Проблемы структурной перестройки национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Структурная перестройка наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением происходящей в России трансформации централизованно планируемой экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство. Эта перестройка призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйствования глубокие структурные деформации, обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и перспективы структурной перестройки экономики 5

1.1 Структурная перестройка экономики: основные понятия, цели, причины…………………………………………………………………………5

1.2 Формы, факторы и направления структурных преобразований 14

Глава 2. Особенности экономического развития Российской экономики: современное состояние, проблемы и пути развития 24

2.1 Анализ российской экономики на современом этапе развития 24

2.2 Проблемы экономики России и пути их решения 39

Заключение 47

Список использованных источников и литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Гос. регулирование экономики 1.docx

— 332.76 Кб (Скачать файл)

логом эффективного функционирования и развития националь

ной экономики.

В обобщенном смысле блага — это определенная совокуп

ность средств, которые позволяют удовлетворить потребности

как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный видовой со

став благ. В зависимости от их видовой принадлежности и опре

деляются их сущностные характеристики.

По характеру потребления выделяют следующие основные ви3

ды благ:

1) общественные, отличающиеся тем, что находятся  в свобод

ном потреблении всеми членами общества и не могут быть ис

пользованы индивидуально;

2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут  быть

использованы только одним членом общества и направлены

на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют как собственно общест

венные, так и коллективные блага.

Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно

может быть использовано всеми членами общества только огра

ниченно.

Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, ко

торые предоставляются населению на безвозмездной основе, за

счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здраво

охранение, образование, услуги, предоставляемые государствен

ными и муниципальными органами власти, мосты.

60Производство  и распределение общественных  благ относится

к основным функциям государства, его первоочередным задачам.

Здесь проявляется направленность государства на отражение и реа

лизацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой

государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с об

щественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня

нормальное функционирование национальной экономики невоз

можно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная

система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя

безопасность государства, социальное обеспечение и страхова

ние. Общественными благами являются и работа служб граждан

ской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение

общественных благ заключается в том, что в них имеется потреб

ность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения об

щественных благ законы национальной экономики бессильны —

они не способны эффективно работать в этой области рынка. По

этому объективно эту задачу на себя берет государство — государ

ственный аппарат.

Общественные блага обладают следующим специфическими

чертами:

1) отсутствием  конкуренции в потреблении общественных

благ, обусловленное тем, что использование блага одним че

ловеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От ко

личества лиц, использующих общественное благо, его цен

ностные характеристики существенным образом не страдают.

Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаж

даться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

2) неделимостью  блага, обусловленной тем, что индивид  не

может самостоятельно определять характеристики блага,

объем его производства. Например, освещение на улице не

может включаться и выключаться в определенное время по

просьбе определенного человека. Он может только использо

вать или же не использовать это благо;

3) нерыночным  характером стоимости блага, связанным  с тем,

что на него не действуют законы свободного рынка и конку

ренции. Производство общественных благ не может быть ре

гулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию

берет государство, искусственно определяя характер произ

водства и распределения общественных благ;

614) тотальным  и неисключаемым характером блага, связанным

с тем, что его потребление не может быть ограничено опре

деленной группой населения, или тем, что это не является

целесообразным. Например, уличным освещением, газонами

пользуется все население — нельзя локализовать определен

ными рамками этот процесс.

По критерию масштаба распространения в рамках националь

ной экономики выделяют следующие виды благ:

1) общегосударственные  общественные блага. Это блага, кото

рые имеют значение и распространяются на территории всего

государства. К ним, например, относится деятельность феде

ральных органов государственной власти, армии, Федераль

ной службы безопасности;

2) местные  общественные блага. Это блага, к  которым имеет

доступ только часть населения страны. Обычно эти границы

проводятся в соответствии с региональной принадлежностью

населения. К ним, например, относятся, городские парки, го

родское освещение.

В зависимости от степени доступности выделяют следующие

виды общественных благ:

1) исключаемые  общественные блага. Это блага, использова

ние которых может быть ограничено определенным кругом

населения. Например, вход в музей может осуществляться по

билетам, а следовательно получателей этого блага можно ог

раничить, но характеристики блага от этого не пострадают;

2) неисключаемые  общественные блага. Это блага, использова

ние которых не может быть ограничено только определенны

ми кругом населения. Это, например, городское освещение.

