Прогнозирование системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия на 2012 – 2015 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ развития системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия и прогноз развития этой системы на 2012-2015 годы.
Задачи работы:
– анализ современного состояния системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия;
– анализ состояния системы начального и среднего профессионального образования методом кластерного анализа;
– составление прогноза состояния системы начального и среднего профессионального образования на краткосрочный период;
– составление рекомендаций по усовершенствованию системы образования.

Содержание

Введение 5
1 Образование как объект прогнозирования и методы его
прогнозирования 7
1.1 Образование как объект прогнозирования 7
1.2 Методы прогнозирования образования 11
2 Анализ начального и среднего профессионального образования
в Республике Мордовия 18
2.1 Современное состояние начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия 18
2.2 Анализ состояния системы начального и среднего
профессионального образования методом кластерного анализа 23
3 Прогноз системы начального и среднего профессионального
образования в Республике Мордовия 32
3.1 Прогноз системы начального профессионального образования 32
3.2 Прогноз системы среднего профессионального образования 39
3.3 Рекомендации по усовершенствованию системы 44
профессионального образования в Республике Мордовия
Заключение 48
Список использованных источников 49

Вложенные файлы: 1 файл

Начало.doc

— 861.50 Кб (Скачать файл)

 

Нам дана динамика за 10 лет, значит прогноз можно сделать  на 5 лет. Для наглядного представления  данных, построим диаграмму численности  обучающихся.

 

 

Рисунок 5 – Динамика численности обучающихся в учреждениях  НПО в Республике Мордовия, тыс. человек

 

 

С помощью программы Microsoft Excel построим тренд временного ряда. Будет использован экспоненциальный тренд, так как средняя ошибка аппроксимации при использовании этого тренда самая минимальная. Результаты представлены на рисунке 6.

Рисунок 7 – Прогноз  численности обучающихся в учреждениях  НПО в Республике Мордовия до 2015 г., тыс. человек

 

 

Средняя квадратичная ошибка аппроксимации почти равна единице, значит линия тренда выбрана правильно. Согласно уравнению линии тренда,

посчитаем численность  обучающихся. Данные вычислений будут  представлены в таблице 10.

 

Таблица 10 – Прогноз  численности учащихся в учреждениях  НПО до 2015 г.

Год

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Численность

3537

1880

127

0

0


 

Согласно подсчетам  по вышеобозначенной формуле, результаты вычислений по 2014 и 2015 годам имеют отрицательные значения. Так как мы подсчитываем численность учащихся, которая не может быть отрицательной, то численность будет равна нулю.

В результате прогноза мы видим, что к 2014 году численность учащихся в учреждениях НПО будет равна нулю. Это может быть связано с постепенным вымиранием системы НПО или последующим слиянием ее с учреждениями СПО.

Следующий показатель для  прогнозирования – численность  преподавательского состава. Данные будут обобщенными, т.е. спрогнозируем общую численность преподавателей учреждений НПО и СПО, находящихся в ведении Министерства образования Республики Мордовия. Исходные данные представлены в таблице 11.

 

Таблица 11 – Динамика численности преподавателей учреждений НПО и СПО, находящихся в ведении Министерства образования РМ, чел.

Год

2001 г

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Число

1203

1252

1247

1219

1263

1136

1084

1076

1124

1009


 

 

Для наглядности построим диаграмму численности преподавателей, которая представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 – Динамика численности преподавателей учреждений НПО и СПО, находящихся в ведении  Министерства образования РМ, чел.

 

Построим полиномиальный тренд временного ряда, т.к. средняя ошибка аппроксимации в данном случае минимальна и результаты прогноза можно считать более точными. Результаты представлены на рисунке 9.

 

Рисунок 9 – Прогноз  численности преподавателей учреждений НПО И СПО до 2015 года, чел.

 

 

Согласно уравнению  линии тренда можно вычислить  прогнозируемую численность преподавателей учреждений НПО и СПО до 2015 года. Результаты вычислений будут представлены в таблице 12.

 

Таблица 12 – Прогноз численности преподавателей учреждений НПО и СПО до 2015 года, чел.

Год

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Численность

960

899

832

759

680


 

 

Мы можем наблюдать  постепенное снижение численности  преподавательского состава учреждений НПО и СПО, подведомственных Министерству образования Республики Мордовия.

Следующий прогнозируемый показатель – это численность  принятых учащихся в учреждения начального профессионального образования. Также  как и ранее, будет рассматриваться  динамика за 10 лет. Данные представим в таблице 13.

 

Таблица 13 – Численность  принятых учащихся в учреждения НПО  в динамике за 10 лет, чел.

Год

2001 г

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Число

8026

7405

7326

7085

5706

5582

5597

4671

3838

3216


 

 

Для большей ясности представим данные в виде диаграммы, представленной на рисунке 10.

Рисунок 10 – Принятые учащиеся в учреждения НПО, чел.

