Проведение финансовой политики в России на 2004 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИНАНСОВ.
1.1. Сущность и необходимость финансов.
1.2. Функции финансов.
1.3. Финансовая система, ее звенья.
1.4.1. Финансовый контроль.
1.4.2. Управление финансами.

2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
2.1. Понятие финансового рынка. Основные составляющие.
2.2. Инструментарий финансового рынка.
2.3. Финансовое планирование.

3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
3.1. Сущность финансовой политики.
3.2. Бюджетная политика государства как средство регулирования финансового рынка.
3.2.1. Сущность и роль гос бюджета (ГБ).
3.2.2. Доходы ГБ.
3.2.3. Расходы ГБ.
3.3. Бюджетное устройство и бюджетный процесс.
3.3.1. Бюджетная система РФ.
3.3.2. Бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти.
3.3.3. Бюджетный процесс.
3.4. Проблемы бюджетов. Проблемы РФ в межбюджетных отношениях.
3.4.1. Проблемы бюджетов.
3.4.2. Проблемы РФ в межбюджетных отношениях.
3.5. Фискальная политика.

4. ПРОВЕДЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ НА 2004 ГОД.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Государство и фин. рынок 2 курс.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

1) налоги, которые играют основную роль

а) прямые:

– поимущественный;

–  поземельный;

– промысловый;

б) косвенные:

– налог на покупки;

– акцизы на товары массового потребления;

2) налоги, которые устанавливаются центральными властями в определенных процентах к государственным, собираемым на территории местных органов.

3) прочие местные налоги:

– налоги на владельцев автотранспорта;

– лицензирование деятельности.

Местных налогов в мире много. Например, в Англии – 1 местный налог, а в Бельгии – 100.

Неналоговые доходы, поступления от которых находятся в местных органах власти:

– сдача в аренду и продажа земли;

– сдача в аренду лесных массивов;

– прочие поступления.

На налоговые и неналоговые доходы приходится примерно 60 – 70 % в местных бюджетах.

Формула выравнивания:

Для подсчета потребностей необходимо определить перечень услуг, за которые несут ответственность местные органы власти (образование, престарелые. инвалиды, милиция, пожарные, содержание дорог и т.п.).

Доходы – производная от налоговой базы.

3.5. Фискальная политика.

Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.

              Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

              Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

              Рассмотрим вкратце дискреционную фискальную политику.

              В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:

     увеличения государственных расходов;

     снижения налогов;

     сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

              Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

              В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

     уменьшения государственных расходов;

     увеличения налогов;

     сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

              Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

              В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

              К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

              К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос. 

4. Проведение финансовой политики в России на 2004 год.

              Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.

              В соответствии с законом доходы федерального бюджета составят 2  трлн. 742 млрд. 850 млн. руб., расходы — 2 трлн. 659 млрд. 447 млн. руб., профицит бюджета — 83 млрд. 400 млн. руб. В текущем году ВВП в Российской Федерации составит 15 трлн. 300 млрд. руб., инфляция прогнозируется на уровне 10 %, экономический рост — 5,2 % ВВП.

Одной из основных целей финансовой политики является формирование эффективной бюджетной сис­темы, ее ориентация на стимулирование экономичес­кого роста и снижение социального неравенства.

В Правительстве Российской Федерации 15 апреля т. г. прошло обсуждение Концепции реформы бюджет­ного процесса в стране в 2004-2006 гг., целью которой является создание условий и предпосылок для макси­мально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с при­оритетами государственной политики.

Согласно этой Концепции бюджет формируется ис­ходя из целей и планируемых результатов государствен­ной политики. Бюджетные ассигнования должны иметь четкую привязку к функциям (услугам, видам деятель­ности). При их планировании основное внимание дол­жно уделяться обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ.

Концепция предусматривает расширение самосто­ятельности и ответственности администраторов бюд­жетных средств: устанавливаются долгосрочные пере­ходящие лимиты ассигнований с их ежегодной коррек­тировкой в рамках среднесрочного финансового пла­на, формируется общая сумма ассигнований (глобаль­ный бюджет) на определенные функции и программы, в рамках которых детализация направлений использова­ния ассигновании определяются администраторами бюджетных средств, создаются стимулы для оптимиза­ции использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т.д.), приоритет отдается внутреннему кон­тролю, ответственность за принятие решений делегиру­ется на нижние уровни. Проводится мониторинг и пос­ледующий внешний аудит финансов и результатов дея­тельности, оценка деятельности администраторов бюд­жетных средств ведется по достигнутым результатам.

Сущностью этой реформы является смещение ак­центов бюджетного процесса от управления бюджет­ными расходами к управлению результатами путем по­вышения ответственности и расширения самостоятель­ности участников бюджетного процесса и администра­торов бюджетных средств в рамках четких среднесроч­ных ориентиров.

Реформирование бюджетного процесса предполага­ется осуществить по следующим направлениям:

1)  реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;

2)  выделение бюджета 'действующих" и "принима­емых" обязательств;

3)  совершенствование среднесрочного финансово­го планирования;

4)  развитие и расширение сферы применения про­граммно-целевых методов бюджетного планирования;

5)  упорядочение процедур составления и рассмот­рения бюджета.

