Прогнозирование как метод государственного регулирования в рыночной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:28, реферат

Краткое описание

ажнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Прогнозирование как метод государственного регулирования в рыночной экономике России.docx

— 215.00 Кб (Скачать файл)

экономике России

CELLSPACING=0>  
2009 2010 2011 2012 Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр. 1а 57 58 59 60 2а  
 
 
 
2b  
68 74 81 Валовой внутренний продукт, темп роста% 1а 91,5 100,9 101,1 103,1 2а  
101,6 103,0 104,3 2b  
103,0 103,6 104,9 Промышленность, % 1а 88,6 100,9 101,5 103,0 2а  
101,9 102,6 104,4 2b  
103,3 103,8 104,9 Инвестиции в основной капитал, % 1а 80,0 99,6 103,6 108,6 2а  
101,0 107,2 110,4 2b  
104,5 109,5 112,0 Реальная заработная плата, %  
 
 
 
1а 95,4 98,9 100,3 101,6 2а  
99,4 102,4 103,1 2b  
100,0 102,7 103,5 Оборот розничной торговли, %  
 
 
 
1а 94,0 100,4 101,6 103,0 2а  
101,5 103,4 103,8 2b  
103,3 104,0 105,0 Экспорт, всего млрд. долларов США  
 
 
 
1а 285,0 303,6 312,3 322,7 2а  
306,6 316,5 328,8 2b  
342,6 379,2 418,9 Импорт, всего млрд. дол. США  
 
 
 
1а 190,3 197,2 206,6 219,7 2а  
199,6 214,7 231,4 2b  
215,1 245,9 283,1  

Приоритетами социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2010–2012 годы) станет реализация антикризисных мер, а также мер, ориентированных на решение долгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности экономики страны.

К основным приоритетам  следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед  гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего  спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

Одновременно будут  активизированы действия, обеспечивающие переход экономики на инновационный  тип развития в соответствии с  Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями  деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. К ним относятся развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.

 

Заключение

 

Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение  не может быть принято и выполнено  без предвидения их последствий, без выбора стратегических и тактических  приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как  прогнозирование, стратегическое и  индикативное планирование и программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов.

Государственное прогнозирование  представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех  или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование  приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в  условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность  поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

Научной основой  социально-экономического прогнозирования  является теория предвидения будущего, разработанная выдающимся российским экономистом Н.Д. Кондратьевым. Предвидение будущего развития, согласно Н.Д. Кондратьеву, базируется на познании и практическом использовании закономерностей статики, цикличной динамики и социально-экономической генетики.

В практике социально-экономического прогнозирования преобладает линейно-экстраполяционный  подход. На основе статистического  анализа выявляются тенденции и  параметры развития системы в  прошлом и переносятся на будущее. Такой подход дает более или менее  надежные результаты в период инерционного развития системы, но он приводит к  крупным ошибкам в периоды  перелома тенденций, изменения факторов движения при переходе от одной фазы цикла к другой, особенно в периоды  кризисов. Научно обоснованные, более  надежные и достоверные прогнозы можно выстроить лишь с использованием теории циклов и кризисов, разработанной  Н.Д. Кондратьевым и другими российскими и зарубежными учеными.

Прогнозирование является неотъемлемым элементом функционирования механизма экономического управления, нерасторжимо связанным с другими  элементами этого механизма –  рынком и планом. Без прогноза невозможно принять обоснованные рыночные и  плановые решения, добиться успеха в  хозяйственной деятельности, государственном  регулировании воспроизводства  и развития.

Можно выделить три  основные функции, которые выполняет  прогнозирование в системе экономического управления: предвидение тенденций  развития и взаимосвязей прогнозируемого  объекта; прогнозное обоснование принимаемых  решений; прогнозное сопровождение  выполнения решения.

Реализация функций  социально-экономического и территориального прогнозирования осуществляется через  систему прогнозов, которые можно  классифицировать по четырем основаниям: объект прогноза, его горизонт, характер и уровень управления.

При обосновании  прогнозов используют разнообразный  набор инструментов – от простой  экстраполяции на будущее сложившихся  тенденций до построения сложных  экономико-математических и имитационно-эвристических  моделей.

Основы организации  прогнозной работы в России определены Федеральным законом от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Данный Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития России и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

 

Библиографический список

 

О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ // Собрании законодательства Рос. Федерации. – 1995. – №30, ст. 2871. – С. 3681.

Концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2008. – №47, ст. 5489. – С. 5127.

Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.

Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики / А.М. Бабашкина. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 480 с.

Бабашкина А.М. Методы государственного регулирования экономики / А.М. Бабашкина, Е.В. Берездивина, А.В. Богомолова. – М.: Инфра-М, 2009. – 300 с.

Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики / В.И. Кушлин, Н.А. Волгина. – М.: РАГС, 2003. – 829 с.

Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики / Т.Г. Морозова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 255 с.

Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики / В.П. Орешин. – М.: Юристъ, 2000. – 272 с.

Петров А.Н. Государственное регулирование экономики / А.Н. Петров, Л.Г. Демидова, С.М. Климов. – Спб.: Общество «Знание», 2000. – 194 с.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации: офиц. сайт. – 01.01.2010. – Режим доступа: economy.gov/minec/activity/sections/macro/prognoz/. – 24.08.2010.

Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Самовалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова. – М.: КноРус, 2008. – 262 с.

Сценарные условия  функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и Плановый период 2012 и 2013 годов [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации: офиц. сайт. – 01.01.2010. – Режим доступа: economy.gov/minec/activity/sections/macro/prognoz/. – 24.08.2010.

Уточненный прогноз  социально-экономического развития на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации: офиц. сайт. – 01.01.2010. – Режим доступа: economy.gov/minec/activity/sections/macro/prognoz/. – 24.08.2010.

Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник / Л.Г. Ходов. – М.: Экономистъ, 2004. – 620 с.

Кублашвили О.В. Государственное экономическое программирование как элемент государственного регулирования экономики // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2002. – №2. – С. 36–39.

Куличков Е.Н. Государственное регулирование рыночной экономики // Экономические стратегии. – 2005. – №7. – С. 64–67.

Фетисов Г.Г. Региональное прогнозирование в системе государственного регулирования рыночной экономики: проблемы теории и практики // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2006. – №1. – С. 29–50.


Информация о работе Прогнозирование как метод государственного регулирования в рыночной экономике России