Прогнозирование демографического развития, как основного фактора обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:59, контрольная работа

Краткое описание

Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса. Демографический прогноз – это расчет ожидаемой численности и половозрастной структуры населения мира, региона, страны или ее части на основе фактической структуры и существующих или предлагаемых уровней рождаемости и смертности в разных возрастах, а также тенденций миграции. Объектами демографических прогнозов являются показатели численности населения, темпы роста (снижения) численности населения; рождаемости, смертности, миграции, половозрастной структуры населения, а также трудовой, экономический, потребительский потенциалы, жизненный фонд населения и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..3
РАЗРАБОТКА ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ, ЕЕ СТАДИИ
И ВРЕМЕННЫЕ ГОРИЗОНТЫ ПРОГНОЗОВ………………………………………….7
3. ФАКТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………10
4. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ…………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Прогнозирование демографического развития как основного фактора обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)


потенциала необходимо иметь информацию о средней продолжительности  трудовой жизни отдельных возрастных групп населения (или поколений).

Длина поколения составляет около 30 лет. Это  промежуток времени между рождением  отца и сына, матери и дочери.

Теоретически  средняя продолжительность трудовой жизни равняется 44 годам для мужчин и 39 годам для женщин. В действительности она меньше по разным причинам: часть времени трудоспособного возраста используется на получение образования, теряется вследствие заболеваний, существуют льготные категории профессий, у которых продолжительность трудовой жизни короче, часть времени в рыночных условиях теряется вследствие безработицы и т.д.

Такое уменьшение фактической продолжительности  трудовой жизни учитывается с  помощью соответствующих коэффициентов. Кроме того, в расчетах учитывается  трудовой фонд нетрудоспособного населения.

На  основе трудового потенциала населения  рассчитывается его экономический  потенциал. Он определяет возможные  результаты реализации трудового потенциала населения и рассчитывается как  произведение прогнозной производительности труда людей, занятых трудовой деятельности, на прогнозную численность с учетом того, что производительность труда лиц различных возрастных групп неодинакова.

 


 Формула такого  расчета следующая:

 

Опр = Ч1,… n

 

где Опр – объем ВВП, созданный населением в прогнозируемом периоде;

В1, ... , n – прогнозная величина ВВП, созданного одним человеком каждой возрастной группы;

Ч1, … , n – прогнозируемая численность населения каждой возрастной группы;

n – количество возрастных групп.

Показатель  потребительского потенциала населения  отражает объем продовольственных  и непродовольственных товаров, который может быть потреблен  населением в течение прогнозируемого  периода. Он рассчитывается как произведение норм потребления товаров, дифференцированных по половозрастным, профессиональным, социальным и другим группам на прогнозируемую численность населения соответствующих групп. Формула расчета следующая:

 

ПП = Н1,…,n*Ч1,… n

 

где ПП – потребительский потенциал  населения;

Н1,…, n- нормы потребления населения различных групп;


Ч1,…n- прогнозируемая численность населения различных возрастных групп;

n – количество групп.

Разница между величинами экономического и  потребительского потенциала выражает экономическую эффективность жизни населения (Эж):

 

Эж = Опр – ПП.

 

Содержание  экономической эффективности жизни  населения – это тот добавочный продукт, который создается им в  течение трудовой жизни.

Показатель  жизненного фонда населения определяет то количество лет, которое возможно прожить различным возрастным группам и всему населению при социально-экономических условиях прогнозируемого периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ

 

Для социального и экономического планирования важно знать перспективную численность  возрастно-полового и семейного состава населения, а также качественные характеристики населения, будущую его образовательную и профессиональную структуру. Следовательно, демографический прогноз в современном его понимании состоит из оценок целого ряда взаимосвязанных социально-экономических и демографических явлений, т. е. имеет комплексный и многосторонний характер. Необходимо также учитывать влияние миграции и, естественно, ту демографическую политику, которую проводит и намечает проводить то или иное государство.

Для определения оптимальных вариантов воспроизводства в стране и в регионах, по мнению ученых РАГСа, необходимо: во-первых, составление многовариантных прогнозов населения и, во-вторых, оценка возможных режимов воспроизводства населения [5, с. 45].

В широком  смысле слова под «демографическим прогнозированием» понимается предвидение будущего развития населения, т.е. предвидение как народонаселения в целом, так и изменения отдельных частных показателей движения населения. Под демографическим прогнозом понимают общую оценку будущей численности населения его компонентов.


Демографические прогнозы в зависимости от того, относятся они к стране в целом  или к ее части, имеют свои методические особенности.

Демографы, социологи, экономисты за 90-е гг. XX в., т. е. за 10 лет, прошедших с начала депопуляции, разработали множество прогнозов. Все они, вне зависимости от расхождений в гипотезах, подтверждают, что генеральным вектором демографического развития России в XXI в. является дальнейшее сокращение численности населения. По средней оценке, только за ближайшие 15 лет оно составит 13—14 млн. человек, или более 9 % от уровня 2000 г.

Сокращение  населения происходит за счет сужения  его воспроизводственной базы (численности  населения репродуктивных возрастов) и увеличения воспроизводственных издержек (чисел умерших) из-за резкой активизации процесса старения населения [11, с. 18].

