Прогнозирование системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия на 2012 – 2015 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ развития системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия и прогноз развития этой системы на 2012-2015 годы.
Задачи работы:
– анализ современного состояния системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия;
– анализ состояния системы начального и среднего профессионального образования методом кластерного анализа;
– составление прогноза состояния системы начального и среднего профессионального образования на краткосрочный период;
– составление рекомендаций по усовершенствованию системы образования.

Содержание

Введение 5
1 Образование как объект прогнозирования и методы его
прогнозирования 7
1.1 Образование как объект прогнозирования 7
1.2 Методы прогнозирования образования 11
2 Анализ начального и среднего профессионального образования
в Республике Мордовия 18
2.1 Современное состояние начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия 18
2.2 Анализ состояния системы начального и среднего
профессионального образования методом кластерного анализа 23
3 Прогноз системы начального и среднего профессионального
образования в Республике Мордовия 32
3.1 Прогноз системы начального профессионального образования 32
3.2 Прогноз системы среднего профессионального образования 39
3.3 Рекомендации по усовершенствованию системы 44
профессионального образования в Республике Мордовия
Заключение 48
Список использованных источников 49

Вложенные файлы: 1 файл

Начало.doc

— 861.50 Кб (Скачать файл)

 

Согласно данным можно  наблюдать постепенное снижение новых студентов.

И последний прогнозируемый показатель – это численность  выпускников. Строим диаграмму (Рисунок 18).

 

Рисунок 18 – Выпущено специалистов, человек

 

Строим экспоненциальный временной тренд (Рисунок 19).

Рисунок 19 – Экспоненциальный временной тренд

 

Согласно выведенной форуме произведем прогноз численности  выпускников. Результаты представим в таблице 21.

 

Таблица 21 – Прогноз  численности выпускников, человек

Год

2011

2012

2013

2014

2015

Численность

4774

4842

4911

4980

5051


 

Согласно результатам  можно наблюдать положительную  динамику численности выпускников.

Мы проведи прогноз  показателей системы учреждений среднего профессионального образования. Результаты прогноза носят более положительный характер, чем результаты прогноза показателей учреждений НПО. Но все равно существует и отрицательная динамика относительно некоторых показателей. В следующей части своей работы нами будут предложены рекомендации по усовершенствованию обеих систем.

 

3.3 Рекомендации  по усовершенствованию системы профессионального образования в Республике Мордовия

 

Проведенное нами прогнозирование  состояния системы профессионального образования в Республике Мордовия показало отрицательные результаты. Для того, чтобы не было плачевных последствий, Республике необходимо поставить перед собой следующие задачи:

– оптимизация сети учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, объемов и структуры профессий и специальностей в соответствии с потребностями региональной экономики в кадрах и потребностями населения в профессиональных образовательных услугах;

– развитие системы профессиональной ориентации молодежи;

– модернизация материально-технической базы учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования;

– модернизация подходов к развитию взаимодействия учреждений профессионального образования с производством и научным сообществом;

– повышение качества и доступности образовательных услуг;

– повышение профессионального уровня педагогов системы профессионального образования;

– создание системы содействия трудоустройству;

– совершенствование экономических отношений в системе профессионального образования на принципах софинансирования, проектного финансирования и расширения возможностей оказания платных образовательных услуг;

– совершенствование управления и нормативно-правового регулирования республиканской системы профессионального образования;

– обеспечение продвижения профессионального образования за рубежом.

Основной стратегической целью должно  являться создание условий для профессиональной подготовки специалистов с учетом реальных потребностей экономики страны и общества в качественном образовании путем обновления структуры и содержания образования, повышения эффективности управления и экономического регулирования республиканской системы профессионального образования.

Согласно приведенным  выше целям и задачам, нужно проводить  соответствующие мероприятия для положительной динамики развития системы профессионального образования.

Задача 1 –  Оптимизация сети учреждений профессионального  образования и структуры специальностей.

Оптимизация сети учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования должна будет проводиться по следующим принципам:

а) концентрации материальных и кадровых ресурсов нескольких учреждений профессионального образования путем объединения или присоединения по:

– территориальному расположению;

– престижу и показателям комплектования учреждения за последние три года;

– степени развития материально-технической базы учреждения;

– качеству подготовки обучающихся и выпускников;

– уровню квалификации педагогических кадров;

б) реорганизации учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования с обязательным сохранением подготовки по рабочим профессиям и специальностям начального профессионального образования.