Так как количество населения, потребляющего обществен

ные блага, большое, а взимание платы за его предоставление за

труднено, то в этом случае единственным эффективным про

изводителем благ может быть государство. Государство может

различным образом участвовать в производстве общественных

благ:

1) косвенно. В этом случае государство  поручает предприя

тиям частного сектора за определенную норму вознагражде

ний производство общественных благ. Такая форма участия

государства эффективна в том случае, когда издержки частных

компаний на производство блага будут существенно ниже,

чем если бы этим занимались государственные органы;

622) напрямую. Эта форма производства общественных  благ ос

нована на том, что государство напрямую и самостоятельно

производит блага. Это эффективно только в некоторых слу

чаях, когда для производства благ необходима высокая сте

пень концентрации производственных мощностей, например

армия, милиция.

В национальной экономике эти две формы участия государ

ства в производстве общественных благ существуют одновре

менно. Критерием выбора конкретной формы является эко

номическая целесообразность — минимизация издержек на

производство определенного блага при максимизации результата.

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общест

венными благами, государство должно обладать определенными

финансовыми средствами, которые необходимы для их произ

водства, которые образуются в результате взимания налогов. На

логи — это своеобразная плата за пользование благами, осущест

вляемая всем населением.

2. Специфика  потребления общественных благ

Основной особенностью общественных благ выступает грани

ца, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специ

фика производства, распределения и потребления благ.

На основании территориальных границ, в рамках которых

осуществляется потребление благ, выделяют следующие общест

венные блага:

1) международные  общественные блага. Это блага, к  которым

имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зави

симости от территориальных границ государства. К таким благам

относятся, например, научнотехнические исследования и разра

ботки, мероприятия, направленные на улучшение экологической

ситуации, международная валютная система. Производство и рас

пределение общественных благ на международном уровне дос

таточно затруднено, так как для этого необходима значительная

концентрация ресурсов не только одного государства, а всей ми

ровой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько

нибудь ощутимой эффективности и результативности. В качестве

действенных инструментов производства общественных благ на

международном уровне используются различные межправительст

венные ассоциации, комиссии и т. д. Большой шаг в этом направ

63лении  был сделан с созданием ЕЭС. В результате этого большое

количество благ трансформировались из национальных в обще

европейские. Естественно, что для этого потребовалось сущест

венное изменение характерных функций, большого количества

институтов и механизмов;

2) национальные  общественные блага. Это блага, которые  произ

водятся, распределяются и потребляются в рамках определенной

национальной экономики. Масштабы их распространения четко

ограничены территорией определенного государства и не могут

выходить за них, например, на международный уровень. К ним,

например, относятся армия, флот, деятельность федеральных ор

ганов государственной власти. Их специфическая особенность

заключается в том, что они необходимы для всей национальной

экономики, для чего целесообразно производство их на общего

сударственном уровне;

3) местные  общественные блага. Это блага, которые  произво

дятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государ

ства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо

в том случае, когда у определенного региона существуют отличные

от общегосударственных потребности. К таким благам относятся,

например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.

Все три уровня производства, распределения и потребления об

щественных благ имеют большое значение для нормального функ

ционирования национальной экономики. В процессе ее функцио

нирования все они активно взаимодействуют между собой.

По причине минимизации размера или же полного отсутствия

издержек, связанных с увеличением числа потребителей общест

венных благ, в большинстве случаев не целесообразно формиро

вать специализированную систему их оплаты. В этой ситуации

наиболее оптимально финансирование их производства за счет

государственных средств.

Они не могут быть переданы в исключительное пользование

определенному человеку, так как обладают свойством неделимо

сти — невозможно их разделение без существенной потери их

свойств. В большинстве своем на них не может быть распростра

нен принцип исключения, нет эффективного метода устранения

группы индивидов от использования превалирующего числа об

щественных благ. Эффект от них заключается уже в их производ

стве, а не в реализации конечному потребителю.

64Беря на  себя производство общественных  благ, государство

тем самым решает важнейшую проблему их потребления — интег

ративность. Она состоит в том, что издержки, необходимые для

взимания платы за использование большинства благ, превышают

издержки на их производство. Например, невозможно себе пред

Информация о работе Проблемы структурной перестройки национальной экономики