Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:46, курсовая работа
Цель данной работы – анализ развития системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия и прогноз развития этой системы на 2012-2015 годы.
Задачи работы:
– анализ современного состояния системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия;
– анализ состояния системы начального и среднего профессионального образования методом кластерного анализа;
– составление прогноза состояния системы начального и среднего профессионального образования на краткосрочный период;
– составление рекомендаций по усовершенствованию системы образования.
Введение 5
1 Образование как объект прогнозирования и методы его
прогнозирования 7
1.1 Образование как объект прогнозирования 7
1.2 Методы прогнозирования образования 11
2 Анализ начального и среднего профессионального образования
в Республике Мордовия 18
2.1 Современное состояние начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия 18
2.2 Анализ состояния системы начального и среднего
профессионального образования методом кластерного анализа 23
3 Прогноз системы начального и среднего профессионального
образования в Республике Мордовия 32
3.1 Прогноз системы начального профессионального образования 32
3.2 Прогноз системы среднего профессионального образования 39
3.3 Рекомендации по усовершенствованию системы 44
профессионального образования в Республике Мордовия
Заключение 48
Список использованных источников 49
Для анализа системы
начального профессионального образования
Таблица 5 – Показатели учреждений НПО, подведомственных Министерству образования РМ за 2010 год
Количество обучающихся |
Количество преподавателей |
Выпущено всего рабочих |
Принято учащихся | |
ГОУ НПО Профессиональный лицей №1 |
128 |
16 |
27 |
126 |
ГОУ НПО Профессиональный лицей №3 |
232 |
35 |
95 |
181 |
ГОУ НПО Профессиональное училище №7 |
224 |
18 |
93 |
224 |
ГОУ НПО Профессиональное училище №11 |
109 |
21 |
28 |
110 |
Большеберезниковский филиал ПУ 11 |
87 |
11 |
48 |
85 |
ГОУ НПО Профессиональное училище №15 |
130 |
14 |
50 |
127 |
ГОУ НПО Профессиональное училище №17 |
154 |
23 |
60 |
150 |
ГОУ НПО Профессиональный лицей №19 |
363 |
38 |
201 |
370 |
ГОУ НПО Профессиональное училище №25 |
446 |
47 |
177 |
453 |
ГОУ НПО Профессиональное училище №28 |
253 |
28 |
114 |
251 |
ГОУ НПО Профессиональное училище №33 |
191 |
19 |
53 |
191 |
Для проведения кластерного анализа необходимо провести таксономию (систематизацию) данных. Для этого мы будем использовать иерархическую кластеризацию, и результат представим в виде горизонтальной дендограммы, представленной на рисунке 1.
Рисунок 1 – Дендограмма учреждений НПО
Если внимательно
В кластер №1, были объединены: ГОУ НПО Профессиональный лицей №19 и ГОУ НПО Профессиональное училище №25.
В кластер №2, были объединены: ГОУ НПО Профессиональный лицей №3; ГОУ НПО Профессиональное училище №7; ГОУ НПО Профессиональное училище №28.
В кластер №3, были объединены: ГОУ НПО Профессиональное училище №17 и ГОУНПО Профессиональное училище №33.
И в кластер №4, были объединены: ГОУ НПО Профессиональный лицей №1; ГОУ НПО Профессиональное училище №11; Большеберезниковский филиал ПУ 11 и ГОУ НПО Профессиональное училище №15.
Для лучшего отображения данных вышеобозначенных таблиц, и дальнейшего анализа, представим диаграмму средних результатов всех четырех кластеров.
Рисунок 2 – График средних для каждого кластера
Итак, исходя из вышеперечисленной
диаграммы можно сделать
– все учреждения системы начального профессионального образования имеют примерно одинаковое количество преподавательского состава;
– учреждения НПО кластера №1 имеют более высокие показатели по всем переменным по сравнению с другими кластерами. Это может быть связано со многими причинами. Например, с высоким уровнем предоставления образовательных услуг, высокой самостоятельностью в плане внебюджетной деятельности и многих других причин;
– учреждения кластера №4 имеют самые низкие показатели по сравнению с другими тремя кластерами. Скорее всего, это может быть связано с непрофессиональной деятельностью администрации учреждений, низкой конкурентоспособностью данных учреждений в плане заинтересованности учащихся образовательными программами, высокой стоимостью обучения и не полной способностью студентов устроиться по специальности после окончания учебы.
Данные выводы можно сделать исходя из таблицы 10, которая представлена ниже.
Таблица 6: Евклидовы расстояния между кластерами
Кластер 1 |
Кластер 2 |
Кластер 3 |
Кластер 4 | |
Кластер 1 |
0,0000 |
18376,94 |
32480,88 |
49458,95 |
Кластер 2 |
135,5616 |
0,00 |
2095,35 |
7623,47 |
Кластер 3 |
180,2245 |
45,78 |
0,00 |
1816,64 |
Кластер 4 |
222,3937 |
87,31 |
42,62 |
0,00 |
Отсюда видно, что расстояние кластера №4 до остальных кластеров самое большое, что подтверждает вышеобозначенная диаграмма и мои выводы относительно результатов остаются прежними.
