Прогнозирование системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия на 2012 – 2015 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ развития системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия и прогноз развития этой системы на 2012-2015 годы.
Задачи работы:
– анализ современного состояния системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия;
– анализ состояния системы начального и среднего профессионального образования методом кластерного анализа;
– составление прогноза состояния системы начального и среднего профессионального образования на краткосрочный период;
– составление рекомендаций по усовершенствованию системы образования.

Содержание

Введение 5
1 Образование как объект прогнозирования и методы его
прогнозирования 7
1.1 Образование как объект прогнозирования 7
1.2 Методы прогнозирования образования 11
2 Анализ начального и среднего профессионального образования
в Республике Мордовия 18
2.1 Современное состояние начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия 18
2.2 Анализ состояния системы начального и среднего
профессионального образования методом кластерного анализа 23
3 Прогноз системы начального и среднего профессионального
образования в Республике Мордовия 32
3.1 Прогноз системы начального профессионального образования 32
3.2 Прогноз системы среднего профессионального образования 39
3.3 Рекомендации по усовершенствованию системы 44
профессионального образования в Республике Мордовия
Заключение 48
Список использованных источников 49

Вложенные файлы: 1 файл

Начало.doc

— 861.50 Кб (Скачать файл)

При разработке прогнозов  развития системы образования должна быть собрана вся необходимая  информация, причем информационный материал должен многократно пополняться  и переоцениваться. Для построения прогностической модели следует использовать в совокупности статистические данные и экспертные (интуитивные) оценки. Поскольку для прогнозирования большинства показателей науки и образования неприменимы методы простой экстраполяции, входящие в модель переменные в своем большинстве представляют собой обоснованные интуитивные оценки и допущения. Причем степень неопределенности сведений, получаемых из такого рода оценок и допущений, возрастает по мере увеличения горизонта прогнозирования, сложности и масштабности решаемых научно-технических проблем. Вероятность того, что предсказанные события действительно наступят, зависит от качества экспертов, научной обоснованности ими оценок и допущений[10,11].

 

 

 

 

2 Анализ системы  начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия

2.1 Современное  состояние системы начального  и среднего профессионального  образования

 

Республика Мордовия к концу 2010 года располагает сетью  учреждений профессионального образования разного типа, вида и уровня подготовки специалистов. Рабочие кадры для отраслей экономики готовят 10 учреждений начального профессионального образования и 28 учреждений среднего профессионального образования, в том числе 9 – федерального подчинения. Всего в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования республики на 1 сентября 2010 г. обучаются 14667 человек (таблица 1).

 

Таблица 1 – Динамика численности обучающихся в учреждениях  начального и среднего профессионального образования (данные по подведомственным Министерству образования учреждениям).

Тип учреждения

Численность обучающихся, человек

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Начальное профессиональное образование

9446

8546

5849

2199

Среднее профессиональное образование

12103

11196

12217

12468

Итого

21549

19742

18066

14667


 

Согласно приведенным  в таблице 1 данным очевидна динамика сокращения численности обучающихся и студентов учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования (в 2009–2010 годах рост обучающихся в системе среднего профессионального образования произошел за счет присвоения статуса техникумов ряду училищ и лицеев). В настоящее время в республике учреждения с численностью контингента от 100 до 300 человек составляют 47% от общего числа учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования республики, что делает необходимым решение проблем укрупнения учреждений профессионального образования, развития инфраструктуры наиболее перспективных и востребованных образовательных учреждений[14, с.56].

В настоящее время  система профессионального образования  динамично развивается, при этом требуется решить ряд проблем по модернизации и повышению качества профессиональной подготовки.

С учетом потребности  рынка труда, востребованности различных категорий специалистов ежегодно проводится изменение структуры и объема специальностей и рабочих профессий. В 2010 году учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования увеличили объемы подготовки по профессиям, связанным с металлообработкой и строительством. Одновременно произошло сокращение подготовки кадров для отраслей легкой промышленности, сферы обслуживания и торговли. С 2010 года в республике началась работа по формированию контрольных цифр приема на 2011–2012 учебный год в соответствии с созданной базой по прогнозным потребностям экономики в специалистах. Работа в данном направлении требует изменения подхода к формированию структуры специальностей и форм обучения.

Анализ показателей  работы учебно-производственных хозяйств, приведенных в таблице 2, подтверждает необходимость их дальнейшего развития и модернизации. Ежегодно выходит из строя и не подлежит восстановлению почти 100 единиц техники, большинство которой выпущено в 1970-1980-е годы. Однако модернизация материально-технической базы должна происходить в тесной взаимосвязи с работодателями и производством. Такая работа в республике проводится в рамках образовательно-производственных комплексов. Их деятельность подразумевает сотрудничество образовательных учреждений, работодателей, научных организаций и органов государственной власти одной отрасли экономики в целях повышения эффективности образовательного процесса, модернизации условий обучения и создания условий для трудоустройства выпускников[14, с.58].

 

Таблица 2 – Показатели работы учебно-производственных хозяйств.

Годы

Показатели работы учебно-производственных хозяйств

поголовье скота

площадь сельскохозяйственных угодий, га

транспорт и сельскохозяйственная техника, единиц..

сельскохозяйственное и иное оборудование, единиц

доходы от деятельности хозяйства, тыс. рублей

крупный рогатый скот

свинопологовье

2007 - 2008

525

922

13316,8

437

248

37378

2008 - 2009

331

582

11587,3

367

235

51876

2009 - 2010

292

506

10714,6

267

208

30732


 

Кроме того, деятельность в рамках образовательно-производственного комплекса позволяет создавать возможности преемственного образования в рамках цепочки "училище-техникум-университет", концентрировать ресурсы и эффективно использовать финансы и оборудование.

