Проблемы функционирования денежного рынка в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 01:25, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом , весьма актуальным представляется цель данной
работы - исследование становления и функционирования денежного рынка в Республике Беларусь .
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи :
- рассмотрение понятий спроса и предложения на денежном рынке;
- исследование инструментов и методов регулирования денежного рынка ;
- анализ проблем функционирования денежного рынка в Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..4
Спрос и предложение на денежном рынке……………………………..6
1.1 Спрос на деньги ……………………………………………………………………..6
1.2 Предложение денег ……………………………………………………………….9
1.3 Равновесие на денежном рынке, способы регулирования…..13
2. Инструменты и методы регулирования на денежном
рынке: на примере экономики развитых стран в период
мирового финансового кризиса …………………………………………………16
3. Проблемы функционирования денежного рынка в
Республике Беларусь …………………………………………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………………...38
Список использованных источников ………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 175.92 Кб (Скачать файл)

    За 2010 год удельный вес выдач наличных денег на выплату пенсий, пособий и страховых выплат в кассовом расходе по отношению к 2009 году увеличился на 0,4 процентного пункта и составил 6,7 процента.

Исходя из изложенного в целях выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики в 2011 году в части наличного денежного обращения главным управлениям по областям и г. Минску совместно с облисполкомами, банками предлагается:

-обеспечить выполнение доведенного Национальным банком прогнозируемого эмиссионного результата по областям и г. Минску;

-принять меры по увеличению доли торговой выручки и выручки от оказания платных услуг в кассовом приходе за счет расширения инфраструктуры торговли и общественного питания, развития приоритетных отраслей сферы услуг (информационных, телекоммуникационных, а также услуг, повышающих качество жизни населения), уделяя особое внимание сельской местности, малым и средним городским поселениям;

-продолжить работу по информированию соответствующих облисполкомов и Минского горисполкома о выполнении прогноза эмиссионного результата по областям и г. Минску, о состоянии наличного денежного обращения в регионе (с учетом ситуации, складывающейся в городах и районах) и внесению предложений облисполкомам и Минскому горисполкому по улучшению ситуации в регионе.

   Важным документом определяющим дальнейшее развитие Республики Беларусь является Программа социально-экономического развития Республики Беларуси на 2011-2015 годы. В ней определены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны, обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и даны предложения по совершенствованию механизмов их реализации, определены необходимые ресурсы и возможные социально-экономические последствия.

    Важнейшими задачами развития Республики Беларусь в 2011-2015 годах являются:

-обеспечение устойчивого экономического роста, достижение темпов роста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) на уровне 162-168 процентов за пятилетие, что позволит увеличить его объем на душу населения по паритету покупательной способности до 28,6-29,8 тыс. долларов США в 2015 году;

-снижение энергоемкости ВВП в 2015 году не менее чем на 29 процентов к 2010 году;

-увеличение объема экспорта товаров в 2,2 раза и услуг - в 3 раза, улучшение сальдо внешней торговли до 0,5-0,6 процента к ВВП в 2015 году;

-повышение производительности труда в 1,62-1,67 раза, что позволит обеспечить ее уровень на одного занятого по паритету покупательной способности 58-60 тыс. долларов США в 2015 году;

-увеличение объема инвестиций в основной капитал в 1,9-1,97 раза, в том числе за счет привлечения прямых иностранных инвестиций на чистой основе в объеме не менее 7-7,5 млрд. долларов США в 2015 году;

-увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции с 11 процентов в 2010 году до 20-21 процента в 2015 году, объема ее экспорта - с 3 до 13 млрд. долларов США;

-увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7-1,76 раза.

    Решение вопросов энергетической безопасности и сбалансированности внешней торговли рассматривать как важнейшие задачи, обеспечивающие независимость страны, ее последовательное развитие, повышение благосостояния граждан.[10]

    По итогам социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006-2010 годах среднегодовые темпы роста ВВП составили 107,3 процента. По данному показателю страна вплотную приблизилась к первой десятке наиболее динамично развивающихся стран мира.

