Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:44, курсовая работа
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИНАНСОВ.
1.1. Сущность и необходимость финансов.
1.2. Функции финансов.
1.3. Финансовая система, ее звенья.
1.4.1. Финансовый контроль.
1.4.2. Управление финансами.
2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
2.1. Понятие финансового рынка. Основные составляющие.
2.2. Инструментарий финансового рынка.
2.3. Финансовое планирование.
3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
3.1. Сущность финансовой политики.
3.2. Бюджетная политика государства как средство регулирования финансового рынка.
3.2.1. Сущность и роль гос бюджета (ГБ).
3.2.2. Доходы ГБ.
3.2.3. Расходы ГБ.
3.3. Бюджетное устройство и бюджетный процесс.
3.3.1. Бюджетная система РФ.
3.3.2. Бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти.
3.3.3. Бюджетный процесс.
3.4. Проблемы бюджетов. Проблемы РФ в межбюджетных отношениях.
3.4.1. Проблемы бюджетов.
3.4.2. Проблемы РФ в межбюджетных отношениях.
3.5. Фискальная политика.
4. ПРОВЕДЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ НА 2004 ГОД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:
ВНП или НД (национальный доход) – главные источники финансовых ресурсов (в РФ сейчас спад ВНП – 50 %).
Объем инвестирования (в РФ – 1/3 от прежнего уровня и наблюдается спад инвестиционного процесса).
Темпы обновления основных фондов (в РФ сейчас носят минусовой характер).
Рост производительности труда (он в РФ сейчас носит минусовой характер).
Жизненный уровень населения (в РФ снижается)
Дефицит государственного бюджета (в РФ постепенно снижается в настоящее время – 4 %). Должен быть не более 3 %.
Финансовая система характеризуется неплатежами в государственный бюджет. Так, например, в 1995 году было собрано всего лишь 65 %. Из-за систематической неплатежеспособности приходится повышать государственный долг. Около 500 трлн. руб. – проиндексированные сбережения населения, таким образом, российское государство имеет как большую внешнюю задолженность, так и большую внутреннюю.
Государство в условиях рыночной экономики берет на себя то производство и услуги, которые не являются прибыльными, не приносят доход, но являются необходимыми для поддержания обороны, образования, здравоохранения, содержания гос. Аппарата, содержание убыточных и необходимых в интересах государства производств.
Финансовые отношения, складывающиеся между государством, юридическими и физическими лицами называются бюджетными отношениями. В результате выполнения обязательств юридических и физических лиц перед государством создается бюджетный фонд, в котором материализуются эти отношения.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны называется государственным бюджетом. Это взаимоотношение между государством, юридическими и физическими лицами по поводу распределения и перераспределения НД в целях формирования бюджетного фонда, направляемого на финансирование Н/Х, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Сущность госбюджета проявляется в его функциях: перераспределительной, контрольной.
Первая функция позволяет концентрировать денежные средства в руках государства и в дальнейшем использовать их для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Вторая функция позволяет оценить насколько полно, своевременно поступают в бюджетный фонд предназначенные для этого средства, а также оценить целевой характер использования этих средств.
Совокупность мер государственного регулирования, применяемых при формировании и использовании средств ГБ, называется бюджетным механизмом. Бюджетный механизм является реальным воплощением бюджетной политики государства.
Основное назначение бюджетного механизма это совершенствование структуры общественного производства и формирования средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства в обороне, здравоохранении, образовании, госуправлении.
Функционирование ГБ проявляются в двух категориях: доходы ГБ, расходы ГБ.
Доходы ГБ - это совокупность экономических отношений, возникающих у государства в процессе формирования бюджетного фонда страны. Форма проявления этих отношений, составляющих доходы ГБ являются платежи предприятий, организаций, населения.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств зависят от систем и методов хозяйствования. Основным источников доходов бюджета являются налоговые платежи, которые являются формой безвозвратных платежей в пользу государства. Налоговые платежи имеют две функции: фискальную, экономическую.
