Прогнозирование занятости населения (на примере субъекта РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения
1.1 Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны
1.2 Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные последствия безработицы
1.3 Государственное регулирование занятости населения в РФ
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ
2.1 Методы прогнозирования занятости населения
2.2Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере РФ)
2.3 Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ
3.1 Основные проблемы и направления повышения уровня занятости и совершенствование ее структуры в РФ
3.2 Прогнозирование показателей занятости населения в РФ
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Прогнозирование занятости населения.doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

механизм согласования сдвигов  в структуре общественных потребностей и в структуре размещения ресурсов, прежде всего - факторов производства.

Как и любой экономический механизм, механизм структурных сдвигов состоит из субъектов, объектов и их взаимодействия. Субъектами структурных сдвигов являются хозяйствующие субъекты на различных уровнях экономики: индивидуумы, предприятия, отрасли, регионы, государства. Объектами структурных сдвигов являются различные элементы экономической системы, составляющие экономические пропорции, обладающие качественной и количественной определенностью на макроуровне.

Можно выделить два способа взаимодействия субъектных и объектных элементов: административно-командный и рыночный. В зависимости от того, какой механизм структурных сдвигов преобладает на определенном промежутке времени, та или иная причина оказывает решающее воздействие на экономическую структуру общества, определяет направление структурных сдвигов.

Какой бы структурный процесс мы ни взяли, он всегда связан с теми или иными изменениями в структуре производства, распределения, обмена или потребления. Так, сдвиги в производственной структуре можно рассматривать с технологической, организационной, отраслевой и других точек зрения; в структуре распределения - с точки зрения структуры доходов и инвестиций; в структуре обмена - с точки зрения структуры спроса и предложения, товарооборота и денежного обращения; в структуре потребления - с точки зрения производственного и личного потребления. Таким образом, структурные преобразования являются призмой, через которую можно преломить (осмыслить) все процессы экономики, а эффективные структурные преобразования могут стать фундаментом для успешного развития экономики, и именно поэтому необходимо четко представлять механизм их действия.

Структурные преобразования (сдвиги) оказывают непосредственное влияние  на экономический рост. Многие правительства  мира осуществляют политику ускоренного  роста, используя механизм структурных преобразований.

 

 

3. Стратегические направления  развития системы занятости в  РФ

 

3.1 Основные проблемы  и направления повышения уровня  занятости и совершенствование  ее структуры в РФ

 

Рынок труда занимает одно из главных  мест в социально-экономической  системе страны и является одним из важнейших факторов обеспечения устойчивости ее развития.

На рис. 2 представлены направления  регулирования рынка труда государством.

 

Рис. 2 Направления государственного регулирования рынка труда в  России

Стратегическая цель реформы трудовых отношений - создание в России эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой, необходимой квалификации, а работника - работой, достойной заработной платой и приемлемыми условиями труда.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- реформирование трудового законодательства  в целях эффективного размещения  и использования трудовых ресурсов  в экономике при строгом соблюдении  основных прав работников (право  на справедливую оплату;

- развитие механизмов социального  партнерства на уровне предприятия;

- формирование эффективных механизмов  урегулирования трудовых споров. Совершенствование и повышение эффективности механизмов досудебной защиты трудовых и социальных прав работника. Создание специализированной трудовой юстиции, государственная поддержка развития системы негосударственной защиты трудовых прав и самозащиты;

- повышение роли индивидуальных  и коллективных договоров в  регулировании вопросов оплаты и условий труда;

- возвращение заработной плате ее воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей функций и содействие развитию рыночных механизмов регулирования заработной платы;

- рационализация мер государственной  поддержки безработных. Сосредоточение  усилий служб занятости на  сокращении периода поиска безработным нового рабочего места и содействии безработным, имеющим наименьшие возможности для трудоустройства;

- реформирование системы управления  охраной труда через создание  экономического механизма, стимулирующего работодателей к поиску путей снижения уровня производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости, с одной стороны, и работника - к соблюдению техники безопасности, с другой.

Успешное проведение реформы невозможно без активной разъяснительной и просветительской деятельности государственных органов. Необходимо разработать и реализовать соответствующие государственные программы информационно-методического содействия гражданам в решении вопросов занятости и защиты трудовых прав.

Политика занятости должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице. В то же время в программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу должны быть предусмотрены меры по обеспечению продуктивной занятости, несовместимой с практикой избыточного резервирования рабочей силы на предприятиях и разрастанием скрытой безработицы. Эти проблемы должны решаться параллельно - на макро, мезо- и микро уровнях.

Разработка программы поддержания  и развития занятости, сдерживания  безработицы, минимизации ее структурной  составляющей предполагает прогнозирование  занятости населения и его отдельных групп в зависимости как от основных макроэкономических параметров развития, так и от демографических, в частности миграционных, процессов.

Первоочередное внимание при разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозно-аналитических и программных материалов в области занятости населения и рынка труда необходимо обратить на решение следующих задач:

  • оценка спроса отраслей экономики РФ на рабочую силу (в первую очередь квалифицированную) с учетом основных макроэкономических параметров развития (динамика производства, инвестиций, доходов и др.);
  • выявление взаимосвязей динамики спроса на рабочую силу (вакантных рабочих мест) и ее предложения для России в целом, в региональном и отраслевом разрезах;
  • анализ тенденций формирования общей и структурной безработицы РФ в целях их минимизации.

Итак, в настоящее время среди  многообразных задач, возникающих  в сфере занятости населения  и рынка труда, приоритетными  являются следующие:

- поддержание и расширение занятости  через согласование спроса и предложения рабочей силы, сокращение общей и структурной безработицы; повышение стимулов к активному поиску работы безработными;

- согласование тенденций изменения  оплаты и производительности  труда, повышение реального наполнения  и роли оплаты труда как источника дохода и важнейшего мотива к труду;

- согласование динамики спроса  на рабочую силу (в том числе  по основным профессиям) и развития  системы профессиональной подготовки  кадров.

В рамках более отдаленного временного периода целями развития занятости населения РФ должны выступать:

- обеспечение и закрепление  прогрессивных сдвигов в региональной  и отраслевой структуре занятости  населения;

- переориентация экономически  активного населения на новые  формы трудовых отношений;

- создание современных наукоемких рабочих мест, повышение эффективности существующих рабочих мест, существенное улучшение условий труда и повышение его оплаты;

- рост горизонтальной и вертикальной  мобильности трудовых ресурсов  в условиях непрерывного профессионального  образования.

Создание условий для развития реального сектора российской экономики, и прежде всего отраслей, нацеленных на удовлетворение потребностей российского населения, расширение капитальных вложений, сопровождающееся необходимой профессиональной подготовкой и переподготовкой рабочей силы, дающей гарантированную работу и современную профессию, — таковы основные приоритеты социально ориентированной экономической политики, актуальной для России. Конечными целями такой экономической политики должны стать проблемы безработицы и смежных социальных проблем (падения доходов и уровня жизни, социального неравенства, психологических последствий пребывания в состоянии неопределенности).

Особую значимость в деле сохранения рабочих мест и предупреждения массовой безработицы, содействия занятости, приобретает разработка и реализация политики трудового протекционизма, проведение системы мер по защите национального рынка труда. Это ставит перед правительственными органами задачу учета при формировании целей финансовой, технологической, структурной, промышленной, экспортно-импортной политики, интересов отечественных производителей, привлечения инвестиций для стимулирования продуктивной занятости.

В современных условиях объективно необходимо регулирующее целенаправленное влияние государства, его центральных и региональных органов на цену труда, через воздействие на уровень дифференциации заработной платы, ее динамику, которые, в свою очередь, определяют справедливость оплаты труда, уровень, качество и образ жизни основной части населения.

Основным рычагом усиления роли государства должна стать активная социальная политика, ядро которой  составляют политика занятости и  политика доходов.

Важнейшими приоритетами государственного регулирования в осуществлении  такой политики являются:

- становление эффективного рынка труда, преодоление неоправданно заниженной цены труда, повышение уровня его производительности;

- содействие расширению занятости,  сохранению перспективных рабочих  мест, сокращение безработицы как  основы повышения уровня жизни  населения, активизации потребительского и инвестиционного спроса, оживления производства;

- формирование системы и уровней  социальных гарантий (оплата труда,  пенсии, пособия, стипендии, медобслуживание); сокращение имущественного расслоения  населения;

- восстановление, развитие и повышение эффективности функционирования отраслей социальной сферы.

На среднесрочную перспективу  важнейшими направлениями осуществления  названных приоритетов социальной политики должны стать в области  содействия занятости:

- создание действенных стимулов для ускорения становления многосекторного хозяйства, раздвигающего возможности выбора работы по способностям и в соответствии с интересами граждан, представляющего гибкий амортизатор последствий кризисного спада в сфере занятости; расширение практики общественных работ;

- содействие становлению и развитию  всех форм самоорганизации населения,  направленных на создание дополнительных  рабочих мест, переобучение, переквалификацию, повышение уровня социальной  защищенности;

- разработка Комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, рассчитанных на нормализацию условий жизнеобеспечения населения, сохранение и повышение качества трудового потенциала;

- подготовка организационных и  нормативно-правовых основ для  реализации таких программ (в частности, для повышения заинтересованности предпринимателей в развитии рабочих мест, привлечения частных и зарубежных инвестиций), отладка механизма их информационного обеспечения и финансирования;

- введение практики обязательной  социальной экспертизы любых экономических решений и программ для оценки их социальных последствий и влияния на условия занятости и решение социальных проблем регионов по всему спектру уровня и качества жизни;

- совершенствование практики социального  партнерства за счет включения в договора всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест; организация адаптации персонала к изменению их структуры и качества.

Одним из самых важных вопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществлено двумя способами: за счет общих налоговых поступлений и за счет целевых налогов, т.е. социальных взносов на социальное страхование.

Расширение системы социальной защиты может осуществляться в трех направлениях:

-расширение социальной сферы;

-расширение состава социально защищенных групп;

-увеличение количества и повышение  уровня услуг социального обеспечения.

Также, в зависимости от избранной  модели социальной ориентации доли и объемы ресурсов, направляемых государством на социальные нужды, может существенно отличаться в зависимости от выбранной модели. При этом общая тенденция состоит в последовательном уменьшении доли затрат правительства при переходе от более к менее социально ориентированной модели.

Разработка и внедрение новой  системы социальной помощи в России должна считаться первоочередной задачей. Такая система должна быть всеобщей и обеспечивать приемлемый уровень дохода.

 

 

 

3.2 Прогнозирование показателей  занятости населения в РФ

 

В данном разделе на основе проведенного анализа динамических рядов и корреляционно-регрессионного анализа рассчитаем прогнозные значения уровня безработицы на последующие 4 года, т.е. на 2009, 2010, 2011 и 2012 годы.

На основе уравнения общей тенденции  ряда динамики = 11,11 – 0,136t – 0,0276t2 можно рассчитать будущие уровни безработицы на последующие годы.

Информация о работе Прогнозирование занятости населения (на примере субъекта РФ)