В дальнейшем необходимо проработать вопрос более эффективного использования имеющегося оборудования и техники для выпуска реальной продукции и получения дополнительных материальных возможностей для развития учреждений. Необходимо более активно работать с предприятиями по переподготовке специалистов, внедрению реальных бизнес-проектов.

Вместе с тем в  настоящее время уровень образования  и подготовки педагогических работников учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования остается низким. Это мы можем увидеть в таблице 3.

Таблица 3 – Образовательный ценз педагогических и руководящих работников (данные по подведомственным Министерству образования Республики Мордовия учреждениям среднего профессионального образования).

Тип учреждения / уровень образования

Образовательный ценз педагогических и руководящих работников

2007 - 2008 уч. год

2008 - 2009 уч. год

2009 - 2010 уч. год

человек

доля, в процентах

человек

доля, в процентах

человек

доля, в процентах

Начальное профессиональное образование:

965

100

745

100

488

100

высшее образование

610

63

476

64

332

68

среднее профессиональное образование

268

28

207

28

107

22

начальное профессиональное образование

87

9

62

8

49

10

Среднее профессиональное образование:

220

100

323

100

456

100

высшее образование

205

93

267

83

364

80

среднее профессиональное образование

15

7

43

13

70

15

начальное профессиональное образование

0

0

13

4

22

5

Итого:

1185

100

1068

100

944

100

высшее образование

815

69

743

70

696

73

среднее профессиональное образование

283

24

250

23

177

19

начальное профессиональное образование

87

7

75

7

71

8


 

Среди мастеров производственного обучения 8% не имеют среднего профессионального образования, в техникумах в нарушение нормативных требований преподают 15% педагогов, не имеющих высшего профессионального образования. Многие из них уже поступили в учреждения высшего профессионального образования, однако повышение уровня квалификации преподавательского и инженерного состава учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования остается серьезной проблемой.

Необходимо принципиальное изменение подходов к повышению  квалификации и аттестации инженерно-педагогического состава учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

Рассмотрим динамику внебюджетной деятельности учреждений профессионального образования[14, с.61].

Как видно из таблицы 4, в настоящее время многие учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования имеют возможность самостоятельно зарабатывать средства для развития и модернизации учреждения (внебюджетные средства отдельных учреждений достигают 7-8 млн. руб. в год), являются поставщиками сельскохозяйственной и промышленной продукции. Новые возможности для развития учреждений профессионального образования открывает Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Таблица 4 – Динамика внебюджетной деятельности образовательных

учреждений

Тип учреждения

Объем внебюджетных средств, тыс. рублей

2007 год

2008 год

2009 год

Начальное профессиональное образование

67665

105149

41316

Среднее профессиональное образование

0

9852

37976

Итого

67665

115001

79292


 

По-прежнему основным источником финансирования учреждений профессионального  образования остается республиканский  бюджет Республики Мордовия, который формируется с учетом нормативно-подушевого финансирования. Однако остается нерешенной проблема софинансирования учреждений, активного участия учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в конкурсах на получение грантов из государственных и негосударственных фондов. Источниками проблемы во многом остаются неумение руководителей и преподавателей учреждений разрабатывать инновационные проекты, консервативность взглядов руководителей, привыкших все финансовые проблемы решать за счет бюджетных средств.

Неотъемлемой составляющей системы профессионального образования, позволяющей анализировать ее эффективность и корректировать дальнейшее развитие, является мониторинг ситуации и хорошо организованная система оценки качества профессионального образования[14, с.67].

Отмечается незначительная динамика качества знаний обучающихся. Основные проблемы заключаются в освоении общеобразовательных дисциплин, что говорит о том, что учащиеся техникумов и училищ мотивированы преимущественно на приобретение профессии, тогда как интерес к общеобразовательным дисциплинам необходимо формировать вновь.

В настоящее время  в регионе оценка успешности и  качества профессионального образования проводится только в рамках аккредитационных экспертиз и в период государственной (итоговой) аттестации. Проблему необходимо решать сразу в нескольких направлениях: разработка ряда мониторинговых программ, отражающих состояние системы в целом и необходимые шаги дальнейшего развития, создание системы независимой оценки знаний учащихся, системы внутреннего контроля качества образования. Вместе с тем предстоит решить проблему создания общественного профессионального сообщества, экспертных советов по различным отраслям подготовки специалистов, продумать механизмы их воздействия на развитие системы профессионального образования[14, с.69].

В целом республиканская  система профессионального образования  динамично подстраивается под изменившиеся условия социально-экономического развития государства и республики. Однако сохранившиеся проблемы пока не позволяют профессиональному образованию стать лидером происходящих позитивных изменений в различных сферах производственной и общественной жизни.

Для подробного анализа состояния системы начального и среднего профессионального образования, используем математические методы, которые будут представлены в следующем пункте нашей работы.

 

2.2 Анализ состояния  системы начального и среднего  профессионального образования методом кластерного анализа.

 

В предыдущем пункте своей  работы мы описали лишь общее состояние системы начального и среднего профессионального образования. Но для реальной оценки и анализа системы необходим более углубленный анализ.

Был использован кластерный анализ с помощью программного-вычислительного комплекса Statistica 6.1. Для данного анализа были взяты данные учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Мордовия за 2010 год, подведомственные Министерству образования РМ. Для начала мы проанализируем систему начального профессионального и среднего профессионального образования, затем предложим свои рекомендации к усовершенствованию системы.

Информация о работе Прогнозирование системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия на 2012 – 2015 годы