    В завершающем периоде экономика республики вплотную столкнулась с угрозами мирового финансового кризиса. Правительство работало над сохранением в стране экономической и политической стабильности.

    Согласно методике МВФ международные резервы Беларуси определяются как высоколиквидные иностранные активы, состоящие из монетарного золота, специальных прав заимствования страны у МВФ, резервной позиции республики в МВФ и валютных резервов. Они могут быть оперативно использованы для проведения интервенций на валютных рынках для стабилизации курса национальной валюты, финансирования правительством импорта товаров и услуг, расчетов по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга, а также для других целей.

       Белорусская экономика сегодня находится на перепутье. Макроэкономические показатели Беларуси на сегодняшний день неблагоприятны, темпы экономического роста неустойчивы, а уровень инфляции по-прежнему очень высок. Одной из главных макроэкономических проблем является неофициальная долларизация белорусской экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Белорусские предприятия и население предпочитают хранить значительную часть своих активов в твёрдой валюте, в основном в форме валютных депозитов в коммерческих банках, но также и в наличной форме, - настолько, насколько они не доверяют национальной банковской системе. Беларусь является одной из самых долларизованных стран. Доля наличных сбережений в твёрдой валюте в "финансовом богатстве" домохозяйств Беларуси и России одна из самых высоких в мире. На первый взгляд кажется, что долларизация способствует снижению инфляции - ведь используемая хозяйствующими субъектами и населением новая валюта является твёрдой. Однако в случае Беларуси верно прямо противоположное утверждение: долларизованные страны не могут создать стабильную национальную финансовую систему. В этой ситуации свои функции теряет такой институт, как центральный банк, который не способен стабилизировать работу банковской системы, использующей иностранную валюту. Долларизованная банковская система создаёт целый ряд проблем, включая "валютное несоответствие", т.е. низкий уровень резервов в иностранной валюте по отношению к депозитам. Так же не исключены "натиск на банки", усиление тенденции предоставления кредитов в иностранной валюте (по сравнению с кредитами в местной валюте) и пр.

Долларизация и инфляция в Беларуси тесно взаимосвязаны. Растущая долларизация автоматически ведёт к инфляции, поскольку спрос на дополнительное "финансовое богатство", измеряемое в долларах, ведёт к девальвации по причине недостаточного предложения иностранной валюты. Девальвация вызывает рост цен на импортируемую продукцию, снижает реальный располагаемый доход и создаёт предпосылки для повышения номинальной заработной платы, что необходимо для компенсации потерь реального дохода. На определённом этапе девальвация автоматически ведёт к росту номинальной заработной платы, поскольку в противном случае реальный доход сократится до недопустимо низкого уровня. Таким образом, девальвация и номинальный рост заработной платы стимулируют друг друга и приводят в действие инфляционную спираль "девальвация - зарплата - цены". Как показывает опыт, в долларизованных экономиках цены и заработная плата индексируются в иностранной валюте. Как только страна вступает в эту стадию, любая девальвация немедленно приводит к росту внутренних цен. Но не только растущая долларизация ведёт к инфляции. Даже при постоянном уровне долларизации любое увеличение предложения денег и расширения объёма кредитования, равно как и создание "финансового богатства" в национальной валюте, будут конвертированы в доллары. Если же предложение иностранной валюты постоянно (например, ввиду недостаточного роста экспорта), то девальвация неизбежна. В такой ситуации пространство для действий центрального банка по увеличению предложения денег без инфляционного риска очень ограничено.

Если же центральный банк не увеличивает предложение денег и кредита в национальной валюте, чтобы справиться с постоянным ростом издержек, вызванным девальвацией и ростом номинальной заработной платы, то неизбежно возникает острый кризис ликвидности. Заработная плата, налоги, пенсии и произведенная предприятиями продукция не могут быть оплачены в полном объёме в денежной форме. Тем самым стимулируется бартер. Ведь в экономике не хватает ликвидности, а центральный банк, опасаясь инфляции, не предоставляет необходимое для нормального функционирования денежной экономики количество денег. Этот сценарий точно отражает сложившуюся сегодня в Беларуси ситуацию, где наблюдается высокая инфляция, недостаток совокупного спроса, низкие темпы экономического роста или даже стагнация, рост убытков в секторе предприятий, увеличение запасов готовой продукции на складах, а так же рост неплатежей и объемов бартерных операций. Национальный банк Беларуси стоит перед дилеммой: любое увеличение предложения денег ведёт к росту темпов инфляции, а любое его снижение - к кризису ликвидности. Оба явления ведут к сбою механизма функционирования рыночной экономики.

