Прогнозирование, программирование и проекты развития регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:38, реферат

Краткое описание

Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование, программирование и составление проектов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования, а также составления проектов помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.
Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации (приложение 1).1

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по планированию.docx

— 515.64 Кб (Скачать файл)

Прогноз объемов добычи нефти в 2013-2015 гг. также скорректирован в сторону увеличения на 4-6 млн. т. в год (до 516 млн. т в 2013 году, 515 млн. т в 2014 году и  514 млн. т в 2015 году) с учетом уточнения базы и реализации мер по стимулированию освоения трудноизвлекаемых запасов и увеличению коэффициента извлечения нефти..

Экспорт нефти в 2012 году снижен с 241,1 до 239,6 млн. тонн. Это снижение  обусловлено возросшими объемами поставок нефти на переработку на российские нефтеперерабатывающие заводы. В 2013-2014 гг. объем экспорта нефти увеличен на        1-2 млн. тонн в год в соответствии с ростом добычи и изменения тенденций в нефтепереработке (увеличения глубины переработки за счет модернизации НПЗ) В 2015 году оценка экспорта нефти останется на прежнем уровне.

Оценка объема переработки нефти на российских НПЗ за 2012 год увеличена по сравнению с ранее представленным прогнозом с 261,8 до 266,2 млн. тонн и экспорта нефтепродуктов – с 135,1 до 136,5 млн. тонн.

С учетом оценки объемов  переработки нефти в текущем  году скорректированы объемы переработки  нефти на 2013-2015 гг. в сторону увеличения на 4 млн. тонн ежегодно. В 2013 году дополнительное увеличение производства нефтепродуктов полностью покрывается повышением оценок внутреннего потребления. В 2014 году повышена оценка экспорта нефтепродуктов на 2,4 млн. тонн и в 2015 году – на 3,5 млн. тонн с учетом  возможных  рисков переноса сроков ввода установок  вторичных процессов и в связи с необходимостью экспортировать не потребляемые внутри страны объемы нефтепродуктов.

Существенно понижена оценка добычи газа в 2012 году – на 20 млрд. куб. м, до  656 млрд. куб. метров, что связано с текущими тенденциями снижения спроса на внешнем и внутреннем рынках. По предварительным данным, из-за теплых погодных условий на большей части территории России потребление газа на внутреннем рынке в январе-октябре 2012 г. снизилось на 1,8% по сравнению с январем-октябрем 2011 года. В еще большей степени снижается экспорт газа. Оценка экспорта газа на 2012 год понижена до 180,2 млрд. куб. м против 193,3 млрд. куб. м в первоначальном прогнозе. В 2013 году прогноз объемов добычи и экспорта газа в 2013 году скорректирован в сторону снижения на 8 млрд. куб. метров.  Прогнозы добычи и экспорта газа в 2014-2015 годах остаются без изменений.

Уточнение  оценок внешней торговли

На 2012 год, кроме понижения экспорта нефти и газа, снижена оценка роста экспортных поставок химической промышленности, древесины, металлов, машин и оборудования в связи с замедлением темпов роста мировой экономики. В целом физический прирост экспорта товаров на 2012 год пересмотрен с 1,7% до 0,4%. Оценка стоимостных объемов экспорта в 2012 году уменьшилась до 529 млрд. долларов США (на 6 млрд. долларов США), несмотря на увеличение стоимости нефти. В 2013 году объем  экспорта составит 496 млрд. долларов США, что на 4 млрд. долларов США ниже первоначального прогноза.

Оценка объема импорта товаров в 2012 году понижена на 9 млрд. долларов США в результате сохранения низкого спроса на импорт во втором полугодии текущего года. Прогноз объемов импорта в 2013 году снижен на 11 млрд. долларов США, до 364 млрд. долларов США за счет более низкой базы 2012 года и снижения оценок внутреннего спроса.

Уточнение инвестиций в основной капитал

Оценка прироста инвестиций в основной капитал на 2012 год повышена с 5,5 до 7,8% в связи с существенным пересмотром  статистики инвестиций за II и III кварталы текущего года. Уточнение прироста инвестиций связано также с повышением ожиданий исполнения инвестпрограмм крупными компаниями, прежде всего ОАО Газпром (почти на 200 млрд. рублей) и ОАО РЖД (на 45 млрд. рублей).

Прирост инвестиций на 2013 год понижен  с 7,2 до 6,5% главным образом из-за корректировки  инвестиционных программ крупными компаниями. В связи с ухудшением ситуации на мировом газовом рынке инвестиции ОАО Газпром, скорее всего, окажутся значительно ниже первоначального плана. Новая инвестиционная программа ФСК также ниже плановых параметров в среднем на 22-23% в год.