Задача 2 –  Развитие системы профессиональной ориентации молодежи.

Основными направлениями должны являться:

– повышение уровня профессионального самоопределения старшеклассников;

– повышение уровня доступности информации о республиканской системе профессионального образования и возможностях получения профессии.

Задача 3 –  Модернизация подходов к развитию взаимодействия учреждений профессионального образования с производством и научным сообществом заключается в создании различных форм взаимодействия с работодателями, вузами.

Задача 4 –  Повышение качества и доступности  образовательных услуг.

Основными направлениями должны являться:

– повышение конкурентоспособности образовательного учреждения;

– модернизация учебно-методической базы образования;

– развитие и внедрение новых форм обучения с использованием информационных технологий.

Задача 5 –  Повышение профессионального уровня кадрового состава.

Основными направлениями должны являться:

– повышение профессионального мастерства преподавателей;

– внедрение новых технологий переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

– формирование системы стимулирования результатов профессиональной деятельности через рейтинговую систему оценки.

Задача 6 –  Создание системы содействия трудоустройству  выпускников.

Основные принципы:

– оперативность трудоустройства выпускников;

– адресность содействия трудоустройству;

– своевременность прогнозирования потребности в кадрах на ближайшую перспективу.

Задача 7 –  Совершенствование экономических  отношений в системе профессионального  образования направлено на изменение  подхода руководителей образовательных учреждений к методам привлечения финансовых и иных ресурсов на развитие учреждения.

Задача 8 –  Совершенствование системы управления и нормативно-правового регулирования  профессионального образования.

Основными направлениями должны являться:

– совершенствование нормативно-правовой базы регулирования профессионального образования;

– повышение эффективности системы управления образовательным учреждением;

– повышение профессионализма управленческих кадров и развитие их потенциала.

И только после выполнения всех мероприятий, решения всех поставленных задач и соблюдения всех принципов можно добиться динамично развивающейся системы профессионального образования в Республике с возможным выходом на мировой рынок.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мы приходим в учебное учреждение за знаниями, необходимыми нам в дальнейшей жизни и учёбе. Хороший специалист – это залог качественного исполнения работы. Следовательно, в теории, потребность в профессионалах стремится к бесконечности, потому что каждый человек хотел бы видеть вокруг себя качественные продукты, будь то дом, в котором не протекает крыша, в котором отсутствуют проблемы с горячим и холодным водоснабжением.

Будь то хорошие дороги, без трещин и выбоин, гладкие и  широкие.  Будь то автомобиль, который  не будет разваливаться и требовать  ремонта уже после первого  года эксплуатации. Будь то законы, которые будут служить для благополучия всех людей, а не избранной горстки. Казалось бы, чем более доступным и качественным будет образование, тем будет более доступна для каждого человека качественная жизнь, жизнь в комфортных условиях, жизнь без неудобств. Но все отнюдь не так, как хотелось бы нам.

В своей работе путем  математических подсчетов, логических интерпретаций мы показали, что система Начального и среднего профессионального образования не так хорошо развита, как казалось на первый взгляд. На деле же вышло так, что существует множество проблем, как и важных и критичных, так и не очень. Но их все необходимо решать.

В начале работы мы поставили  перед собой определенные задачи, которые смогли решить:

– было проанализировано современное состояние системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия;

– был проведен кластерный анализ вышеобозначенного состояния  и представлены небольшие выводы по этому анализу;

 был составлен прогноз  развития системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия на 2012-2015 годы и даны рекомендации по усовершенствованию системы образования.

Список использованных источников

 

1. Анализ и прогнозирование  экономического развития Республики  Мордовия : монография / МГУ им. Н. П. Огарева, Террит. орган Федер. службы гос. статистики по РМ (Мордовиястат); [науч. ред. Ю. В. Сажин]. - Саранск : [б. и.], 2007. - 102 c.

2. Афанасьев В.Н. Анализ  временных рядов и прогнозирование  : учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 080601 "Статистика" и др. экон. спец. - М. : Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2010. - 320 с.