  Какие же меры экономической политики могут привести к макроэкономической стабилизации Беларуси?

    Для обеспечения устойчивого роста экономики необходимо дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

    Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий:

-активизация рынка корпоративных бумаг;

-расширение спектра инструментов фондового рынка;

-совершенствовование финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);                                                                   -развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);

-активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);

-формирование эффективной системы финансового посредничества в экономике, что потребует развития доверия к институтам финансового посредничества.

       

  

 

                   

 

 

 

 

                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

      Денежный рынок формируется и функционирует в связи с денежно - кредитной политикой. Воздействие на денежный рынок представляет иерархию целей, применимых в каждодневных операциях на открытом рынке или более долгосрочные воздействия на такие параметры, как количество денег, находящихся в обращении. Денежный рынок управляется центральным финансовым институтом посредством операций на открытом рынке, изменение учетных ставок, уровня обязательных резервов, что по-разному оценивается в теориях.

    Широкое распространение в конце 1970-х гг. получили монетаристские взгляды. Многие думали, что Кейнсианская стабилизационная политика потерпела крах, не удержав инфляцию. Когда в 1979 году темпы инфляции стали выражаться двузначными цифрами, многие экономисты и политики пришли к мысли о том, что единственную надежду на подавление инфляции следует связывать с кредитно-денежной политикой.

     Многочисленные исследования вопроса о том, что жесткая и заслуживающая доверия кредитно-денежная политика монетаристов - это антиинфляционная стратегия с низкими издержками, показывают, что жесткая кредитно-денежная политика срабатывает, но сопряжена с большими затратами. С точки зрения потерь выпуска и занятости, экономические жертвы монетаристской антиинфляционной политики были почти столь же велики, как и те издержки, к которым приводили в предыдущие периоды другие методы антиинфляционной политики. Деньги работают, но они не создают чуда.

      Парадоксально, но после успешного монетариского эксперимента по искоренению инфляции в американской экономике (возможно, вследствие этого успеха) изменения, произошедшие на финансовых рынках, привели к таким сдвигам в поведении экономических переменных, которые подорвали основы монетариского подхода. Главный сдвиг во время монетаристского эксперимента и после него состоял в изменении поведения скорости обращения. Напомним, что монетаристы утверждают, будто значение скорости обращения денег относительно стабильно и предсказуемо.

     В отличие от монетаризма, у сторонников кейнсианства были свои формы денежного обращения. Преодоление идеи сбалансированного бюджета было тесно связано с развитием концепции “встроенных стабилизаторов” экономики, роль которых способна выполнить прогрессивная система налогообложения и социальные выплаты, в первую очередь пособия по безработице. С их помощью размер совокупного спроса способен автоматически сжиматься и расширяться. Эта концепция предполагала, что дефицит, появляющийся во время кризиса (вследствие роста социальных расходов и недобора по налогам из-за снижения доходов), будет компенсироваться во время подъема, когда возникнет бюджетный излишек.

      В данной курсовой работе я также рассмотрела проблемы и пути развития денежного рынка Республики Беларусь. Основными направлениями макроэкономической политики страны в последние годы являются стимулирование инвестиций и роста, а также сдерживание разрушительной для экономики либерализации. Но в условиях высокой инфляции и значительного дефицита текущего счёта невозможно достичь устойчивого экономического роста. Как уже говорилось, инфляция в Беларуси тесно связана с долларизацией экономики. Беларусь является одной из самых долларизованных стран, цены и заработная плата в стране индексируются в иностранной валюте. Растущая долларизация автоматически ведёт к инфляции и нестабильности банковской системы. Её снижение является трудной задачей.

      Для того, чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Проблемы функционирования денежного рынка в Республике Беларусь