Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:27, курсовая работа
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.
Введение
1.Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения
1.1 Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны
1.2 Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные последствия безработицы
1.3 Государственное регулирование занятости населения в РФ
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ
2.1 Методы прогнозирования занятости населения
2.2Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере РФ)
2.3 Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ
3.1 Основные проблемы и направления повышения уровня занятости и совершенствование ее структуры в РФ
3.2 Прогнозирование показателей занятости населения в РФ
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложения
- от 60 и старше – %
Таков демографический портрет респондентов. Образование у опрошенных в основном среднее специальное (50 процентов), высшее имеют 33 процента, среднее – 12 процентов, неполное среднее – 5 процентов. Доля лиц с высшим образованием и средне специальным образованием выше, чем доля лиц с общим образованием, следовательно, можно говорить о преобладании профессионализма экономически активного населения.
Что же мешает незанятым людям найти работу? Анализ показывает, что 28 процентов граждан не могут устроиться на работу, потому что профессия не пользуется спросом на рынке труда. Далее по рангу причин идут: возраст (24 процентов) и уровень образования (25 процентов). Затруднено трудоустройство населения на промышленных и других предприятиях районов из-за транспортной оторванности многих сельских поселений от городских центров (15 процентов респондентов). Но вот такую причину незанятости как пол отметили лишь 8 процентов респондентов, что удивительно, поскольку дискриминация по половому признаку носит очень распространенный характер.
Для половины числа респондентов наибольшую ценность в жизни представляет семейное материальное благополучие (51 процент), вторым по значимости выбрали обеспеченность всем необходимым (27 процентов), третьим – уверенность в безопасности и стабильности (22 процента).
На вопрос, как давно Вы получили специальность, большая часть респондентов (46 процентов) обучились 3-5 лет назад; 23 процента ответили, что 1-3 года назад, 20 процентов закончили 5-7 лет назад; и 11 процентов ответили, что закончили учебу больше 7 лет назад.
При выяснении у незанятых граждан, работали ли они по своей специальности, больше половины ответила, нет (73 процентов); а остальная часть ответила, что да (28 процентов).
Большая часть респондентов, ответившая нет, объяснили, по какой причине они не работали по своей специальности. Ответы распределились следующим образом, на первом месте стоит причина не пользования профессии спросом на рынке труда (43 процентов); на втором 29 процентов респондентов, которые не смогли работать по своей специальности; третье – по причине родов, материнства (22 процентов).
Что наиболее беспокоит незанятых граждан? Анализ ответов показал, что в основном это - невозможность трудоустройства по своей специальности, потеря квалификации и чувство ненужности – 47 процентов. Практически не отягощают положение большинства незанятых такие отрицательные моменты как отношение друзей и знакомых (13 процентов опрошенных); чувство обиды и несправедливости (27 процентов). А 13 процентов опрошенных не видят никаких отрицательных моментов в своем положении. Им существующее положение даже выгодно, так как они не хотят работать и не работают, и за это еще получают пособие.
Безработица ухудшает финансовое положение,
лишает возможности вести привычный
образ жизни. Социологи давно
подметили тенденцию снижения потребностей
населения в кризисных
Как же оценивают незанятые граждане свое материальное положение? Ответы показывают, что материальные трудности есть у 83 процента граждан, а 9 процентов - фактически живут в бедности и нищете, остальные респонденты (8 процентов) характеризуют свое положение как стабильное.
Исследование показало, что у незанятых очень низкие доходы в расчете на одного человека. Так, у 33 процентов респондентов они составили до 2500 рублей, у 29 процентов - от 2500 рублей до 5000 рублей, у 31 процентов - от 5000 до 7500 рублей, у 7 процентов - от 7500 рублей и более, в соответствии с Приложением Д.3.
В процессе опроса установлено, что
незанятые прилагали
Работать по найму, снизив квалификацию, согласны 30 процентов людей. Возможность снижения заработной платы ниже той, что была на последнем месте работы, допускают 25 процентов респондентов, а 45 процентов согласны работать по другой специальности. Около четверти респондентов не знают, как они поступят.