Фискальная функция налоговых платежей заключается в формировании бюджетного фонда государства. Экономическая функция заключается во влиянии налоговых платежей на пропорции общественного производства.
Совокупность налоговых платежей и налоговых доходов составляет налоговую систему государства. Налоговая система имеет две основные группы налоговых платежей: прямые и косвенные.
Прямые налоговые платежи уплачиваются:
1.юридическими лицами;
2.физическими лицами;
3.обоими;
Косвенные налоги уплачивает потребитель продукции и услуг.
Пример прямых налогов: налог на прибыль, на землю, подоходный налог.
Пример косвенных налогов: акцизы, таможенные пошлины, НДС.
Налоги могут быть реальными и личные.
Реальные налоги рассчитываются от стоимости имущества (транспортные). Личные налоги рассчитываются у источника дохода или в соответствии с декларацией о доходах. Их уплачивают юридические или физические лица. Имеются неналоговые доходы: поступления от приватизации, доход от внешнеэкономической деятельности.
Сравнительный анализ внешнеторгового оборота
и доходов территориальных бюджетов.
Таблица 2
| Всего внешнеторговый оборот (в фактически действовавших ценах; млн. дол.) | Условно-собственных доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2001г. | Отношение условно-собственных доходов к внешнеторговому обороту |
Московская область | 4 116,7 | 47 860 936,0 | 11 626,0 |
г. Санкт-Петербург | 5 983,1 | 47 713 417,0 | 7 974,7 |
Республика Башкортостан | 2 489,1 | 25 263 803,0 | 10 149,8 |
Республика Татарстан | 3 173,6 | 33 806 464,0 | 10 652,4 |
Самарская область | 4 256,2 | 26 171 059,0 | 6 148,9 |
Красноярский край | 3 470,0 | 27 064 231,0 | 7 799,5 |
Приморский край | 1612,2 | 9 515 698,0 | 5 902,3 |
Хабаровский край | 2 498,0 | 13 705 117.0 | 5 486,4 |
Сахалинская область | 499,9 | 4 812 851,0 | 9 627.6 |
Еврейская автономная область | 20,7 | 480 293,0 | 23 202.6 |
Чукотский автономный округ | 2,3 | 1 819217,0 | 790 963,9 |
Расходы ГБ - совокупность экономических отношений, связанных с распределением и перераспределением бюджетного фонда страны.
Расходы бюджета по своему назначению:
1.распределение по отраслям
2. по территориям
3. по целевому характеру
Основу отраслевой группировки расходов ГБ составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.
Основы территориального распределения налогов составляют государственное устройство, в соответствием с которым налоги делятся на общегосударственные и местные, которые взимаются на определенной территории согласно административно-
народное хозяйство
социально-культурные мероприятия
оборона
государственное управление
по целевому назначению расходы ГБ направляются в производственную сферу(кап. вложения, дотации, опережающие расходы), в непросферу(з/п, расходы на эксплуатацию объектов). В соответствии с организационными принципами построения бюджета расходы делятся на две группы: по целевым программам и по уровню управления
Направленность расходов федерального бюджета.
Схема 1
.
По уровню управления расходы делятся на государственные и местные. Доходы и расходы государства тесно и взаимно увязаны. Расходы государства могут превышать его доходы на относительно небольшую долю ВНП. Мировая практика показывает, что это в среднем 2% - 6%.
№ | Направление расходования | 2002 г. | 2003 г. | ||
млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | ||
1 | Социальный комплекс | 27,16 | 61,0 | 38,54 | 68,7 |
2 | Производственный комплекс | 7,03 | 15,8 | 7,34 | 13.1 |
3 | Специальный комплекс {Минобороны, МВД, Федеральная погранслужба) | 10,37 | 23,2 | 10,18 | 18,2 |
1. Бюджетная система, ее структура и назначение.
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.
Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Это единство реализуется через единую социально - экономическую, включая налоговую, политику.
Бюджетная структура — основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране. Главный документ в построении бюджетной системы – Конституция РФ.
По ней существуют 2 вида государств:
а). Унитарное;
б). Федеративное.
