Проведение финансовой политики в России на 2004 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИНАНСОВ.
1.1. Сущность и необходимость финансов.
1.2. Функции финансов.
1.3. Финансовая система, ее звенья.
1.4.1. Финансовый контроль.
1.4.2. Управление финансами.

2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
2.1. Понятие финансового рынка. Основные составляющие.
2.2. Инструментарий финансового рынка.
2.3. Финансовое планирование.

3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
3.1. Сущность финансовой политики.
3.2. Бюджетная политика государства как средство регулирования финансового рынка.
3.2.1. Сущность и роль гос бюджета (ГБ).
3.2.2. Доходы ГБ.
3.2.3. Расходы ГБ.
3.3. Бюджетное устройство и бюджетный процесс.
3.3.1. Бюджетная система РФ.
3.3.2. Бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти.
3.3.3. Бюджетный процесс.
3.4. Проблемы бюджетов. Проблемы РФ в межбюджетных отношениях.
3.4.1. Проблемы бюджетов.
3.4.2. Проблемы РФ в межбюджетных отношениях.
3.5. Фискальная политика.

4. ПРОВЕДЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ НА 2004 ГОД.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Государство и фин. рынок 2 курс.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных   соглашений,  учредительских  документов и т. д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

По приемам и способам осуществления финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

1.4.2. Управление финансами.

Согласно определению, управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции.

В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.).

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, - сметы; кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации  ”узких”  мест, решения вновь возникающих задач и т. п.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

 

2. Финансовый рынок.

2.1. Понятие финансового рынка. Основные составляющие.

Финансовый рынок — это особая форма денежных операций, где объектом купли - продажи выступают свободные денежные средства субъектов хозяйствования, государства и населения. Причем предоставление этих средств производится на основе выпуска и обращения различных видов ценных бумаг.

Участники финансового рынка:

Сберегатели – юридические и физические лица накапливающие денежные средства в связи с тем, что расходы меньше накопленных средств, сосредоточенных на руках в виде наличности или на счетах в банках (население, предприятия и государство).

Инвесторы – субъекты хозяйствования (органы государственного управления, направляющие денежные средства на покрытие срочных и длительных потребностей).

Эмитенты - юридические лица, которые могут выпускать ценные бумаги. С помощью финансового рынка денежные накопления сберегателей привлекаются для инвестирования затрат на развитие производства, осуществление государственных и региональных целевых программ и других нужд. Объективной предпосылкой является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах у субъектов хозяйствования с наличием источников финансовых ресурсов.

Функциональное назначение финансового рынка - осуществление аккумуляции и перераспределения денежных средств в целях обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами субъектов хозяйствования и государственных органов.  Формирование и функционирование финансового рынка обусловлено следующими экономическими, правовыми и организационными факторами.

Экономические факторы – наличие в экономике реальных собственников, обладающих реальной самостоятельностью, которые способны заключать сделки, предлагая спрос на денежные средства, а также инвестировать их (это реальный спрос на денежные средства). Правовые основы - соответствующие юридические документы, регламентирующие деятельность рыночных структур. Организационные основы - воплощаются через формы организации рыночных операций (фондовые биржи и межбанковские объединения).  На фондовых биржах и межбанковских объединениях наряду со сберегателями, эмитентами и инвесторами функционируют посредники: брокеры и дилеры. Брокеры осуществляют число посреднические операции. Дилеры выполняют посреднические операции и самостоятельно принимают участие в купле - продаже ценных бумаг.

Финансовый рынок способствует развитию экономики, осуществлению материально - финансовой сбалансированности по общему объему и по структуре  общественного производства. С его помощью развиваются предприятия и отрасли, которые обеспечивают инвесторам максимальную прибыль на вложенный капитал. Способствует реальному осуществлению научно-технического  прогресса. Финансовый рынок позволяет цивилизованным образом покрыть дефицит государственного бюджета, для чего государство выпускает ценные бумаги и продает их.

Финансовый рынок состоит из нескольких частей:

1. Рынок банковских ссуд (служит для пополнения оборотных средств).

2. Рынок ссудных капиталов (служит для пополнения основного капитала. Сделка оформляется выпуском и размещением ценных бумаг).