3. Басовский Л.Е. Прогнозирование  и планирование в условиях  рынка : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. "Экономика  и упр.". - М. : ИН-ФРА-М, 2012. - 260 с.

4. Боровиков В.П. Прогнозирование  в системе Statistica в среде Windows. Основы теории и интенсивная  практика на компьютере : учеб. по-собие  для студ. вузов, обуч. по спец. "Прикл. математика". - Изд. 2-е,  пере-раб. и доп. - М. : Финансы и  статистика, 2006. - 368 с.

5. Бутакова М.М. Экономическое  прогнозирование : методы и приемы  практических расчетов : учеб. пособие  для студ. вузов, обуч. по спец. "Мар-кетинг". - М. : КноРус, 2008. - 167 с.

6. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая  прогностика: Тео-рия, методология, практика : Учеб. пособие. - М. : Флинта: Наука, 2003. - 765с.

7. Дуброва Т.А. Прогнозирование  социально-экономических процессов  : учеб. пособие для студ. вузов,  обуч. по спец. 061700 "Статистика" и др. экон. спец. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Маркет ДС, 2010. - 189 с.

8. Кугаенко А.А. Основы  теории и практики динамического  моделиро-вания социально-экономических  объектов и прогнозирования их  развития : [монография]. - 2-е изд. - М. : Вузовская книга, 2005. - 392 c

9. Куракин А.Л. Образование в России : тенденции и проблемы : анали-тический обзор / РАН, ИНИОН ; [науч. ред. В. О. Бабков]. - М. : [Б. и.], 2009. - 56 с.

10. Кузык Б.Н. Прогнозирование,  стратегическое планирование и  на-циональное программирование : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономика, 2011. - 604 с.

11. Кузык Б.Н. Прогнозирование,  стратегическое планирование и  на-циональное программирование : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономика, 2009. - 591 с. 

12. Минько Э. В. Методы  прогнозирования и исследования операций : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 080301 "Коммерция (торговое дело)" и 080111 "Маркетинг" / под ред. А. С. Будагова. - М. : ИНФРА-М : Финансы и статистика, 2010. - 480 с.

13. Минько А.А. Прогнозирование  в бизнесе с помощью Excel. - М. : Эксмо, 2007. - 208 с.

14. Образование, наука  и культура в Республике Мордовия  за 2008 год : стат. сб. № 744 / Федер.  служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики  по Республике Мордовия. - Саранск  : [б. и.], 2009. - 124 с.

15. Образование, наука  и культура в Республике Мордовия  за 2007 год : статистический сборник.  № 744 / Федер. служба госстатистики,  Террит. ор-ган Федер. службы госстатистики  по РМ. - Саранск : [Мордовиястат], 2008. - 120 с.

16. Образование, наука и культура в Республике Мордовия за 2006 год : статистический сборник. №744 / Федер. служба гос. статистики, Террит. ор-ган Федер. службы гос. статистики по РМ. - Саранск : [б. и.], 2007. - 118 с.

17. Образование в Российской  Федерации, 2007 : статистический еже-годник / Минобрнауки России, Федер. служба гос. статистики, Федер. агент-ство по образованию, Гос. ун-т - Высш. Школа Экономики. - М. : ГУ ВШЭ, 2007. - 483 с.

18. Образование в Республике  Мордовия : информационно-аналитический  сборник / Минобразования РМ; [под общ. ред. В. В. Кадаки-на]. - Саранск : Ковылкинская районная типография, 2004. - 103 с.

19. Общеобразовательные  учреждения Республики Мордовия  за 2004 год : статистический сборник.  №755 / Федер. служба гос. статистики, Терри-тор. орган федер. службы гос. статистики по РМ. - Саранск : [б. и.], 2005. - 44 с.

20. Образование в Российской  Федерации : статистический ежегодник  / Минобразования и науки России, Федеральная служба гос. стат., Федераль-ное агентство по образованию,  Гос. ун-т - высш. шк. экон. - М. : [б. и.], 2005. - 374 с.

Информация о работе Прогнозирование системы начального и среднего профессионального образования в Республике Мордовия на 2012 – 2015 годы