Уточнение параметров социальной сферы и потребительского спроса

Понижена оценка реальной заработной платы на 2012 год – до 8,0% против 9,1% с учетом быстрого замедления роста зарплат во втором полугодии 2012 года, прежде всего в таких видах деятельности как транспорт и связь, торговля, производство электроэнергии, газа и воды.

В связи с уточнением Пенсионным фондом Российской Федерации размера  пенсий за октябрь текущего года понижена оценка среднего размера трудовой пенсии за 2012 год до 9282 рублей (9302 рубля в  сентябрьском прогнозе).

Оценка реальных располагаемых денежных доходов населения скорректирована в сторону увеличения: с 3,0 до 3,3%. Это во многом связано с более сдержанным, чем ожидалось ростом обязательных платежей населения, в том числе процентных платежей за пользование кредитами.

Несмотря на повышение оценки доходов  населения в 2012 году динамика оборота розничной торговли пересмотрена в сторону понижения с 6,1% до 5,7%, что связано со стабилизацией нормы сбережения населения во втором полугодии 2012 года.

В 2013-2015 гг. прогнозируемый реальный рост оборота розничной торговли, заработной платы и располагаемых доходов  населения остался без изменений  при снижении номинальных объемов  этих показателей.

Уточнение промышленного  производства и сельского хозяйства

Индекс промышленного  производства, рассчитанный по структуре отгрузки, в 2012 году ожидается на уровне 103,2% (по структуре добавленной стоимости 2008 года – 102,8%), что на 0,4 п.п. ниже оценки, принятой  в первоначальном  прогнозе.

Уточнение, прежде всего, связано со снижением оценок роста машин  и оборудования (на 3,2 п.п.) и производства транспортных средств и оборудования (на 2,2 п.п.) и производства прочих неметаллических минеральных продуктов (на 1,1 п.п.) в связи со снижением динамики этих отраслей во второй половине 2012 года. Также несколько понижены оценки роста почти всех перерабатывающих производств за исключением текстильного и швейного производства и производства резиновых и пластмассовых изделий.

На 2012 года несколько снижена  оценка индекса производства сельскохозяйственной продукции – с 95,6 до 94,7%. Изменение связано с уточнением Росстатом индекса за 2011 год (с 122,1 до 123%) и понижением оценки урожая отдельных видов культур (сахарной свеклы с 45,5 до 41 млн. тонн, подсолнечника с 7,8 до 7,7 млн. тонн и др.) из-за влияния погодных условий на темпы и сроки проведения уборочных работ, а также с уточнением прогнозных показателей по производству животноводческой продукции.

 Уточнение инфляции и ценовых показателей прогноза

Оценка роста потребительских  цен за годовой период (декабрь  к декабрю предыдущего года) 2012 года снижена с 7,0 до 6,5%. Соответственно снижен и показатель инфляции в среднем  за год к предыдущему году с 5,2 до 5,1%. Быстро замедляется непродовольственная  инфляция. Более низкий, чем ожидалось  в предыдущем прогнозе, рост цен  в сфере ЖКХ (теплоэнергия,  водоснабжение  и водоотведение). В секторе услуг  цены сдерживаются за счет низкого  роста цен на электроэнергию. Кроме  того, на фоне приостановления роста  мировых цен на зерно и другие виды продовольствия динамика цен на продовольственные товары также  оказалась несколько ниже ожидаемой.

На 2013-2015 гг. сохранены интервалы  ежегодной потребительской инфляции (декабрь к декабрю предыдущего  года). При этом понижен прогноз  среднегодового роста цен в 2013 году с 7,1 до 6,7% за счет более низкого роста  цен в конце 2012 года.

Оценка дефлятора в  промышленности в 2012 году повышена с 4,6 до 5,4% за счет более высоких цен  на нефть и нефтепродукты. Дефлятор инвестиций в основной капитал на 2013 год понижен до 7% против 7,6% в  предыдущей версии прогноза за счет существенной коррекции статистики за II и Ш кварталы. Эффект базы потребовал коррекции показателя на 2013 год с 7,2 до 6,3 процента.

По инфраструктурным отраслям также уточнены показатели на 2012 год. Оценка роста цен на электроэнергию снижена с 3,5-6% до -0,3-+0,5% в связи  с более низкой динамикой цен  и тарифов во втором полугодии 2012 года. Оценка роста тарифов на теплоэнергию также понижена на 0,5 п.п. в результате более низкой индексации и ее переносом в ряде регионов с июля на конец года. На 2013 год рост цен и тарифов в электроэнергетике сохранен на первоначальном уровне –  12,5-13,5%. Эффект надбавки за безопасность атомных станций (25 млрд.рублей) скорее всего подвинет ожидаемый рост цен к верхней границе. 

Размер индексации регулируемых тарифов на пассажирские железнодорожные  перевозки в поездах дальнего следования на 2013 год повышен с 10 до 20% в соответствии с принятым решением ФСТ в связи с сокращением  размеров бюджетных субсидий.

