Проблемы структурной перестройки национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Структурная перестройка наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением происходящей в России трансформации централизованно планируемой экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство. Эта перестройка призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйствования глубокие структурные деформации, обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и перспективы структурной перестройки экономики 5

1.1 Структурная перестройка экономики: основные понятия, цели, причины…………………………………………………………………………5

1.2 Формы, факторы и направления структурных преобразований 14

Глава 2. Особенности экономического развития Российской экономики: современное состояние, проблемы и пути развития 24

2.1 Анализ российской экономики на современом этапе развития 24

2.2 Проблемы экономики России и пути их решения 39

Заключение 47

Список использованных источников и литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Гос. регулирование экономики 1.docx

— 332.76 Кб (Скачать файл)

ставить, что было бы целесообразно брать плату за пользование

уличным освещением. Одновременно с этим для производства

благ необходимы финансовые средства. Государство с помощью

налоговой системы может эффективно взимать плату за исполь

зование благ.

Одной из важнейших особенностей потребления обществен

ных благ является сложность осуществления эффективного конт

роля за обеспечением населения ими, а также количественными

объемами его производства. Обычно для этого используются со

циальные стандарты, в которых отражается качество и объемы

общественных благ.

Конечный потребитель общественных благ в большинстве сво

ем не имеет практической возможности выбора относительно ис

пользования или же неиспользования. Распространена и практи

ка, при которой он вынужден потреблять благо, несмотря на то что

оно не отвечает его потребностям или имеет низкое качество. На

пример, если уровень освещенности городских улиц не соответ

ствует потребностям населения, они все равно вынуждены ходить

по ним — пользоваться предоставляемым общественным благом.

Одной из важнейших проблем потребления общественных благ

является нежелание населения оплачивать их. Это является суще

ственным препятствием в повышении качества общественных

благ, а поэтому реальный спрос на благо занижается. Это обуслов

лено тем, что при большом количестве потребителей обществен

ного блага доля в его использовании отдельного индивидуума

незначительна, а поэтому он стремится уклониться от затрат,

необходимых для производства благ. При уменьшении количест

ва населения, использующего блага, можно эффективно рассчи

тать долю участия каждого человека в пользовании благом и воз

ложить на него соответствующее бремя по его производству.

Другой особенностью потребления общественных благ яв

ляется уравнение. Вне зависимости от вклада каждого конкрет

ного человека в производство общественного блага он получает

равное со всеми его количество.

653. Общественный  выбор в национальной экономике

Теория общественного выбора занимает существенное место

в экономической теории. Она основана на предположении о том,

что индивидуум в процессе своей деятельности руководствуется

необходимостью получения от нее максимального результата. Как

самостоятельное направление исследования экономической нау

ки она оформилась в 1950 г., но современное свое значение приоб

рела в работах Д. Бьюкенена «Границы свободы», далее ее развили

и продолжили М. Олсон, Р. Толлисон, Д. Мюллер, У. Несканен.

Теория общественного выбора имеет большое значение для

экономической теории, так как выделяет закономерности поли

тического механизма принятия решений на макроэкономиче

ском уровне — уровне национальной экономики.

Д. Бьюкенен выделяет три основания теории общественного

выбора:

1) подход  к политике как процессу обмена;

2) концепцию  «экономического человека»;

3) индивидуализм, т. е. ориентацию человека только  на реа

лизацию своих собственных интересов. Общественные инте

ресы не имеют для него значения.

Политика рассматривается в этой теории как своеобразный

рынок, подобный другим экономическим. На этом рынке избира

тели и выборные лица обмениваются специфическим видом то

вара — голосами, предвыборными обещаниями, которые необхо

димы для получения доступа к экономической и политической

власти. В процессе этого обмена деятельность выборных лиц не

всегда представляется оптимальной.

Теория общественного выбора, по сути, направлена на иссле

дование возможностей использование экономической теории,

для анализа политических процессов. В этом происходит совме

щение предмета экономической науки и политологии в части

изучения государства, механизмов выборов, бюрократии. Специ

фика заключается в том, что для исследования чисто политиче

ских процессов применяется методология экономической науки.

Теория общественного выбора предлагает человеку следую

щие роли:

1) избирателя;

2) политика;

663) бюрократа;

4) рационального  эгоиста;

5) хозяйствующего  субъекта, деятельность которого  направ

лена на максимизацию ее результатов.

Эта теория исходит из того, что государство как активный участ

ник экономической жизни не является эффективным. Постоян

но наблюдаются проблемные точки его функционирования, наз

ванные провалами государства.

Характерными провалами государства являются:

1) неспособность  к эффективному управлению своим  бюро

кратическим аппаратом — сотрудниками государственных

органов. При закономерной необходимости увеличения бю

рократического аппарата степень его управляемости уменьша

ется;

2) практическая  невозможность государственного  аппарата

эффективно прогнозировать перспективы реализации государ

ственных решений;

3) отход  принимаемых решений от необходимых  в результате

наличия лоббирования различных интересов на государствен

ном уровне;

4) низкая  эффективность политического процесса  в резуль

тате большой степени манипуляции голосами избирателей,

лоббизма, торговли голосами избирателей.

