Заключение 47

Список использованных источников и литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Гос. регулирование экономики 1.docx

— 332.76 Кб (Скачать файл)

экономикой. Поэтому для нее характерно отсутствие незави

симого от государства гражданского общества, смешение по

литической, экономической власти и права собственности,

преобладание коллективизма над личной инициативой, доми

нирующее значение государства как активного субъекта эко

номической жизни, неразвитость института частной собствен

ности;

2) исторического. Формирующаяся модель рыночной  эконо

мики в России соединила в себе ряд специфических характе

49ристик, связанных  с историческим развитием России. Госу

дарство так же, как было на протяжении всей истории России,

сохранило значительную часть экономической власти, боль

шой государственный сектор в приоритетных отраслях эконо

мики. Было реставрировано существовавшее единство права

на собственность и политической власти. Проблема состоит

в том, что государство в результате приватизации ликвидиро

вало большую часть поступлений в бюджет, при этом сохра

нив прежний объем экономических, социальных и политиче

ских функций. В этой ситуации оно не смогло эффективно их

выполнять, что привело к серьезным экономическим и со

циальным потрясениям;

3) правового. В России не было сформировано  эффективного

правового механизма, регулирующего взаимодействие хозяй

ствующих субъектов, что привело к возникновению конф

ликтных ситуаций между ними. Большое количество конф

ликтов, в том числе с применением силы, существенным

образом тормозило установление режима эффективного функ

ционирования экономики, а отсутствие действенной право

вой базы не позволяло их урегулировать;

4) монополизма  экономики. Сложившиеся мощные монополи

стические структуры в приоритетных отраслях экономики пре

пятствуют образованию конкурентной среды, основанной на

большом количестве производителей. Часто для установления

господствующего положения на рынке используются не эко

номически методы, а чисто криминальные — насильственные;

5) ориентации  на использование природно3ресурсного  потенциа3

ла страны. Взаимное влияние низкой инвестиционной актив

ности, ограничение конкуренции, неконкурентоспособность

национальной экономики привели к деформации отраслевой

структуры экономики в сторону преобладания добывающей

и топливноэнергетической отрасли. Природные ресурсы ста

ли источником быстрого обогащения и получения прибылей,

не связанных с реальной экономической деятельностью. В ре

зультате этого в экономике возросло количество финансовых

средств, которые не были обеспечены реальным экономиче

ским потенциалом — закономерный результат увеличения

темпов инфляции. Ресурсная ориентация экономики сделала

50ее зависимой  от мировой экономической конъюнктуры  и по

литики странпотребителей сырья. Отток важнейших эконо

мических ресурсов (человеческих, капитала) в ТЭК препятст

вует развитию реального сектора экономики;

6) неравномерности  развития основных отраслей экономики.

Этот фактор оказал значительное влияние на специфику рос

сийской модели рыночной экономики и вызвал дисбаланс

отраслей экономики. Так, торговля, денежнокредитная сис

тема России соответствует мировым стандартам, а сельское

хозяйство, производство находятся на уровне экономически

неразвитых стран;

7) неравномерности  экономического развития регионов. В силу

различных причин экономическое развитие регионов в Рос

сии неравномерно. Например, Москва, СанктПетербург на

ходятся на стадии развития, соответствующем мировому уров

ню (активно развивается предпринимательство, сфера услуг),

а Саратовская область по темпам развития экономики соот

ветствует «странам третьего мира» с преобладающим аграр

ным сектором;

8) совмещения  экономической, политической и криминальной

власти. Эта особенность наблюдается в России на протяжении

всего ее существования. Криминализация национальной эко

номики и хозяйственной деятельности, решение конфликтов

между хозяйствующими субъектами не правовыми, а силовы

ми методами — все это отличительные особенности России;

9) менталитета  российских граждан, ставшего определяющим

фактором при формировании рыночной модели экономики.

Существенные социальные трансформации, связанные с пе

реходной экономикой, привели к снижению деловой актив

ности населения. Разрушение существовавших общественных

отношений, ценностей и уклада не происходило одновремен

но с формированием новых, что оказало влияние на высокий

уровень тревожности населения, самоубийств, преступности.

Отсутствие развитых демократических традиций и большое

влияние тоталитарных режимов стимулировали развитие отри

цания закона, недоверия к власти, противоборство государства

и частного сектора. Длительное тотальное государственное ре

гулирование привело к формированию пассивной психологии

51у населения, для которой характерно то, что  не сам человек

принимает решения, а за него это делает государство.

Все эти факторы, определили сущностные характеристики

формирующейся модели рыночной экономики. Невозможность

формирования эффективной национальной экономики объяс

няется значительным регулирующим значением государства,

доминированием добывающих отраслей и ТЭК, низкой конку

рентной способностью национальной экономики, экстенсивным

сельским хозяйством и тенденцией населения к экономической

пассивности.