Изменение оценки темпа роста ВВП и индекса-дефлятора  ВВП

Динамика ВВП в 2012 году останется без изменения и составит 3,5%, как и в представленном ранее прогнозе. Со стороны производства снижение оценок розничной торговли, сельского хозяйства, налогов на импорт было компенсировано более высокими оценками роста оптовой торговли и финансовой деятельности.

Со стороны использования ВВП  в 2012 году изменилась оценка структуры  в пользу валового накопления за счет снижения доли потребительских расходов. Чистый экспорт сохранил как вклад  в ВВП, так и долю по сравнению  с предыдущей версией прогноза.

Дефлятор ВВП на 2012 год был  незначительно повышен (на 0,1 п.п.) до 8,5%, что практически сохранило  номинальный объем ВВП на уровне предыдущей оценки – 61246 млрд. рублей.   

Динамика ВВП на 2013 год пересмотрена до 3,6%, что на 0,1 п.п. ниже первоначального  прогноза. Это изменение в основном связано со снижением оценки роста инвестиций в основной капитал. Дефлятор ВВП в 2013 году понижен на 0,4 п. пункта за счет пересмотра индексов-дефляторов инвестиций в основной капитал и платных услуг.

Соответственно номинальные объемы ВВП по сравнению с предыдущим прогнозом в 2013 году снижены на  360 млрд. рублей.8

Основные макроэкономические показатели прогноза

 

2011

отчет

2012

оценка

2013

2014

2015

прогноз

Индекс потребительских  цен,                                на конец года

         

прогноз (сентябрь)

уточненный прогноз

6,1

7

6,5

5-6

5-6

4-5

4-5

Индекс потребительских  цен,                                 в среднем за год

         

прогноз (сентябрь)

уточненный прогноз

8,4

5,2

5,1

7,1

6,7

5,4

4,9

Курс доллара среднегодовой,                       рублей за доллар США

         

прогноз (сентябрь)

29,4

31,3

32,4

33,0

33,7

уточненный прогноз

31,1

32,4

Валовой внутренний продукт,  %                                   

         

прогноз (сентябрь)

уточненный прогноз  

4,3

3,5

3,5

3,7

3,6

4,3

4,5

Инвестиции в основной капитал, %

         

прогноз (сентябрь)

уточненный прогноз

8,3

5,5

7,8

7,2

6,5

7,3

7,9

Реальные располагаемые  доходы населения,  %

         

прогноз (сентябрь)

уточненный прогноз

0,8

3,0

3,3

3,7

3,7

5,2

5,3

Реальная заработная плата,  %

         

прогноз (сентябрь)

уточненный прогноз

2,8

9,1

8,0

3,7

3,7

5,5

5,9

Оборот розничной торговли,  %

         

прогноз (сентябрь)

уточненный прогноз

7,0

6,1

5,7

5,4

5,4

5,8

5,8


 

Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития

 

Программно-целевой метод управления развитием территории относится  к категории проблемно-ориентированных, тесно связанных с решением масштабных, долговременных проблем, не находящих  своего решения в инерционном  режиме функционирования и развития программируемой системы, что требует  принятия специальных программных  мер, концентрации усилий, мобилизации  ресурсных возможностей региона.

Использование программно-целевого метода применительно к региональным системам исходит из необходимости придания как можно более высокого уровня конкретности, количественной определенности постановке программных целей в  качественной формулировке, не обладающих четким числовым выражением, но достаточно ясных, чтобы представлять собой  целевые ориентиры, по которым можно  устанавливать требуемую направленность программных действий.

Под программой СЭР региона понимается комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и  других мероприятий, обеспечивающих эффективное  решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального  и культурного развития субъекта РФ.9

Региональное  программирование является важным инструментом непосредственного государственного воздействия на рыночную экономику  той или иной территории, обеспечивая  сочетание принципов саморегулирования  и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит одним из важных средств активного  влияния государства на социально-экономический комплекс проблемных регионов — депрессивных, слаборазвитых, осваиваемых, а также и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, в первую очередь — выравнивания региональных уровней СЭР.

Новая сущность программ СЭР региона состоит  в том, что они воплощают в  себе синтез «жесткого плана» и «свободного  рынка», когда строго целенаправленная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе. Поэтому организационные  формы подготовки и реализации программ, а также методы управления ими  отличаются от прежних.

К основным задачам региональных программ СЭР  можно отнести следующие:10

  • выравнивание межрегиональных различий по показателям СЭР;
  • формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
  • максимально полное и эффективное использование различных ресурсов региона;
  • охрана окружающей среды;
  • формирование рыночной и социальной инфраструктуры региона;
  • духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки
  • сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка.

Информация о работе Прогнозирование, программирование и проекты развития регионов