Так как государство (а именно государственный аппарат) при

равнивается по своим функциональным характеристикам к спе

цифическому виду экономического рынка, то в процессе произ

водства, распределения и потребления общественных благ оно

должно действовать аналогично прочим хозяйствующим субъек

там — максимально полно удовлетворять потребности населения

в общественных благах.

Процесс принятия решений государством как хозяйствующим

субъектом основан на:

1) принятых  в экономической науке подходах  к хозяйствую

щим субъектам, которые действуют на основании максимиза

ции ее результатов;

2) приравнивании  политического процесса принятия  реше

ния к действующему в условиях свободного рынка;

3) теории  цены и ценообразования.

67В теории  общественного выбора существуют  два противопо

ложных подхода к определению государства:

1) государство  — это своеобразный «черный  ящик», происхо

дящие в нем процессы нам неизвестны и непредсказуемы.

На входе у него политическая власть, даваемая голосами изби

рателей, а на выходе определенные политические решения.

Процесс функционирования государства невозможно подверг

нуть исследованию, а можно контролировать только его ре

зультаты — качество принимаемых решений;

2) государство  — это совокупность находящихся  в постоян

ном взаимодействии элементов, к которым относятся, напри

мер, партии, кандидаты, бюрократия. Их деятельность конт

ролируется населением посредством предоставления или же

непредставления голосов — вотума доверия.

Центральное место в теории общественного выбора зани

мает проблема общественных благ. Отличительной их особен

ностью является то, что использование общественных благ

одним индивидом не исключает подобной возможности для

другого. В этом случае возникает проблема — нежелание неко

торых членов общества оплачивать производство благ. В ситуа

ции, когда можно ограничить потребление блага определенной

группой людей, возможно максимально полно взимать за это

плату. При значительном увеличении пользователей благ эти

возможности пропорционально уменьшаются. Поэтому согла

шение между населением о производстве, потреблении и рас

пределении общественных благ возможно только в относи

тельно небольшом сообществе. Если использовать только

сознательность населения по внесению платы за использование

благ, то это неизбежно приведет к возникновению проблемы

недопроизводства или в некоторых случаях полному отсутствию

производства общественных благ в силу отсутствия на это

необходимых финансовых средств. В силу наличия этой особен

ности демократическая форма государства возможна только при

небольшом населении, при увеличении численности населения

закономерно необходимо усиление санкционирующей и регу

лирующей функции государства.

Вводятся также определенные ограничения действия теории

общественного выбора. Они заключаются в том, что естествен

ным и эффективным способом решения противоречий между

68хозяйствующими  субъектами являются переговоры, в результа

те которых возможно достижение консенсуса. Когда же коли

чество хозяйствующих субъектов велико, то они не могут ре

зультативно уравновесить свои интересы, для этого необходимо

применение внешней силы, роль которой выполняет государ

ство.

Одной из причин создания государства сторонники теории

общественного выбора называют необходимость эффективного

распределения и перераспределения общественных благ. Не всег

да этим двигали критерии эффективности, а чаще всего интересы

конкретных лиц или группы — лобби.

Центральное место в этой теории занимает процесс принятия

решений, которые должны отражать интересы большинства на

селения. Но решение большинства не всегда бывает опти

мальным. В этой связи возникает эффект приспособления, ког

да меньшинство идет на принятие пусть не оптимального, но

поддерживаемого большинством решения. В некоторых ситуа

циях достижение единогласия требует использования слишком

большого количества ресурсов и времени, что является неэффек

тивным. Для избежания этого эффекта целесообразно сокраще

ние круга лиц, имеющих доступ к власти, имеющих право при

нимать решения.

Теория общественно выбора исходит из возможности выявле

ния индивидуальных потребностей и их интеграции.

Исходя из теории общественного выбора производство, рас

пределение и потребление общественных благ должно быть осно

вано на:

1) охвате  максимально широкого круга предпочтений  конеч

ного получателя общественных благ;

2) независимости  от прочих несущественных факторов;

3) единогласии, которое заключается в том, что  процесс произ

водства, распределения и потребления общественных благ

должен регулироваться исходя из интересов большинства на

селения;

4) отсутствии  диктатуры, которое состоит в  том, что интере

сы ни одного из членов общества не должны доминировать

над мнением большинства.

Процесс общественного выбора является одним из основных

в национальной экономике, во многом определяющим характер

69ее функционирования. Он должен максимально полно  учитывать

индивидуальные предпочтения населения, исключая диктат мень

шинства — неоптимальный для большинства населения выбор.

4. Условия  эффективного обеспечения

общественными благами в национальной экономике

Абсолютная эффективность является основной характеристи

Информация о работе Проблемы структурной перестройки национальной экономики