Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 11:15, курсовая работа
Во-первых, что же такое управление государственным долгом?
Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта. К мероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся: выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………........…………............…..5
1. Государственный долг
1.1 Понятие и значение государственного долга.................................................8
2. Внутренний государственный долг
2.1 Состояние внутреннего государственного долга……………...….….……15
2.2 Реструктуризация государственного долга...................................................15
2.3 Государственные и муниципальные гарантии………………………......…19
2.4 Государственная долговая книга …………………………………………...23
2.5 Обслуживание государственного долга РФ..................................................25
3. Управление внутренним государственным долгом
3.1 Принципы управления государственным долгом…....................................27
3.2 Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом………………..............................................................29
3.3 Стабилизационные фонд и его роль в управлении государственным долгом……………………………….....................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………............………………....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..........………………37
- дефолт - отказ государства
от уплаты государственного
3.2 Государственные ценные
бумаги как инструмент
Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Государственными ценными бумагами
называются ценные бумаги, удостоверяющие
отношения займа, в которых должником
выступают государство, орган государственной
власти и управления.
В зависимости от способности обращаться
на фондовом рынке государственные ценные
бумаги подразделяются на рыночные и не
рыночные. Наиболее распространенным
типом государственных ценных бумаг являются
рыночные ценные бумаги, которые могут
свободно обращаться и перепродаваться
на вторичном рынке.
Не рыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.
В зависимости от срока обращения государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.
Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным ценным бумагам, в их числе:
- установление фиксированного процентного платежа;
- применение ступенчатой процентной ставки;
- использование плавающей ставки процентного дохода;
- индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;
- реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены;
- проведение выигрышных займов.
В мировой практике чаще всего используются следующие показатели доходности: текущая доходность, полная доходность.
Показатель полной доходности используется для измерения общей ценности облигаций для инвестора простая и эффективная доходность к погашению. Эффективная доходность к погашению учитывает сложные проценты. Расчет осуществляется методом итерационного подбора. В данном случае на доходность влияют следующие факторы:
- первоначальная цена, уплаченная за облигацию;
- частота выплат дохода по купону;
- дата погашения облигации;
- основная сумма, которая должна быть выплачена на дату погашения;
- реализуемость на рынке(спрос и предложение);
- кредитный риск.
Данная доходность легко рассчитывается на специальных калькуляторах или компьютерах.
Перед государством же стоит
важнейшая задача: с одной стороны, заинтересовать
потенциальных инвесторов высокой доходностью
и ликвидностью государственных ценных
бумаг; с другой стороны, снижать затраты,
связанные с обслуживанием государственного
долга, так как затраты по размещению,
рефинансированию, выплате доходов и погашению
долговых обязательств осуществляются
за счет государственного бюджета.
Краткая характеристика отдельных видов
государственных ценных бумаг[6]:
ГКО — Государственные краткосрочные
облигации — именная бескупонная государственная
ценная бумага, выпускается в бездокументальной
форме. выпуск оформляется глобальным
сертификатом, хранящимся в Банке России.
ОФЗ — облигации федерального займа — первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации.
ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа. Доступны для для физических и юридических лиц. Цель — привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета.
КО — казначейские обязательства. Цель их выпуска — безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям поставщикам по государственным заказам, сокращение не платежей в бюджет и т.д.
ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, выпущены для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами.
Эмиссия государственных и
муниципальных ценных бумаг
Решение об эмиссии государственных ценных
бумаг Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации или муниципальных
ценных бумаг принимается соответственно
Правительством Российской Федерации,
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления в соответствии с предельными
объемами дефицита бюджета и государственного
или муниципального долга, установленными
в соответствии с настоящим Кодексом,
законом (решением) о бюджете, а также с
программой внутренних заимствований.
Решение об эмиссии государственных ценных
бумаг Российской Федерации принимается
также в соответствии с Программой государственных
внешних заимствований Российской Федерации.
В решении об эмиссии государственных
или муниципальных ценных бумаг отражаются
сведения, предусмотренные федеральным
законом об особенностях эмиссии и обращения
государственных и муниципальных ценных
бумаг.
Условия эмиссии ценных бумаг субъекта
Российской Федерации и муниципальных
ценных бумаг подлежат регистрации в Министерстве
финансов Российской Федерации.
3.3 Стабилизационный фонд и его роль в управлении государственным долгом.
Стабилизационный фонд Российской Федерации - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Под ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки "Юралс", определяемая в порядке, предусмотренном для установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. Под базовой ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки "Юралс", эквивалентная 394,8 доллара США за одну тонну, которая была установлена 1 января 2014 года. (109,7 долларов США за один баррель)[7].
Источниками формирования Стабилизационного фонда являются: дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой; остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года в порядке, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.
Стабилизационный фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Средства фонда могут быть использованы
на покрытие дефицита федерального бюджета
при снижении цены на нефть ниже базовой
цены. Если накопленный объем средств
Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма
превышения может быть использована на
иные цели. Объем использования средств
Фонда определяется федеральным законом
о федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год. На 01 января 2014г. совокупный
объем средств Стабилизационного фонда
составляет 2 859,72 млрд. рублей.
В марте 2014 года средства Стабилизационного
фонда превысили 3000 млрд. рублей, и их часть
была направлена на выплату внешнего долга
Российской Федерации и покрытие прочих
дефицитов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как известно, посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.
К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
В связи с этим также следует учитывать, что система управления государственным долгом по своей политико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованность государственных заимствований, минимизацию стоимости долга для заемщика, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Информация о долговых обязательствах Российской Федерации, выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится в Государственную долговую книгу Федерации, государственную долговую книгу ее субъекта или муниципальную долговую книгу в трёхдневный срок с момента возникновения обязательства.
Для того чтобы более четко обозначить направления совершенствования процесса управления государственным долгом, следует иметь в виду, что на рынке государственного внутреннего долга за последние годы произошли позитивные перемены: проведена новация по государственным ценным бумагам, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Все это в определенной степени восстановило доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, привело к увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых.
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. В связи с этим на передний план снова выдвигается проблема государственного долга.
Происходит сокращение внешнего
долга за счет уточнения коммерческой
задолженности, уменьшения объема роста
долга вследствие неблагоприятных для
России изменений валютных курсов и сокращения
объема ожидаемых кредитов по линии международных
финансовых организаций. Но внутренний
долг за счет этого растет (за счет облигаций
федерального займа).
В общем можно сказать, что положение нашей
страны сложно, но не безнадежно. Оживление
экономики вселяет надежду. Значительно
улучшилась динамика поступления доходов
в бюджет, снизилась задолженность по
выплатам заработной платы, погашены задолженности
по выплате пенсий. Но все равно вопрос
государственного долга остается открытым,
он требует решения и стабильного оживления
экономики не на короткий период, а куда
более длительный.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Воронин, Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. – 2006 - №1. С. 58-67.
2. Матвеева, Т.Ю. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. – М.: Дрофа, 2003. – 448 с.
3. Сайт Министерства Финансов http://www.minfin.ru.
4. Сайт «Ресурсы Университетской информационной системы РОССИЯ» http://www.cir.ru.
5. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" .
6. Шабалин, А. Динамика государственного и корпоративного долга // Экономист. – 2006 - №3. С. 50-57.
7. Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 896 с.
Информация о работе Проблемы управления государственным внутренним долгом