Для прогноза численности  принятых учащихся построим линию тренда. Будет также использован полиноминальный тренд, так как средняя ошибка аппроксимации почти равна единице и прогнозные данные будут наиболее достоверны. Результаты представлены на рисунке 11.

 

Рисунок 11 – Прогноз  численности принятых учащихся в  учреждения НПО до 2015 года, чел.

 

 

Используя выведенную формулу, подсчитаем численность принятых учащихся. Результаты оформим в таблицу 14.

 

Таблица 14 – Прогноз  численности принятых учащихся, чел.

Год

2011

2012

2013

2014

2015

Численность

2536

       

1775

975

134

0


 

 

Так как в результате подсчета численности принятых учащихся за 2015 год был получен отрицательный  результат, а наши данные представлены как численность принятых, то примем значение за ноль. В итоге наблюдается  серьезное снижение принятых учащихся  к их полному отсутствию к 2015 году. Причины данного спада могут являться как и в ликвидации учреждений НПО, так и в отсутствии заинтересованности учащихся.

И последний показатель, который мы рассмотрим и спрогнозируем  – это численность выпущенных студентов. Данные для прогноза будут представлены в таблице 15.

 

Таблица 15 – Численность  выпускников в учреждениях НПО  в динамике за 10 лет, чел.

Год

2001 г

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Число

7500

7214

6802

6427

6525

5885

5646

5481

4555

3906


 

 

Для большей наглядности  представим данные в виде диаграммы. Ее можно наблюдать на рисунке 12.

 

Рисунок 12 – Диаграмма  численности подготовленных (выпускников) рабочих, человек

 

 

Для прогнозирования  построим линию тренда (Рисунок 13).

Рисунок 13 – Полиномиальный тренд численности учеников

 

Согласно выведенной выше формуле произведем подсчет  прогнозируемой численности выпускников до 2015 года. Результаты вычислений представим в таблице 16.

 

Таблица 16 – прогноз  численности выпускников, человек

Год

      2011

2012

2013

2014

2015

Численность

    3462

     

2814

2120

1380

592


 

 

Из результатов вычислений мы можем наблюдать стабильную динамику уменьшений численности выпускников.

Итак, наши прогнозы, сделанные в данной части курсовой работы несут больше пессимистичный характер. Везде наблюдается динамика уменьшения, вплоть до полного нуля. Необходимы жесткие меры по стабилизации данного положения. Они будут предложены в части 3 данной работы.

 

3.2 Прогноз  системы среднего профессионального  образования

 

В данной части работы будет спрогнозирована только численность  обучающихся, принятых и выпускников, так как численность преподавателей была спрогнозирована в прошлой  части в сумме, как и начального профессионального, так и среднего профессионального образования.

Для начала представим исходные данные (Таблица 17).

 

Таблица 17 – Показатели численности учащихся в системе  среднего профессионального образования, человек

Год

Численность обучающихся, человек

Принято студентов в средние  специальные учебные заведения, человек

Выпущено специалистов средними специальными учебными заведениями, человек

2001

15967

5321

4125

2002

16030

5441

4223

2003

16364

5487

4279

2004

16763

5412

4303

       

2005

16807

5393

4318

2006

16765

5114

4545

2007

16175

4611

4387

2008

15028

4181

4758

2009

13514

3689

4772

2010

13320

4088

4528


 

 

Первый прогнозируемый показатель – численность обучающихся. Для большей ясности и наглядности  представим данные в виде диаграммы (Рисунок 14).

 

Рисунок 14 – Диаграмма  численности обучающихся, человек

Построим полиномиальный временной тренд (Рисунок 15).

 

 

Рисунок 15 – Полиномиальный временной тренд численности  студентов

 

 

Коэффициент аппроксимации  наиболее близок к единице, значит тренд был выбран верно. Исходя из уравнения тренда сделаем прогноз численности учащихся в учреждениях среднего профессионального образования (Таблица 18).

 

Таблица 18 – Прогноз  численности учащихся в учреждениях  среднего профессионального образования, человек

Год

2011

2012

2013

2014

2015

Численность

11536

9884

8007

5906

3579


 

 

Из данных таблицы  можно видеть динамику снижения численности  обучающихся.

Следующий прогнозируемый показатель – численность принятых учащихся в учреждения среднего профессионального образования. Для наглядности построим диаграмму численности (Рисунок 16).

 

 

 

Рисунок 16 – Диаграмма  численности принятых студентов, человек

 

 

Здесь мы можем наблюдать  незначительный спад численности с  небольшим подъемом в 2009 году. Для прогнозирования построим полиномиальный временной тренд численности принятых студентов (Рисунок 17).

 

Рисунок 17 – Полиномиальный временной тренд численности  принятых студентов

 

Мы получили уравнение  временного ряда, с помощью которого сможем произвести вычисления и спрогнозировать численность принятых студентов. Результаты вычислений представлены в таблице 20.

 

Таблица 19 – Прогноз  численности принятых студентов, человек

Год

2011

2012

2013

2014

2015

Численность

3200

2683

2111

1486

808

Информация о работе Прогнозирование системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия на 2012 – 2015 годы