В соответствии с этим предусматривается:

-  приведение бюджетной классификации РФ к требо­ваниям международных стандартов с учетом проводимых изменений в структуре и функциях федеральных органов исполнительной власти, а также введение интегрирован­ного с бюджетной классификацией плана счетов бюджет­ного учета, основанного на методе начислений и обеспе­чивающего учет затрат по функциям и программам;

-  обеспечение повышения надежности среднесроч­ного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств в рамках приня­тых бюджетных ограничений и приоритетов государ­ственной политики;

-  формирование «встроенных» в бюджетный процесс процедур оценки результативности бюджетных расходов, обеспечение поэтапного перехода от сметного принци­па планирования и финансирования расходов к бюджет­ному планированию, ориентированному на результаты;

-  совершенствование процедур составления и рас­смотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.

Предлагаемые в Концепции основные принципы и направления реформирования бюджетного процесса относятся к бюджетам всех уровней бюджетной систе­мы Российской Федерации.

Реформа бюджетного процесса, с одной стороны, является одной из важнейших предпосылок для повы­шения эффективности государственного управления и реструктуризации бюджетного сектора, и, с другой сто­роны, зависит от темпов и направлений широкого кру­га структурных реформ.

Правительство Российской Федерации в основном одобрило проект Концепции реформирования бюджет­ного процесса в Российской Федерации в 2004 —2006 годах.

Минфину России, Минэкономразвития России со­вместно с федеральными министрами, руководителя­ми федеральных служб и агентств при подготовке феде­рального бюджета на 2005 г. необходимо обеспечить реализацию мероприятий концепции, касающихся:

-  повышения эффективности реализации федераль­ных целевых программ;

-  обеспечения взаимодействия с органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации;

-  совершенствования взаимодействия с палатами Федерального Собрания Российской Федерации при под­готовке и рассмотрении проекта федерального бюджета;

-  реструктуризации учреждений бюджетной сферы. Были одобрены предложения Минфина России по

вопросу о совершенствовании бюджетной классифика­ции. В связи с этим формирование бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджета на 2005 г., должно проходить с учетом внесенных предложений.

Доработанный Минфином России проект Концеп­ции внесен в Правительство вместе с соответствующим планом мероприятий по реализации Концепции.

              В 2004 г. ожидается около 2400 млрд. руб. инве­стиций за счет всех источников: предприятий, кредитов, государственного бюджета. Важная за­дача — сохранить прирост этих инвестиций в тех темпах, которые обеспечивались в 2003 г.

Уровень инфляции в 2004 г. должен снизиться до 10%, (в 2000 г.— 20%). В 2006 г. инфляция со­ставит 5,5%, а к 2008 г. можно прийти к уровню, не превышающему 3%, т.е. Россия будет жить как цивилизованные страны, цены не будут расти, как сейчас, включая тарифы естественных мо­нополий.

В ближайшие три года нужно также провес­ти реструктуризацию бюджетного сектора. Это включает существенное увеличение эффектив­ности за счет изменения форм бюджетных уч­реждений, планирования результатов их дея­тельности.

Судебная система нарастит свои расходы на 30 процентов, оклады судей возрастут на 40%. Увеличиваются в реальном выражении расходы на правоохранительную деятельность, предуп­реждение и ликвидацию последствий чрезвычай­ных ситуаций, стихийных бедствий, на охрану окружающей среды.

Преодоление бедности — задача, которую поставил президент, — достигается результата­ми проводимой экономической политики. За последние четыре года реальные доходы населе­ния — это доходы за вычетом инфляции — воз­росли на 40% и в 2004 г. возрастут еще на 8%. Число граждан, проживающих ниже черты бед­ности, за последние три года сокращено с 27% до 20,5%. Этот процесс продолжится и в 2004 г.

В 2004 г. бюджеты субъектов Российской Фе­дерации увеличатся на 451 млрд. руб., что озна­чает прирост в среднем на 27%. При этом из 451 млрд. руб. прироста доходов 108 млрд. руб. будут направлены на самые необходимые расходы: 90 млрд. руб. — на прирост заработной платы и i8 млрд. руб. — на индексацию всех необходимых расходов, связанных с медикаментами, продо­вольствием, коммунальными услугами и прочим. В результате в Российской Федерации только в 15-20 субъектах может сложиться дефицит по выплате заработной платы, в связи с чем Пра­вительство предусмотрело соответствующие ре­зервы в федеральном бюджете, которые позво­лят решить и эту проблему.

Общий уровень заработной платы в бюджет­ном секторе в 2004 г. составит 65% от уровня сред­ней заработной платы в промышленности (в 2000 г. — 50%, в 2003 г. — 60%). Также продолжится рост расходов на социальную политику, на целый ряд социальных программ. В частности, на соци­альную помощь — на 20,9%, социальное обес­печение службы занятости — на 15%.

Среди важнейших приоритетов, которые на­звал Президент, — обеспечение национальной обороны и безопасности. Здесь также обеспечи­вается приоритетный прирост расходов на на­циональную оборону — на 19%, что выше уров­ня инфляции. Третий год подряд, включая и 2004 г., объем оборонного заказа наращивается на 1 млрд. дол. Это позволит обеспечить соответствующие закупки техники, ремонт подводных лодок, са­молетов и т.д. Этих средств вполне достаточно для того, чтобы обеспечить надежность всех ме­ханизмов, применяемых в Вооруженных Силах. Сегодня ставится также задача увеличения про­зрачности расходов силовых структур.

Продолжается сокращение государственного долга. В 2004 г. он снизится до 3% ВВП, что, ко­нечно, существенно снижает риски неплатежей, дефолтов и недоверие к российскому бизнесу. Как результат — одно из ведущих международ­ных рейтинговых агентств поставило Россию в десятку самых привлекательных инвестиционных стран мира — на восьмое место.

Информация о работе Проведение финансовой политики в России на 2004 год