Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:46, курсовая работа
Цель данной работы – анализ развития системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия и прогноз развития этой системы на 2012-2015 годы.
Задачи работы:
– анализ современного состояния системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия;
– анализ состояния системы начального и среднего профессионального образования методом кластерного анализа;
– составление прогноза состояния системы начального и среднего профессионального образования на краткосрочный период;
– составление рекомендаций по усовершенствованию системы образования.
Введение 5
1 Образование как объект прогнозирования и методы его
прогнозирования 7
1.1 Образование как объект прогнозирования 7
1.2 Методы прогнозирования образования 11
2 Анализ начального и среднего профессионального образования
в Республике Мордовия 18
2.1 Современное состояние начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия 18
2.2 Анализ состояния системы начального и среднего
профессионального образования методом кластерного анализа 23
3 Прогноз системы начального и среднего профессионального
образования в Республике Мордовия 32
3.1 Прогноз системы начального профессионального образования 32
3.2 Прогноз системы среднего профессионального образования 39
3.3 Рекомендации по усовершенствованию системы 44
профессионального образования в Республике Мордовия
Заключение 48
Список использованных источников 49
Нам дана динамика за 10 лет, значит прогноз можно сделать на 5 лет. Для наглядного представления данных, построим диаграмму численности обучающихся.
Рисунок 5 – Динамика
численности обучающихся в
С помощью программы Microsoft Excel построим тренд временного ряда. Будет использован экспоненциальный тренд, так как средняя ошибка аппроксимации при использовании этого тренда самая минимальная. Результаты представлены на рисунке 6.
Рисунок 7 – Прогноз
численности обучающихся в
Средняя квадратичная ошибка
аппроксимации почти равна
посчитаем численность обучающихся. Данные вычислений будут представлены в таблице 10.
Таблица 10 – Прогноз численности учащихся в учреждениях НПО до 2015 г.
Год |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Численность |
3537 |
1880 |
127 |
0 |
0 |
Согласно подсчетам по вышеобозначенной формуле, результаты вычислений по 2014 и 2015 годам имеют отрицательные значения. Так как мы подсчитываем численность учащихся, которая не может быть отрицательной, то численность будет равна нулю.
В результате прогноза мы видим, что к 2014 году численность учащихся в учреждениях НПО будет равна нулю. Это может быть связано с постепенным вымиранием системы НПО или последующим слиянием ее с учреждениями СПО.
Следующий показатель для прогнозирования – численность преподавательского состава. Данные будут обобщенными, т.е. спрогнозируем общую численность преподавателей учреждений НПО и СПО, находящихся в ведении Министерства образования Республики Мордовия. Исходные данные представлены в таблице 11.
Таблица 11 – Динамика численности преподавателей учреждений НПО и СПО, находящихся в ведении Министерства образования РМ, чел.
Год |
2001 г |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Число |
1203 |
1252 |
1247 |
1219 |
1263 |
1136 |
1084 |
1076 |
1124 |
1009 |
Для наглядности построим диаграмму численности преподавателей, которая представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 – Динамика численности преподавателей учреждений НПО и СПО, находящихся в ведении Министерства образования РМ, чел.
Построим полиномиальный тренд временного ряда, т.к. средняя ошибка аппроксимации в данном случае минимальна и результаты прогноза можно считать более точными. Результаты представлены на рисунке 9.
Рисунок 9 – Прогноз численности преподавателей учреждений НПО И СПО до 2015 года, чел.
Согласно уравнению линии тренда можно вычислить прогнозируемую численность преподавателей учреждений НПО и СПО до 2015 года. Результаты вычислений будут представлены в таблице 12.
Таблица 12 – Прогноз численности преподавателей учреждений НПО и СПО до 2015 года, чел.
Год |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Численность |
960 |
899 |
832 |
759 |
680 |
Мы можем наблюдать постепенное снижение численности преподавательского состава учреждений НПО и СПО, подведомственных Министерству образования Республики Мордовия.
Следующий прогнозируемый показатель – это численность принятых учащихся в учреждения начального профессионального образования. Также как и ранее, будет рассматриваться динамика за 10 лет. Данные представим в таблице 13.
Таблица 13 – Численность принятых учащихся в учреждения НПО в динамике за 10 лет, чел.
Год |
2001 г |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Число |
8026 |
7405 |
7326 |
7085 |
5706 |
5582 |
5597 |
4671 |
3838 |
3216 |
Для большей ясности представим данные в виде диаграммы, представленной на рисунке 10.
Рисунок 10 – Принятые учащиеся в учреждения НПО, чел.
Для прогноза численности принятых учащихся построим линию тренда. Будет также использован полиноминальный тренд, так как средняя ошибка аппроксимации почти равна единице и прогнозные данные будут наиболее достоверны. Результаты представлены на рисунке 11.