Что же касается наиболее благоприятных сфер, в которые устремляются надежды респондентов, то на первое место они ставят посреднические услуги по купле-продаже (35 процентов), второе – сферу производства (27 процентов), третье - сферу обслуживания (25 процентов).
Существенны различия в обстоятельствах незанятости. Уволились по собственному желанию 29 процентов зарегистрированных безработных; в связи с сокращением персонала либо ликвидацией предприятия – 25 процентов; не устроились по окончании школы, вуза, вуза – 15 процентов. Остальные причины увольнения (31 процент) не столь значимы.
В ходе социологического исследования было выявлено мнение респондентов по поводу государственной поддержки незанятого трудоспособного населения. 43 процентов граждан считают, что государство должно обеспечить поддержку всем членам общества; 27 процентов считают, что государство должно поддерживать только незащищенные, малоимущие слои общества; каждый человек должен заботиться о себе, о своем благополучии – 19 процентов, затрудняются ответить 11 процентов.
Сменить профессию готовы 36 процентов опрошенных, 25 процентов не готовы, и 39 процентов затрудняются ответить.
Как показал опрос, около половины респондентов потеряли работу в первый раз, почти каждый четвертый - вторично. Хроническими безработными являются 14 процентов респондентов, они теряли работу многократно. Последним придется, выбирать между вариантами: либо переучиваться, либо соглашаться на предлагаемый перечень работ, либо оставаться в статусе безработного, поскольку, чем длительнее срок безработицы, тем сложнее им, прежде всего, психологически, вернуться в состояние занятости.
По результатам анкетного
Из характера развития безработицы непосредственно вытекает вывод, что в настоящее время ведется борьба с последствиями безработицы, а ее надо упреждать. И это, наверное, должно стать центральным моментом в деятельности Государственной службы занятости. Только в этом случае окажется возможным минимизировать потери занятости из-за безработицы и максимизировать занятость. [20, c. 332]
В последнее время, когда волна мирового экономического кризиса, захлестнув всю мировую экономику, понемногу начинает отступать, проблема безработицы обостряется ещё сильнее.
На протяжении кризиса, начиная с октября 2009 года по нынешнее время, уровень безработицы в России вырос с 5,6% до 8,2%. За этот период общая численность уволенных достигла 950 тыс., человек. Цифра конечно существенная, но в целом этот показатель не на много выше чем в странах Евросоюза и ниже чем у всех стран СНГ. Но статистика отражает лишь верхушку проблемы и если рассматривать безработицу в России в разрезе экономического кризиса, то стоит выделить ряд негативных аспектов.
Во-первых, кризис не только увеличил уровень безработицы, но и понизил качество занятости. Предприятия с целью экономии средств снижают уровень заработной платы, при этом люди ощущая боязнь вообще потерять работу, идут на уступки. Так по данным Международной организации труда в докризисное время из 2,8 млрд., занятых людей в мире около 1,5 млрд., были люди, живущие на уровне бедности проживая на 2$ в день. За период кризиса цифра бедно живущего населения возросла на 300 млн., человек. И если тенденция снижения качества занятости продолжиться – выбраться из кризиса государству будет только сложнее. Т.к., многие работоспособные граждане выберут для себя не работу на предприятии с невысокой заработной платой, а пребывание дома на пособие по безработице или на альтернативных заработках. Тем самым будет затягиваться процесс восстановления экономики, которому потребуются квалифицированные кадры.
Во-вторых, безработица 2010 в России носит не столько цикличный сколько системный характер. Ведь цифра в 2,2 млн. не занятого населения (данные Росстата) не отражают всю глубину проблемы в России. По данным экспертов, в России насчитывается 26 млн., человек, которые нигде не работают и при этом не считаются безработными. Они просто находятся за пределами рынка труда. Эти люди, живущие в основном в малых городах и сёлах, существуют за счёт приусадебных участков и огородов, пенсий своих родителей, детских пособий и случайных заработков. И данная проблема влечёт за собой в большей степени социальные последствия, нежели экономические.
В-третьих, безработица 2010 в России точно не пойдёт на спад в первой половине 2010 года. По официальным данным нашу страну ожидает еще, по крайней мере, полмиллиона увольнений. И рассчитывать, что дефицит рабочих мест не приходится. Даже по самым благоприятным сценариям роста глобального ВВП и прироста рабочих мест глобальный рынок труда восстановится не раньше чем через 3 года.