Унитарное государство имеет 2 уровня:
1). Общий;
2). Местный.
Российская Федерация — федеративное государство, имеющее 3 звена.
Кроме Конституции, существует в РФ закон, который определяет бюджетное устройство страны.
I уровень – Центральный бюджет (находится в Москве).
II уровень – Региональные бюджеты (республики, области, края, Москва, Санкт - Петербург).
III уровень – Местные бюджеты (города, района, сельского населенного пункта и т.п.).
Кроме Конституции РФ и Закона о бюджетном устройстве принимается ежегодно Закон о бюджете на текущий год.
2. Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях сбалансированности.
К механизму регулирования относятся:
– субсидии;
– субвенции;
– регулирующие доходные источники.
Субсидия – часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между отдельными звеньями федеральной системы).
Субсидии бывают:
а). целевыми (определяется цель);
б). универсальными (без указаний).
Субсидии могут иметь как одноразовый характер, так и срочный (от слова “срок”) характер.
Субвенция – часть фиксированного объема государственных средств, которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.
Регулирующие доходные источники.
Доходы делятся на:
1) закрепленные (заранее закреплены);
2) регулирующие (прейдут позже).
Закрепленные доходы — это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в местные органы власти).
Регулирующие доходы — это доходы, которые идут для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.
Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется специальными налоговыми законодательствами и кодексами.
Отличительные особенности и характерные черты внутреннего и внешнего государственного финансового контроля.
Таблица 3
Факторы | Внутренний государственный финансовый контроль | Внешний государственный финансовый контроль |
1. Цель | Определяется исполнительной властью | Определяется законодательной (представительной) властью |
2. Задачи | Исходя из потребностей управления финансовыми потоками в целом или в отдельных отраслях | Оценка достоверности финансовой отчетности и реальности бюджетных проектировок, подтверждение соблюдения требований действующего законодательства, выработка предложений по оценке деятельности органов, исполняющих бюджет, по предупреждению возможных нарушений действующего законодательства, повышению эффективности использования государственных средств и имущества, совершенствованию налогового администрирования и бюджетного процесса в целом. |
3. Объект финансового контроля | Отдельные функциональные задачи управления | Средства бюджета и внебюджетных фондов, доходы от предпринимательской и иной деятельности, государственная (муниципальная) собственность, система финансового учета и отчетности, проекты бюджетов и других законодательных актов, бюджетное законодательство |
4. Процедуры, правила | Определяются Минфином России или самостоятельно | Определяются ревизионными и другими стандартами ИНТОСАИ при отсутствии национальных стандартов государственного внешнего финансового кон-тоня |
5. Вид деятельности | Исполнительская деятельность | Независимая контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность |
6. Организация работы | Выполнение конкретных заданий руководства исполнительной власти | Определяется самостоятельно исходя из общепринятых норм, принципов, правил и процедур осуществления внешнего государственного финансового контроля |
7.Взаимоот-ношения с объектом контроля | Подчиненность исполнительной власти | Независимость, равноправное партнерство |
8. Ответственность | Перед исполнительной властью | Перед обществом и законодательной (представительной) властью, устанавливается законодательным актом |
9. Отчетность | Перед исполнительной властью | Перед законодательной (представительной) властью, через СМИ в обязательном порядке доводится до общественности |
10. Субъекты государственного финансового контроля | Органы управления, подчиненные исполнительной власти | Независимые органы государственного муниципального) финансового контроля, создаваемые законодательной (представительной) властью. |
П. Квалификация сотрудников | Квалификационные требования к профессиональной компетенции сотрудников могут быть одинаковыми |
|
12. Оплата труда | Начисление зарплаты осуществляется в соответствии с должностными окладами по штатному расписанию | |
13. Формы финансового контроля | Одни и те же (предварительный, текущий и последующий финансовый контроль) | |
14. Методы финансового контроля | При решении одинаковых задач могут быть одними и теми же, например, проверка целевого использования бюджетных средств. Однако могут иметь место различия в степени точности и детальности их применения | |
|
Информация о работе Проведение финансовой политики в России на 2004 год