Рисунок 11 – Прогноз численности принятых учащихся в учреждения НПО до 2015 года, чел.
Используя выведенную формулу, подсчитаем численность принятых учащихся. Результаты оформим в таблицу 14.
Таблица 14 – Прогноз численности принятых учащихся, чел.
Год |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | |||||
Численность |
|
1775 |
975 |
134 |
0 |
Так как в результате подсчета численности принятых учащихся за 2015 год был получен отрицательный результат, а наши данные представлены как численность принятых, то примем значение за ноль. В итоге наблюдается серьезное снижение принятых учащихся к их полному отсутствию к 2015 году. Причины данного спада могут являться как и в ликвидации учреждений НПО, так и в отсутствии заинтересованности учащихся.
И последний показатель, который мы рассмотрим и спрогнозируем – это численность выпущенных студентов. Данные для прогноза будут представлены в таблице 15.
Таблица 15 – Численность выпускников в учреждениях НПО в динамике за 10 лет, чел.
Год |
2001 г |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Число |
7500 |
7214 |
6802 |
6427 |
6525 |
5885 |
5646 |
5481 |
4555 |
3906 |
Для большей наглядности представим данные в виде диаграммы. Ее можно наблюдать на рисунке 12.
Рисунок 12 – Диаграмма численности подготовленных (выпускников) рабочих, человек
Для прогнозирования построим линию тренда (Рисунок 13).
Рисунок 13 – Полиномиальный тренд численности учеников
Согласно выведенной выше формуле произведем подсчет прогнозируемой численности выпускников до 2015 года. Результаты вычислений представим в таблице 16.
Таблица 16 – прогноз численности выпускников, человек
Год |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | ||||
Численность |
|
2814 |
2120 |
1380 |
592 |
Из результатов вычислений мы можем наблюдать стабильную динамику уменьшений численности выпускников.
Итак, наши прогнозы, сделанные в данной части курсовой работы несут больше пессимистичный характер. Везде наблюдается динамика уменьшения, вплоть до полного нуля. Необходимы жесткие меры по стабилизации данного положения. Они будут предложены в части 3 данной работы.
3.2 Прогноз
системы среднего
В данной части работы
будет спрогнозирована только численность
обучающихся, принятых и выпускников,
так как численность
Для начала представим исходные данные (Таблица 17).
Таблица 17 – Показатели численности учащихся в системе среднего профессионального образования, человек
Год |
Численность обучающихся, человек |
Принято студентов в средние специальные учебные заведения, человек |
Выпущено специалистов средними специальными учебными заведениями, человек |
2001 |
15967 |
5321 |
4125 |
2002 |
16030 |
5441 |
4223 |
2003 |
16364 |
5487 |
4279 |
2004 |
16763 |
5412 |
4303 |
2005 |
16807 |
5393 |
4318 |
2006 |
16765 |
5114 |
4545 |
2007 |
16175 |
4611 |
4387 |
2008 |
15028 |
4181 |
4758 |
2009 |
13514 |
3689 |
4772 |
2010 |
13320 |
4088 |
4528 |
Первый прогнозируемый
показатель – численность обучающихся.
Для большей ясности и
Рисунок 14 – Диаграмма численности обучающихся, человек
Построим полиномиальный временной тренд (Рисунок 15).
Рисунок 15 – Полиномиальный временной тренд численности студентов
Коэффициент аппроксимации наиболее близок к единице, значит тренд был выбран верно. Исходя из уравнения тренда сделаем прогноз численности учащихся в учреждениях среднего профессионального образования (Таблица 18).
Таблица 18 – Прогноз численности учащихся в учреждениях среднего профессионального образования, человек
Год |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Численность |
11536 |
9884 |
8007 |
5906 |
3579 |
Из данных таблицы можно видеть динамику снижения численности обучающихся.
Следующий прогнозируемый показатель – численность принятых учащихся в учреждения среднего профессионального образования. Для наглядности построим диаграмму численности (Рисунок 16).
Рисунок 16 – Диаграмма численности принятых студентов, человек
Здесь мы можем наблюдать незначительный спад численности с небольшим подъемом в 2009 году. Для прогнозирования построим полиномиальный временной тренд численности принятых студентов (Рисунок 17).
Рисунок 17 – Полиномиальный временной тренд численности принятых студентов
Мы получили уравнение временного ряда, с помощью которого сможем произвести вычисления и спрогнозировать численность принятых студентов. Результаты вычислений представлены в таблице 20.
Таблица 19 – Прогноз численности принятых студентов, человек
Год |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Численность |
3200 |
2683 |
2111 |
1486 |
808 |