3. Валютный рынок (фиксируется официальный курс для того, чтобы на предприятиях велся учет операций и для того, чтобы велся учет таможенных платежей. Кроме официального курса есть курс покупки и продажи валюты банком).

Ценные бумаги, которые обращаются на рынке — свидетельство о том, что покупатель (инвестор) участвует в создании капитала предприятия, выпустившего ценные бумаги (эмитента).

С экономической точки  зрения их можно охарактеризовать:

Ценная бумага – свидетельство участия юридического и физического лица либо в капитале акционерного общества, либо в предоставлении ссуды в форме займа.

Ценная бумага – долгосрочное обязательство эмитентов выплачивать вкладчикам ценных бумаг дивиденды от доходов. С юридической точки зрения ценные бумаги – это денежные документы предъявляемые вкладчиками для реализации имущественных прав выраженных в этих ценных бумагах.

Требования к ценным бумагам:

а). должна иметь номинальную цену;

б). должен устанавливаться срок ее обращения.

в). должен быть установлен фискальный режим: условия выплат.

Эти положения указаны в законе о выпуске ценных бумаг, а также оговорен надзор за выпуском ценных бумаг со стороны государства.

Рыночный курс зависит от нормы процента, размера выплат, срока функционирования и т.д.

Виды ценных бумаг:

а). долговые [например, облигация] (этот вид означает, что владелец данной ценной бумаги является кредитором, а не владельцем предприятия. В них твердо указано обязательство выплатить номинал долга);

б). долевые [акция] (показывает, что владелец этой ценной бумаги является владельцем или совладельцем предприятия - эмитента. На них указывается непосредственная доля держателя в реальной собственности).

По облигации в конце года выплачивается доход, который зафиксирован на ней и не зависит от экономического состояния предприятия (от ее успеха также). Этот вид ценных бумаг представляет собой наиболее нерискованный тип ценных бумаг, так как выплата по ней гарантирована.

Однако в случае банкротства организации в I очередь удовлетворяются кредиторы организации (владельцы облигаций). После удовлетворения всех, рабочих и т.п. кредиторов удовлетворяются акционеры.

На финансовый рынок входят не только предприятия, но и государство. Ценные бумаги, которые выпускает государство:

— казначейские векселя;

— боны;

— ноты.

В Российской Федерации выпускаются следующие ценные бумаги:

государственные краткосрочные обязательства (ГКО);

облигации федерального займа (ОФЗ);

золотые сертификаты.

Финансовые рынки ценных бумаг делятся на:

первичные рынки ценных бумаг (осуществляют первичное размещение ценных бумаг;

вторичные рынки ценных бумаг.

В качестве финансовых посредников на первичных рынках ценных бумаг выступают банки и инвестиционные компании. На первичном рынке акции и облигации размещаются по эмиссионной цене (она, как правило, ниже номинала).

Вторичный рынок возникает, когда первичный владелец избавляется от облигаций и акций на фондовых биржах.

Под финансовым планированием понимают совокупность мероприятий по составлению финансовых планов и выполнению планов формирования доходов и расходов.

 

2.2. Инструментарий финансового рынка.

Инструментарий финансового рынка:

      брокерские компании;

      банковская система;

      небанковские финансовые институты;

      инвестиционые фонды и компании;

      инновационные фонды.

      финансовые компании;

      финансово-промышленные группы(ФПГ);

      трастовые компании;

      страховые компании;

      консалтинговые компании;

      факторинговые и лизинговые компании;

      холдинг-компании.

 

Брокерские компании - это посредники ведущие торги на бирже.

Небанковские финансовые институты(трастовые компании, фонды взаимопомощи, факторинговые и лизинговые компании) торгуют  капиталом.

ФПГ - конгломерат, который включает и производство и сбыт, и реализацию. Финансова якомпания либо банк.

Факторинговые компании - это компании, оплачивающие чужие счета.

Лизинговые компании - это компании позволяющие передавать имущество в аренду.

Трастовые или доверительные компании действуют по поручению.

Консалтинг - компания советует за деньги как поступать.

Холдинг - принцип контроля или системы участия.

2.3. Финансовое планирование.

Финансовое планирование – продукт финансовых исследований, которыми занимается наука. Планирование как элемент управления есть лучшее средство финансовой политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. 

Информация о работе Проведение финансовой политики в России на 2004 год