Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:46, курсовая работа
Цель данной работы – анализ развития системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия и прогноз развития этой системы на 2012-2015 годы.
Задачи работы:
– анализ современного состояния системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия;
– анализ состояния системы начального и среднего профессионального образования методом кластерного анализа;
– составление прогноза состояния системы начального и среднего профессионального образования на краткосрочный период;
– составление рекомендаций по усовершенствованию системы образования.
Введение 5
1 Образование как объект прогнозирования и методы его
прогнозирования 7
1.1 Образование как объект прогнозирования 7
1.2 Методы прогнозирования образования 11
2 Анализ начального и среднего профессионального образования
в Республике Мордовия 18
2.1 Современное состояние начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия 18
2.2 Анализ состояния системы начального и среднего
профессионального образования методом кластерного анализа 23
3 Прогноз системы начального и среднего профессионального
образования в Республике Мордовия 32
3.1 Прогноз системы начального профессионального образования 32
3.2 Прогноз системы среднего профессионального образования 39
3.3 Рекомендации по усовершенствованию системы 44
профессионального образования в Республике Мордовия
Заключение 48
Список использованных источников 49
При разработке прогнозов развития системы образования должна быть собрана вся необходимая информация, причем информационный материал должен многократно пополняться и переоцениваться. Для построения прогностической модели следует использовать в совокупности статистические данные и экспертные (интуитивные) оценки. Поскольку для прогнозирования большинства показателей науки и образования неприменимы методы простой экстраполяции, входящие в модель переменные в своем большинстве представляют собой обоснованные интуитивные оценки и допущения. Причем степень неопределенности сведений, получаемых из такого рода оценок и допущений, возрастает по мере увеличения горизонта прогнозирования, сложности и масштабности решаемых научно-технических проблем. Вероятность того, что предсказанные события действительно наступят, зависит от качества экспертов, научной обоснованности ими оценок и допущений[10,11].
2 Анализ системы
начального и среднего професси
2.1 Современное состояние системы начального и среднего профессионального образования
Республика Мордовия к концу 2010 года располагает сетью учреждений профессионального образования разного типа, вида и уровня подготовки специалистов. Рабочие кадры для отраслей экономики готовят 10 учреждений начального профессионального образования и 28 учреждений среднего профессионального образования, в том числе 9 – федерального подчинения. Всего в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования республики на 1 сентября 2010 г. обучаются 14667 человек (таблица 1).
Таблица 1 – Динамика
численности обучающихся в
Тип учреждения |
Численность обучающихся, человек | |||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год | |
Начальное профессиональное образование |
9446 |
8546 |
5849 |
2199 |
Среднее профессиональное образование |
12103 |
11196 |
12217 |
12468 |
Итого |
21549 |
19742 |
18066 |
14667 |
Согласно приведенным в таблице 1 данным очевидна динамика сокращения численности обучающихся и студентов учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования (в 2009–2010 годах рост обучающихся в системе среднего профессионального образования произошел за счет присвоения статуса техникумов ряду училищ и лицеев). В настоящее время в республике учреждения с численностью контингента от 100 до 300 человек составляют 47% от общего числа учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования республики, что делает необходимым решение проблем укрупнения учреждений профессионального образования, развития инфраструктуры наиболее перспективных и востребованных образовательных учреждений[14, с.56].
В настоящее время
система профессионального
С учетом потребности рынка труда, востребованности различных категорий специалистов ежегодно проводится изменение структуры и объема специальностей и рабочих профессий. В 2010 году учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования увеличили объемы подготовки по профессиям, связанным с металлообработкой и строительством. Одновременно произошло сокращение подготовки кадров для отраслей легкой промышленности, сферы обслуживания и торговли. С 2010 года в республике началась работа по формированию контрольных цифр приема на 2011–2012 учебный год в соответствии с созданной базой по прогнозным потребностям экономики в специалистах. Работа в данном направлении требует изменения подхода к формированию структуры специальностей и форм обучения.
Анализ показателей
работы учебно-производственных хозяйств, приведенных в таблице 2, подтверждает
необходимость их дальнейшего развития
и модернизации. Ежегодно выходит из строя
и не подлежит восстановлению почти 100
единиц техники, большинство которой выпущено
в 1970-1980-е годы. Однако модернизация материально-технической
базы должна происходить в тесной взаимосвязи
с работодателями и производством. Такая
работа в республике проводится в рамках
образовательно-
Таблица 2 – Показатели работы учебно-производственных хозяйств.
Годы |
Показатели работы учебно-производственных хозяйств | |||||
поголовье скота |
площадь сельскохозяйственных угодий, га |
транспорт и сельскохозяйственная техника, единиц.. |
сельскохозяйственное и иное оборудование, единиц |
доходы от деятельности хозяйства, тыс. рублей | ||
крупный рогатый скот |
свинопологовье | |||||
2007 - 2008 |
525 |
922 |
13316,8 |
437 |
248 |
37378 |
2008 - 2009 |
331 |
582 |
11587,3 |
367 |
235 |
51876 |
2009 - 2010 |
292 |
506 |
10714,6 |
267 |
208 |
30732 |
Кроме того, деятельность в рамках образовательно-
В дальнейшем необходимо проработать вопрос более эффективного использования имеющегося оборудования и техники для выпуска реальной продукции и получения дополнительных материальных возможностей для развития учреждений. Необходимо более активно работать с предприятиями по переподготовке специалистов, внедрению реальных бизнес-проектов.