Необходимо учитывать тот факт, что, прежде чем выйти на

существующие сегодня показатели экономического роста, миро

вые державы прошли длительный путь эволюции национальных

экономик до того, как сформировалась их эффективная модель.

Россия же рыночную экономику начала строить только в конце

ХХ в. Прежде чем выйти на позиции активного экономического

роста, необходимо провести ряд глобальных институциональных

реформ национальной экономики, и прежде всего должны изме

ниться менталитет и психология населения в сторону занятия бо

лее активной экономической позиции.

4. Механизмы  национальной хозяйственной системы

Национальная экономика основана на свободном взаимодей

ствии производителей и потребителей благ. Исходя из собствен

ных экономических интересов, хозяйствующие субъекты опре

деляют модель своего поведения. Основа рыночной модели

национальной экономики — это свобода выбора деятельности хо

зяйствующих субъектов.

Функционирование национальной экономики в своей основе

построено на взаимодействии протекающих в ней процессов.

Они необходимы для обеспечения нормального функционирова

ния и развития национальной экономики.

Базовыми механизмами национальной экономики являются:

1) ценообразование;

2) взаимодействие  спроса и предложения;

2) конкуренция;

4) государственное  регулирование.

52Ценообразование  является одним из базовых  механизмов функ

ционирования в национальной экономике относительных цен

и заключается в формировании цены на различные виды благ.

Оно определяет поведение производителя благ, например, при

формировании объемов производства. Динамика цен влияет на

технологию производства благ, а также на характер его потреб

ления.

Взаимодействие спроса и предложения является одним из

основных механизмов национальной экономики. Совокупный

спрос — определенная потребность в благах, которые отличаются

четкими качественными и количественными характеристиками,

которые могут быть приобретены потребителем. Совокупное

предложение — это определенный набор благ, отличающихся ка

чественными и количественными характеристиками, которые

могут быть предложены потребителю для приобретения. Взаимо

действие спроса и предложения оказывает влияние на механизм

ценообразования и стремится к установлению равновесной цены,

в результате чего наступает состояние равновесия между объема

ми потребления и производства.

Одной из закономерностей взаимодействия спроса и предло

жения является то, что снижение цены при стабильности прочих

факторов приводит к соответствующему увеличению объемов

спроса. Обратный эффект заключается в том, что повышение це

ны при прочих равных условиях приводит к уменьшению объе

мов спроса.

Существует обратная взаимосвязь между спросом и предложе

нием. Население потребляет больше того блага, цена которого

ниже по сравнению с аналогичным благом. Цена на благо являет

ся препятствием в увеличении объемов потребления: низкая цена

стимулирует спрос, а высокая его сокращает. Снижение цены на

благо является действенным инструментом сокращения товар

ных запасов производителя.

На спрос влияют следующие основные неценовые факторы:

1) стоимость  благзаменителей, т. е. благ, которые  могут реа

лизовать ту же потребность;

2) потребительские  ожидания. Это предположения потребите

лей. Например, ожидание повышение цены блага может стать

побудительным мотивом увеличения объемов спроса;

533) потребительские  предпочтения;

4) количество  покупателей. Изменение количества  потреби

телей существенным образом оказывает влияние на динамику

спроса;

5) доход  потребителей, определяющий возможность  потре

бителей покупать те или иные блага.

Предложение характеризуется количеством и набором благ,

которые могут быть предложены потребителю производителем.

Между предложением и ценой существует прямая положительная

взаимосвязь, заключающаяся в том, что повышение цены блага

влияет на увеличение его предложения, и наоборот. Производи

тель стремится к тому, чтобы продать блага по большей цене, тем

самым увеличив свои доходы при неизменности объемов произ

водства.

Присутствует тесная взаимосвязь между издержками произ

водства и предложением. Они оказывают воздействие на объем

прибыли и на характер функционирования хозяйствующего

субъекта. Существуют постоянные издержки. Это издержки, кото

рые не меняются при увеличении или уменьшении объемов про

изводства, и переменные издержки. Издержки находятся в прямой

взаимосвязи от объемов производства. На характер предложения

оказывают влияние стоимость ресурсов, технологии производ

ства, налоги, рыночная цена, потребительские ожидания, коли

чество производителей, действующих на рынке.

Результатом действия механизма спроса и предложения являет

ся то, что ограниченные экономические ресурсы распределяются

и используются эффективно. Это позволяет установить состояние

равновесия национальной экономики, но это равновесие не посто

янно, оно устанавливается на каждом из этапов развития эконо

Информация о работе Проблемы структурной перестройки национальной экономики