Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:28, реферат
ажнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.
3.4Методы прогнозирования
При обосновании прогнозов используют разнообразный набор инструментов – от простой экстраполяции на будущее сложившихся тенденций до построения сложных экономико-математических и имитационно-эвристических моделей.
Экстраполяционный
метод состоит в изучении тенденций
динамики исследуемого объекта в
ретроспективе (желательно более длительной,
чем прогнозный период и продлении
этих тенденций на перспективу. Этот
метод достаточно надежен для
краткосрочных прогнозов в
Экономико-математические
модели, используемые в предвидении
будущего, носят разнообразный характер.
Одни из них формализуют
Широкое применение
в практике прогнозирования получил
динамический межотраслевой баланс
(МОБ), который позволяет выявить
взаимосвязи в структуре
Дальнейшим развитием
МОБ является многомерная
Оптимизационные модели
применяются в прогнозировании
для выбора наиболее эффективного из
возможных вариантов; в наибольшей
мере они подходят для обоснования
нормативных прогнозов при
Эвристическое моделирование применяется для анализа и прогноза экономической динамики на основе логических умозаключений, использования методов индукции и дедукции, если нет достаточно достоверных статистических или прогнозных данных о динамике объекта. В этом случае часто строятся модели на основе экспертных оценок.
Сценарный метод
прогнозирования состоит в
4. Организация прогнозирования в России
государственный программирование прогнозирование экономика
Основы организации прогнозной работы в России определены Федеральным законом от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
Данный Федеральный
закон определяет цели и содержание
системы государственных
В соответствии со ст. 1 вышеуказанного закона, государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
Под концепцией социально-экономического
развития Российской Федерации понимается
система представлений о
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года. Цель разработки Концепции
– определение путей и способов обеспечения
в долгосрочной перспективе (2008–2020 годы)
устойчивого повышения благосостояния
российских граждан, национальной безопасности,
динамичного развития экономики, укрепления
позиций России в мировом сообществе.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. №38 – р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы). Данная программа определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на этот период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.
Законом определена разработка:
долгосрочных прогнозов
на 10 лет, на основе которых составляется
концепция социально-
среднесрочных прогнозов
на 3–5 лет, корректируемых и продлеваемых
ежегодно; на их основе правительством
разрабатывается программа
краткосрочных прогнозов, составляемых ежегодно и служащих основой ц; и подготовки федерального финансового баланса, перечня федеральных про грамм и проектировок госсектора.
Аналогичные прогнозы должны разрабатываться по межотраслевым комплексам, важнейшим отраслям и по субъектам Российской Федерации.
Необходимо отметить, что Федеральный закон от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» выполняется неудовлетворительно. Разрабатываемые Министерством экономического развития России и другими ведомствами прогнозы, как правило, не публикуются и в минимальной степени используются при принятии решений органа ми исполнительной власти. Не все предусмотренные законом прогнозы и стратегические документы разрабатываются.
Чтобы повысить уровень
прогнозной работы в стране, необходимо
дополнить указанный Закон
Целесообразно восстановить
практику разработки раз в пятилетие
комплексных прогнозов
Нужно расширить сеть научных организации, занимающихся прогнозированием, – и рамках Российской академии наук (Институт народнохозяйственного прогнозирования и другие институты), Российской академии естественных наук (Отделение исследования циклов и прогнозировании), Академии прогнозирования. Ассоциации «Прогнозы и циклы'', Международного фонда Н.Д. Кондратьева, международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева и других научных организации и общественных академий.
Предвидение будущего требует глубоких и многогранных знаний и практических навыков. Необходимо организовать подготовку профессиональных в нескольких ведущих вузах, в Российской академии госслужбы при Президенте РФ и Академии народного хозяйства при Правительстве России.
5. Прогноз
социально-экономического
Рассмотрим прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, а также с учетом итогов социально-экономического развития Российской Федерации за январь – август 2009 года. При подготовке документа учтены прогнозные данные федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Банка России.
Таблица 1 – Основные показатели развития экономики в 2008–2012 годах (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Показатели |
2008 г. |
Прогноз (вариант 2а) | |||
2009 г. (оценка) |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, в % |
113,3 |
111–112 |
109–110 |
107–108 |
105–107 |
Валовой внутренний продукт (далее – ВВП) |
105,6 |
91,5 |
101,6 |
103,0 |
104,3 |
Индекс промышленного производства |
102,1 |
88,6 |
101,9 |
102,6 |
104,4 |
Производство продукции сельского хозяйства |
110,8 |
99,3 |
102,4 |
102,7 |
102,5 |
Инвестиции в основной капитал |
109,8 |
80 |
101 |
107,2 |
110,4 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
102,9 |
95,9 |
100,4 |
102,8 |
104,0 |
Реальная заработная плата |
111,5 |
95,4 |
99,4 |
102,4 |
103,1 |
Оборот розничной торговли |
113,5 |
94 |
101,5 |
103,4 |
103,8 |
Экспорт товаров, млрд. долларов США |
471,6 |
285,0 |
306,6 |
316,5 |
328,8 |
Импорт товаров, млрд. долларов США |
291,9 |
190,3 |
199,6 |
214,7 |
231,4 |
Разработка прогноза осуществлялась по двум базовым вариантам (1а и 2а) и одному дополнительному варианту (2b). В качестве основы для разработки проекта федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов взят умеренно оптимистический вариант (2а).
Базовые варианты прогноза 1а и 2а учитывают консервативную оценку развития внешних условий и, прежде всего, умеренно низкую динамику цен на нефть марки «Urals» (58 – в 2010 году, 59 – в 2011 году и 60 долларов США за баррель – в 2012 году).
В 2010 году сценарии
отличаются, прежде всего, стоимостью
и доступностью кредитных ресурсов,
которые во многом определяют различные
уровни потребительской и
Консервативный сценарий (1a) предполагает стагнацию экономики вследствие сжатия государственного спроса по мере завершения антикризисных программ, продолжающейся стагнации банковского кредитования вплоть до 2011–2012 годов при невысоком уровне инвестирования в инфраструктурных отраслях. В условиях действия указанных факторов рост ВВП составит 100,9% в 2010 году, 101,1% в 2011 году, 103,1% в 2012 году.
Умеренно-оптимистичный
сценарий (2а) предусматривает оживление
в экономике вследствие роста
реального объема кредитования, повышения
эффективности и
Дополнительный нефтяной сценарий (2b) предполагает оживление в экономике, опирающееся на рост цен на нефть и более интенсивное оживление в мировой экономике. Вариант 2b предполагает умеренно растущие цены на нефть, что в большей степени отражает прогноз мировых банков и профессиональных агентств. Нефть марки «Urals» будет стоить 68 в 2010 году, 74 в 2011 году и 81 доллар США в 2012 году. В этих условиях рост ВВП может превысить темпы развития в соответствии с базовым бюджетным вариантом прогноза на 0,6–1,4 процентных пункта.