Но безработица 2010 – это не вторая волна экономического кризиса, как может сложиться мнение. Повышение уровня безработицы в данном случае является этапом выхода из кризиса. Этапом, когда при снижении издержек предприятиями (ради выхода на рациональный уровень своего производства) и повышении производительности труда будет высвобождаться рабочая сила. Поэтому повышение уровня безработица в 2010 году - это грядущая проблема, которая всецело ляжет на плечи нашего общества. Нас могут ожидать такие негативные её последствия, как обострение креминогенной обстановки, усиление социальной напряжённости, рост количества физических и душевных заболеваний, расслоение общества, снижение трудовой активности. При этом снизится уровень жизни, а работники могут потерять свою квалификацию.
Более всего безработица 2010 ударит по российской молодёжи, уже сейчас около трети молодых людей не могут найти работу. Данная проблема в России стоит очень остро и требует системных изменений, т.к., у нас практически не налажен механизм адаптации молодёжи на рынке труда. У молодых людей слишком завышены ожидания. И если мы говорили выше о безработице как о социальной проблеме, то стоит выделить те шаги, которые необходимо принять со стороны социума для её преодоления. Первое, это поддержка обществом каждого своего члена - не дать тому прозябать. А на время безработицы предлагать варианты участия в общественных организациях и занятости в общественно полезном деле. Второе, попытаться снизить у людей чувства страха перед потерей рабочего места. Пояснить, что держаться за экономически невыгодную работу – это только затягивать процесс выхода из кризиса и убивать себя, как общественно полезного специалиста. Третье, биржа труда должна начать интенсивнее способствовать трудоустройству граждан и их переквалификации.
2.3 Влияние структурных
Структурные сдвиги в экономике, взаимодействуя друг с другом, могут как усиливаться, так и ослабевать. При прочих равных условиях наложение однонаправленных структурных сдвигов усиливает результирующий сдвиг в структуре, а разнонаправленных (противоположных) - ослабляет, что выражается соответствующим коэффициентом взаимодействия структурных
Красильников О.Ю. Теоретико-методологические основы исследования структурных сдвигов в современной российской экономике. Результирующий сдвиг обладает новым синергетическим качеством, не сводимым к простой арифметической сумме его составляющих.
Также можно разделить структурные сдвиги на внутренние (действующие в рамках одной замкнутой экономической системы) и внешние (действующие на макроэкономическом уровне).
Всякий структурный сдвиг
зарождение, рост и затухание, по мере прохождения которых изменяются его количественные и качественные характеристики. Жизненный период структурного сдвига в экономике имеет нециклическую природу, является необратимым на определенном временном интервале и может быть изображен в виде S-образной кривой, каждой точке которой соответствуют свои показатели результатов структурного сдвига и необходимых для его осуществления затрат (инвестиций). Структурным сдвигам в экономике характерна нелинейность, асинхронность развития, наличие временных лагов между прохождениями отдельных этапов жизненного периода различными сдвигами в структуре экономики.
Применительно к структурным сдвигам способность субъектов -представителей любых экономических интересов на активные действия по их
реализации, а также располагаемые ими ресурсы определим как потенциал.
Определение потенциала структурного сдвига позволяет проанализировать возможные в будущем структурные сдвиги, выявить доминирующие (сдвиги с наибольшим потенциалом). Необходимо отметить, что потенциал может быть как положительным, так и отрицательным. Соответственно, положительный потенциал порождает прогрессивные сдвиги в структуре экономики, отрицательны - регрессивные.
В целом, структурное преобразование следует считать эффективным, если имеет место рост основных макроэкономических параметров функционирования экономики, а также соответствие производимой продукции потребностям общества.
Под механизмом структурных сдвигов, вообще, можно понимать противоречивое взаимодействие элементов экономической структуры, при помощи которого осуществляются структурные изменения. Применительно к структуре экономики механизм структурных сдвигов можно определить как
Информация о работе Прогнозирование занятости населения (на примере субъекта РФ)