Даже  при огромных затратах на демографические  программы, при условии их последовательной реализации эффект может проявиться не ранее чем через 30—50 лет. Но сегодня всем ясно, что целенаправленная демографическая политика — единственный путь, который делает осмысленными все осуществляемые в России реформы.

Одобренная  Правительством РФ Концепция демографического развития на период до 2015 г. свидетельствует о том, что выбор в пользу этого пути сделан.


Целью этой политики является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок для последующего демографического роста. Особо подчеркивается, что  для достижения поставленной цели необходимо мобилизовать и использовать все компоненты, определяющие динамику населения: рождаемость, смертность, миграцию[10, с. 25].

По  оценкам Института социально-экономических  проблем народонаселения РАН, в  ближайшие 15—20 лет негативные тенденции  в демографической ситуации России могут сохраняться, а численность населения страны составит 144—135 млн., с учетом положительного сальдо миграции, а через 30 лет уменьшится до 123 млн.

В первой четверти XXI в. — по оценке — будет наблюдаться существенная диспропорция полов в сторону значительного роста женщин старших возрастов. Прогнозируются заметные перемены в миграционных процессах.

Во-первых, сократится иммиграционный приток из ближнего зарубежья (по расчетам примерное 10раз), а во-вторых, эмиграция в  дальнее зарубежье сохранится на уровне 100 тыс. человек в год. Будет продолжаться отток населения из Сибири и Дальнего Востока (в европейскую часть России и в сопредельные государства).

Свой  сценарий демографического развития предложили ученые Центра демографии и экологии человека ИНП РАН.


Как отмечают А. Вишневский и Е. Андреев, предлагаемый аналитический  демографический прогноз для  России до 2050 г. составлен не для  того, чтобы с возможно большей  точностью предсказать, как в  действительности будут меняться численность и возрастная структура населения страны в ближайшие 50 лет [4, с. 7 ].

Задача  в другом: проанализировать, какими могут быть траектории этих изменений  при различных более или менее  вероятных сценариях демографического развития. Для решения этой задачи были использованы 12 различных сценариев, которые разделяются на три группы [4, с. 8].

Группа I — сценарии с нулевой нетто-миграцией. Они позволяют оценить возможности роста численности населения и потенциальные изменения его структуры только за счет процессов естественного движения населения — рождаемости и смертности.

Группа II — сценарии с неизменной численностью населения на протяжении всего периода 2000-2050 гг. Эти сценарии показывают, какой должна быть ежегодная положительная нетто-миграция в Россию, чтобы нейтрализовать последствия отрицательного естественного прироста и обеспечить стабильность численности населения страны до 2050 г.


Группа III — сценарии с растущей численностью населения. Они дают возможность оценить, какой должна быть ежегодная положи тельная нетто-миграция в Россию, чтобы на протяжении ближайших 50 лет ее население ежегодно увеличивалось на 0,5 %.

Во  всех сценариях показатели рождаемости  и смертности рассматриваются как  независимые, эндогенные переменные, которые  изначально задают условия демографической динамике.

А. Вишневский и Е. Андреев представили таблицы, характеризующие современное состояние  демографических процессов к  России и прогнозы на 2050 г. [4, с. 10].

 

                                           Таблица 1

Продолжительность жизни в России

     в 1959-2000 гг. и прогнозные сценарии до 2050 г. (лет)

 

                                                      Годы

Сценарии с  неизменной смертностью

Сценарии со снижающейся смертностью

 

мужчины

женщины

мужчины

женщины

1959

63,2

71,7

63,2

71,7

1975

62,6

73,2

62,6

73,2

2000

59,9

72,5

59,9

72,5

2025

59,9

72,5

68,6

77,9

2050

59,9

72,5

77,0

83,0


 

 

 

 

       Таблица 2


Коэффициент суммарной рождаемости в России в 1959-2000 гг.

и прогнозные сценарии до 2050 г.

 

Годы

Сценарии с  неизменной рождаемостью

Сценарии с  растущей рождаемостью

1959

2,60

2,60

1975.

1,98

1,98

2000

1,30

1,30

2025

1,30

1,50

2050

1,30

2,00


 

По  мнению демографов, при сценарии со снижающей смертностью (что в принципе вполне реально) продолжительность жизни женщин составит 83 года, мужчин — 77 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В Концепции демографического развития России выделены основные приоритеты. К ним относятся: создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранение научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации; проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и агитацию иммигрантов в Российской Федерации; совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.

Необходимо  разработать новые подходы к  регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации.

В целях  регулирования внутренней миграции должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности  рабочей силы, а также механизмы  поддержания жизнедеятельности  и экономического развития субъектов  Российской Федерации.


В «Основных  положениях региональной политики в  Российской Федерации» определены задачи регионов в демографической сфере. Органы государственной власти субъектов Федерации (при активном участии федеральных органов власти) должны проводить активную политику, направленную на: противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения; предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах; сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах; регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами; регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны; регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для рационального размещения на территории Российской Федерации; осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и собственного прироста населения в регионах России.

Информация о работе Прогнозирование демографического развития, как основного фактора обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами