Прогнозирование занятости населения (на примере субъекта РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы прогнозирования системы занятости населения
1.1 Понятие трудового потенциала и роль занятости населения в социально-экономическом развитии страны
1.2 Факторы, влияющие на занятость населения. Социальные последствия безработицы
1.3 Государственное регулирование занятости населения в РФ
2. Анализ основных показателей занятости населения в РФ
2.1 Методы прогнозирования занятости населения
2.2Анализ основных тенденций динамики, структуры занятости населения и оплаты труда (на примере РФ)
2.3 Влияние структурных преобразований экономики региона на занятость населения
3. Стратегические направления развития системы занятости в РФ
3.1 Основные проблемы и направления повышения уровня занятости и совершенствование ее структуры в РФ
3.2 Прогнозирование показателей занятости населения в РФ
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Прогнозирование занятости населения.doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы определить прогнозные значения необходимо определить доверительные  интервалы, для чего рассчитываются средние и предельные ошибки.

Средняя ошибка определяется по формуле

 

 

где σ2у = 3,57

n =12

Следовательно

 

 

Определяем предельную ошибку по формуле

 

∆ = tμ

 

где t – кратность, соответствующая определенной вероятности или доверительный коэффициент.

Примем ошибку = 5%, тогда соответствующая ей вероятность Р = 95%, и доверительный коэффициент t = 1,96

Прогнозные значения капитальных  вложений будут определяться по формуле

y = y ± ∆

 

Таким образом, с вероятностью 95% и ошибкой расчетов 5% можно утверждать, что прогнозные значения капитальных будут находиться в полученных интервалах (таблица 1).

 

Таблица 1

Расчет прогнозных значений безработицы  на 2010-2013 г.г.

t

Годы

Уровни безработицы, исходя из аналитической функции y(t), %

Прогнозные значения, %

13

2010

5,21

7,55 - 7,55

15

2011

4,03

6,28 - 4,14

17

2012

2,79

5,10 - 2,96

19

2013

1,58

3,86 - 1,72


 

Для наиболее наглядного представления  данных построим график, представленный в приложении 4.

 

 

Заключение

 

На основании исследования, можно  сделать следующие выводы. Рассмотрев основные теоретико-методологические подходы к проблеме занятости и безработицы, сложившиеся в русле экономической парадигмы, можно сделать следующий вывод. В марксистской и кейнсианской концепции рынка труда факт безработицы рассматривался как «неизбежная безработица» и «вынужденное» явление, то есть обусловленное внешними общественными причинами. В неоклассической же и монетаристской концепциях безработица рассматривается как «добровольное» и «естественное» явление, то есть здесь подчеркиваются причины личностного начала. Обобщая отмеченные подходы можно определить занятость, во-первых, как экономическую категорию, существующую во всех общественных формациях. Во-вторых, это совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием людей в хозяйственной деятельности.

Правовую основу деятельности местного самоуправления в сферах занятости  составляют нормативные и правовые акты, которые по уровню разработки и принятия можно разделить на три группы.

К первой группе относятся правовые акты федерального уровня. Среди них можно выделить законодательные акты «общего плана», закрепляющие начала и основные принципы местного самоуправления и порядок взаимодействия его органов с органами государственного управления, различными государственными службами и отдельными учреждениями, организациями и предприятиями.

Вторую группу правовых актов образуют документы, принимаемые на уровне субъекта Федерации. Это конституции (уставы) субъектов Федерации, законы и постановления администраций, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления

Третью группу образуют правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления - это уставы муниципальных образований, постановления и распоряжения их представительных и исполнительных органов и отдельных должностных лиц.

Взаимодействие между уровнями управления и сфере занятости  регламентируется федеральными нормативными актами, определяющими источники  и порядок формирования муниципальных  внебюджетных фондов и их отношения с вышестоящими фондами, регламентирующими деятельность центров занятости и критерии отнесения муниципальных образований к категории «кризисных» по состоянию рынка труда.

Служба занятости, действуя в установленных  законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и является организационно самостоятельной службой на территории РФ. Территориальные органы службы занятости являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления Органы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляют государственную политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации.

В последние годы акценты в проведении политики содействия занятости все  больше переносится на территориальный, муниципальный уровень, набор инструментов государства в регулировании занятости сужает. Регулирующим инструментом проведения политики занятости является региональные и муниципальные программы содействия занятости населения. В рамках реализации этих программ разрабатываются подпрограммы активных и пассивных мер помощи безработным, определению профиля подготовки кадров в учреждениях профессионального образования и прочие

Социологическое исследование свидетельствует, в службы занятости прежде всего  обращаются те безработные, которые как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышали свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики рынка труд, новых профессиональных требований, некоммуникативны, не имеют навыков самообразования и нередко находятся в состоянии психологического стресса. Что касается молодежи, то здесь прибавляются отсутствие опыта, низкий профессионализм, снижение уровня образования.

Экономическая основа трудовых отношений  в нашей стране за последние полтора  десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые ранее либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии. В этом смысле российский рынок труда начинает все больше напоминать рынки труда развитых индустриальных стран.

Важное значение имеет уровень  образования и профессиональной подготовки населения. Почти половина безработных имеют среднее специальное  или начальное профессиональное образование, что соответствует  среднему уровню образования безработных. Это лишний раз подчеркивает актуальность проблемы квалифицированных рабочих кадров на российском рынке труда.

 

 

Список использованной литературы и источников

 

1 Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.

2 Закон о занятости населения  в Российской Федерации от 25.07.2002 №116-ФЗ.

3 Трудовой кодекс Российской  Федерации. – М. : Омега-Л, 2005. –  с. 183

4 Авраамова, Е.М. Правовое регулирование на российском рынке труда / Е.М. Авраамова, Ю.Б. Вернаховская // Вопросы экономики. – 2006. – № 4. – с. 37-41.

5 Агабекян, Р.Л. Современные теории  занятости : учебное пособие для  вузов / Р. Л. Агабекян, Г.А. Авагян. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 190 с.

6 Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокин. – М. : ЮНИТИ, 2001. – 407 с.

7 Боровик, В.С. Занятость населения  : учебное пособие / В.С. Боровик,  Е.Е. Ермакова, В.А. Похвощев. –  Ростов-на-Дону: «Феликс», 2001. – 320 с.

8 Бочарова, И. Программы содействия  занятости // Экономист. – 2005. - №5. – с. 77-84.

9 Бреев, Б. О качестве занятости  населения России // Общество и  экономика. – 2005. - №7-8. – с. 305-325.

10 Буланов, В.С. Рынок труда  : учебник / Под ред. проф В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М. : «Экзамен», 2000. – 448 с.

11 Вертешев, С.М. Региональная социально-экономическая  политика: разработка, реализация, оценка  эффективности (учебно-методическое  пособие) / под рук. д.т.н. проф. С.М. Вертешева, проф. Рохчина В.Е. – СПб : Издательство СПб ГПУ, 2003. – 320 с.

12 Вишневская, Н. Реформа законодательства  о защите занятости и рынок  труда // Мировая экономика и  международные отношения. – 2006. - №10. – с.34-42.

13 Ворожейкин, И.Е. Управление социальным развитием организации : учебник / И.Е. Ворожейкин. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 176 с.

14 Гимпельсон, В. Нестандартная  занятость и российский рынок  труда / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников // Вопросы экономики. – 2006. - №1. – с. 122-144.

15 Гимпельсон, В.Е. Нестандартная занятость в российской экономике / под ред. В.Е. Гимпельсона и Р.И. Капелюшникова. – Госуд. Ун-т –Высшая школа экономики. – М. : Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. – 400 с.

16 Иванова, В.Н. Управление занятостью  населения на местном уровне: учебное пособие / В.Н. Ивановой, Т.И. Безденежных. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 192 с.

17 Ильин, С.П. Рынок рабочих  мест для социально не защищенных  категорий населения // ЭКО. –  2005. - №12. – с. 128-135.

18 Капелюшников, Р. Российская модель  рынка труда: что впереди? // Вопросы экономики. – 2003. - №4. – с. 83-100.

19 Капканщиков, С.Г. Государственное  регулирование экономики : учебное  пособие / С.Г. Капканщиков. –  М. : КНОРУС, 2006. – 352 с.

20 Колосницына, М.Г. Экономика  труда : учебное пособие для  студентов бакалавриата экономических вузов / М.Г. Колосницына. – М. : ИКЦ «Академкнига», 2003. – 240 с.

21 Комлев, Ю.Ю. Исследование неформальной  занятости методом выборочного  социологического опроса / Ю.Ю. Комлев, О.М. Краснова // Экономический вестник  Республики Татарстан. – 2002. - №3. – с. 45-48.

22 Кузьминова, Т.В. Исследование  феномена безработицы отечественной  наукой // Социологические исследования. – 2003. – № 7. – с. 145-147.

23 О Салливан, А. Экономика города / А. О Салливан. – 4-е изд. : пер.  с англ. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 706 с.

24 Орешин, В.П. Управление региональной  экономикой : учебное пособие / В.П.  Орешина Л.В. Потапова. – М. : ТЕИС, 2003. – 330 с.

25 Ромашов, О.В. Социология труда:  учебное пособие / О.В. Ромашова. – М. : Гардарики, 2001. – 320 с.

26 Рудык, Э. Управление трудом в России: к вопросу о применимости японского опыта // Российский экономический журнал. – 2002. - №1. – с. 48-57.

27 Скутнева, С.В. Социально-правовые  аспекты проблем занятости // Социологические  исследования. – 2006. – № 10. –  с. 88-90.

28 Старовойтова, Л.Н. Занятость населения  и ее регулирование : учебное  пособие для студентов высших  учебных заведений / Л.Н. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. – М.: Изд. центр  Академия, 2001. – 192 с.

29 Четвернина, Т. Российская система  защиты от безработицы в контексте мирового опыта // Вопрсы экономики. – 2002. - №11. – с. 59-76.

30 Шлендер, П.Э. Экономика труда  : учебник / под ред проф. П.Э.  Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. –  М. : Юристъ, 2003. – 592 с.

31 Шуклин, И.Н. Экономика и социология  труда : учебное пособие / И.Н. Шуклин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Киров ВятГУ, 2001. – 212.

Интернет ресурсы

  1. www.trudobzor.ru
  2. www.rutrud.ru
  3. www.mirec.ru (журнал «Мировое и национальное хозяйство»)

 

 

Приложение 1

 

Эволюция занятости  в общественном производстве в РФ (www.trudobzor.ru)

 

Стандартизированная занятость  в «обществе труда»

Дестандартизированная занятость постиндустриальной эпохи

Профессия

Осуществление трудовой деятельности в рамках единственной профессии, являющейся источником доходов  и самоидентификации

Частая смена рода деятельности, отсутствие единственной профессии

Работа

Единственная (в данный момент времени)

Несколько мест работы, организованные в «портфель работ»

Трудовая биография (карьера)

Стандартизированная, непрерывная, поступательная, восходящая, конечная трудовая биография (карьера), представляющая собой последовательную смену мест работы и должностей вплоть до выхода на пенсию

Индивидуализированная, дискретная (прерывистая), ненаправленная, без четких границ окончания

Трудовой договор

Типовой трудовой договор, закрепляющий стандартизированные  условия занятости для целых  отраслей и профессий

Индивидуализация трудового  договора, неформальный наем, самозанятость

Рабочее время

Полное рабочее время (рабочий день, рабочая неделя)

Неполное рабочее время (рабочий день, неделя)

Рабочее место

Предоставляется фирмой

Часто не предоставляется  фирмой, работа на дому

Заработная плата

Обеспечивает жизнь  работника и его семьи

Каждое отдельное место  работы не способно обеспечить жизнь  работника, множественность источников заработка

Риски

Несут фирма и государство, гарантируя стабильность условий занятости  в долгосрочной перспективе

Несет работник в условиях гибкого рынка труда

Информация о работе Прогнозирование занятости населения (на примере субъекта РФ)