Вместе с тем в
настоящее время уровень
Тип учреждения / уровень образования |
Образовательный ценз педагогических и руководящих работников | |||||
2007 - 2008 уч. год |
2008 - 2009 уч. год |
2009 - 2010 уч. год | ||||
человек |
доля, в процентах |
человек |
доля, в процентах |
человек |
доля, в процентах | |
Начальное профессиональное образование: |
965 |
100 |
745 |
100 |
488 |
100 |
высшее образование |
610 |
63 |
476 |
64 |
332 |
68 |
среднее профессиональное образование |
268 |
28 |
207 |
28 |
107 |
22 |
начальное профессиональное образование |
87 |
9 |
62 |
8 |
49 |
10 |
Среднее профессиональное образование: |
220 |
100 |
323 |
100 |
456 |
100 |
высшее образование |
205 |
93 |
267 |
83 |
364 |
80 |
среднее профессиональное образование |
15 |
7 |
43 |
13 |
70 |
15 |
начальное профессиональное образование |
0 |
0 |
13 |
4 |
22 |
5 |
Итого: |
1185 |
100 |
1068 |
100 |
944 |
100 |
высшее образование |
815 |
69 |
743 |
70 |
696 |
73 |
среднее профессиональное образование |
283 |
24 |
250 |
23 |
177 |
19 |
начальное профессиональное образование |
87 |
7 |
75 |
7 |
71 |
8 |
Среди мастеров производственного обучения 8% не имеют среднего профессионального образования, в техникумах в нарушение нормативных требований преподают 15% педагогов, не имеющих высшего профессионального образования. Многие из них уже поступили в учреждения высшего профессионального образования, однако повышение уровня квалификации преподавательского и инженерного состава учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования остается серьезной проблемой.
Необходимо принципиальное изменение подходов к повышению квалификации и аттестации инженерно-педагогического состава учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.
Рассмотрим динамику внебюджетной деятельности учреждений профессионального образования[14, с.61].
Как видно из таблицы 4, в настоящее время многие учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования имеют возможность самостоятельно зарабатывать средства для развития и модернизации учреждения (внебюджетные средства отдельных учреждений достигают 7-8 млн. руб. в год), являются поставщиками сельскохозяйственной и промышленной продукции. Новые возможности для развития учреждений профессионального образования открывает Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Тип учреждения |
Объем внебюджетных средств, тыс. рублей | ||
2007 год |
2008 год |
2009 год | |
Начальное профессиональное образование |
67665 |
105149 |
41316 |
Среднее профессиональное образование |
0 |
9852 |
37976 |
Итого |
67665 |
115001 |
79292 |
По-прежнему основным источником финансирования учреждений профессионального образования остается республиканский бюджет Республики Мордовия, который формируется с учетом нормативно-подушевого финансирования. Однако остается нерешенной проблема софинансирования учреждений, активного участия учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в конкурсах на получение грантов из государственных и негосударственных фондов. Источниками проблемы во многом остаются неумение руководителей и преподавателей учреждений разрабатывать инновационные проекты, консервативность взглядов руководителей, привыкших все финансовые проблемы решать за счет бюджетных средств.
Неотъемлемой составляющей системы профессионального образования, позволяющей анализировать ее эффективность и корректировать дальнейшее развитие, является мониторинг ситуации и хорошо организованная система оценки качества профессионального образования[14, с.67].
Отмечается незначительная динамика качества знаний обучающихся. Основные проблемы заключаются в освоении общеобразовательных дисциплин, что говорит о том, что учащиеся техникумов и училищ мотивированы преимущественно на приобретение профессии, тогда как интерес к общеобразовательным дисциплинам необходимо формировать вновь.
В настоящее время в регионе оценка успешности и качества профессионального образования проводится только в рамках аккредитационных экспертиз и в период государственной (итоговой) аттестации. Проблему необходимо решать сразу в нескольких направлениях: разработка ряда мониторинговых программ, отражающих состояние системы в целом и необходимые шаги дальнейшего развития, создание системы независимой оценки знаний учащихся, системы внутреннего контроля качества образования. Вместе с тем предстоит решить проблему создания общественного профессионального сообщества, экспертных советов по различным отраслям подготовки специалистов, продумать механизмы их воздействия на развитие системы профессионального образования[14, с.69].
В целом республиканская
система профессионального
Для подробного анализа состояния системы начального и среднего профессионального образования, используем математические методы, которые будут представлены в следующем пункте нашей работы.
2.2 Анализ состояния системы начального и среднего профессионального образования методом кластерного анализа.
В предыдущем пункте своей работы мы описали лишь общее состояние системы начального и среднего профессионального образования. Но для реальной оценки и анализа системы необходим более углубленный анализ.
Был использован кластерный анализ с помощью программного-вычислительного комплекса Statistica 6.1. Для данного анализа были взяты данные учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Мордовия за 2010 год, подведомственные Министерству образования РМ. Для начала мы проанализируем систему начального профессионального и среднего профессионального образования, затем предложим свои рекомендации к усовершенствованию системы.