Методика анализа учреждений среднего профессионального образования будет идентичной. Для начала представим данные по состоянию среднего профессионального образования в Республике Мордовия. Они представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Показатели учреждений СПО, подведомственных Министерству Образования РМ за 2010 год
Количество обучающихся |
Количество преподавателей |
Выпущено всего рабочих |
Принято учащихся | |
ГОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум» |
438 |
30 |
123 |
447 |
ГОУ СПО (ССУЗ) «Рузаевский политехнический техникум» |
614 |
36 |
166 |
620 |
ГОУ СПО «Ичалковский педагогический колледж имени С.М. Кирова» |
355 |
50 |
63 |
367 |
ГОУ СПО «Зубово-Полянский |
406 |
46 |
67 |
411 |
ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский политехнический техникум» |
571 |
53 |
168 |
596 |
ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности» |
388 |
31 |
125 |
401 |
ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский строительный техникум» |
565 |
49 |
122 |
552 |
ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум» |
289 |
30 |
72 |
300 |
ГОУ СПО (ССУЗ) «Инсарский аграрный техникум» |
215 |
18 |
46 |
218 |
ГОУ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский аграрный техникум» |
201 |
25 |
99 |
202 |
ГОУ СПО (ССУЗ) «Ардатовский аграрный техникум имени И.А. Пожарского» |
306 |
35 |
43 |
311
|
ГОУ СПО (ССУЗ) «Дубенский аграрный техникум» |
171 |
23 |
59 |
175 |
ГОУ СПО (ССУЗ) «Атяшевский аграрный техникум» |
192 |
22 |
69 |
198 |
Таксономия данных по учреждениям СПО представим также в виде горизонтальной дендограммы, представленной в рисунке 3.
Рисунок 3 – Дендограмма учреждений СПО
Здесь также можно выделить четыре кластера, которые объединены по определенным параметрам.
В кластер №1 вошли следующие учреждения: ГОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум»; ГОУ СПО «Зубово-Полянский педагогический колледж»; ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности».
В кластер №2 вошли учреждения: ГОУ СПО «Ичалковский педагогический колледж имени С.М. Кирова»; ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум» ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум»; ГОУ СПО (ССУЗ) «Ардатовский аграрный техникум имени И.А. Пожарского».
Кластер №3 содержит: ГОУ СПО «Инсарский аграрный техникум»; ГОУ СПО (ССУЗ) «Зубово-полянский аграрный техникум»; ГОУ СПО (ССУЗ) «Дубенский аграрный техникум»; ГОУ СПО (ССУЗ) «Атяшевский аграрный техникум».
И в кластер №4 вошли следующие учреждения: ГОУ СПО (ССУЗ) «Рузаевский политехнический техникум»; ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский политехнический техникум»; ГОУ СПО (ССУЗ)» Саранский строительный техникум».
Для наглядности построим график средних для каждого кластера.
Рисунок 4 – График средних для каждого кластера
Исходя из данного
графика можно сделать
– также как и в учреждениях НПО, также и в учреждениях СПО примерно одинаковое количество преподавательского состава;
– учреждения кластера 2 и 3 выпустили примерно одинаковое количество рабочих;
– учреждения кластера №3 по количеству обучающихся и количеству принятых обучающихся имеют самые низкие показатели. Это может быть связано с низкой конкурентоспособностью данных учреждений (высокая стоимость обучения; низкая возможность трудоустройства рабочих после обучения; отсутствие заинтересованности будущих студентов поступать на специальности данных учреждений);
– учреждения кластера №4 имеют самые высокие показатели по количеству обучающихся и количеству принятых студентов. Здесь уже можно судить о высокой конкурентоспособности данных учреждений по перечисленным выше параметрам.
Для того, чтобы удостовериться
в результатах моего анализа по
Таблица 8 – Евклидовы расстояния между кластерами
Кластер №1 |
Кластер №2 |
Кластер №3 |
Кластер №4 | |
Кластер №1 |
0,0000 |
4925,500 |
24295,67 |
15229,08 |
Кластер №2 |
70,1819 |
0,000 |
7882,51 |
37275,36 |
Кластер №3 |
155,8707 |
88,783 |
0,00 |
77883,31 |
Кластер №4 |
123,4062 |
193,068 |
279,08 |
0,00 |
Исходя из данных вышеобозначенной таблицы можно судить о достоверности результатов моего анализа.
Итак, в результате нашего анализа выявились проблемы, касательные в основном количества обучающихся, принятых и выпущенных абитуриентов. Основные причины, которые могли послужить возникновению этих проблем могут быть такие как: низкая заинтересованность студентов, низкое качество обучения и многие другие. Для более лучшего выявления данных и других проблем следует провести прогноз состояния системы начального и профессионального образования. Он будет дан в следующей части работы.
3 Прогноз системы
начального и среднего
образования в Республике Мордовия
3.1 Прогноз
системы начального
В предыдущей части работы мы провели кластерный анализ системы начального профессионального образования, который выявил ряд проблем. Для того чтобы наглядно посмотреть, как будет развиваться эта система, нужно спрогнозировать ее состояние, а потом предложить пути и решения по ее усовершенствованию.
Выборка данных будет проведена по следующим показателям:
– численность обучающихся;
– численность преподавательского состава;
– численность поступивших;
– численность выпускников.
Данные будут предоставлены за период с 2001 по 2010 год включительно, отсюда прогноз будет осуществляться до 2015 года. Будет использован поисковый интервальный среднесрочный прогноз методом простой экстраполяции путем построения тренда временного ряда.
Для начала спрогнозируем динамику численности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования. Исходные данные для прогноза представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Динамика численности
обучающихся в учреждениях НПО
Год |
2001 г |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Число |
14882 |
14088 |
13562 |
12708 |
11054 |
10236 |
9562 |
8041 |
6385 |
5134 |