Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 22:09, курсовая работа
Цель работы достигается через постановку следующих задач:
1. Изучить теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения;
2. Провести анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ);
3. Выявить основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ (региона РФ).
Введение……………………………………………………………………………….…3
1. Теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения…5
1.1. Сущность понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Основные показатели уровня жизни населения………………………………………………………………..5
1.2. Нормативно-правовая база формирования социальной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………………..10
2. Анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ)……………………………………………………………………………………….14
2.1 Методы прогнозирования основных показателей уровня и качества жизни населения………………………………………………………………………………..15
2.2. Современное состояние уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ)..16
3. Основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ (региона РФ)……………………………………………………………………………..23
3.1. Основные проблемы социального развития РФ и альтернативные варианты их решения………………………………………………………………………………….23
3.2. Основные параметры прогноза развития человеческого капитала и уровня жизни населения РФ…………………………………………………………………………….29
3.3 Прогнозные расчеты показателей уровня и качества жизни населения.………31
Заключение……………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………………….36
И если Конституция содержит вполне реальные, четко очерченные положения, позволяющие на этом "фундаменте" построить здание, именуемое "правовым государством", то для формирования "социального государства" таких "кирпичиков" явно недостаточно, а в рассматриваемой сфере социального обеспечения они не заложены вовсе.
В части второй ст. 7 Конституции
раскрываются отдельные направления
политики "социального государства".
Однако никаких конкретных правовых
гарантий в сфере социального
обеспечения они не содержат. Обеспечивать
государственную поддержку
Из сказанного следует вывод, что ст. 7 Конституции не может быть в полной мере реализована без закрепления в Основном законе минимального социального стандарта.
Конкретизировать правовые гарантии в сфере социального обеспечения призвана ст. 39 Конституции, редакцию которой интересно проследить во взаимосвязи со ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Вряд ли имело бы смысл говорить о декларативности и неточности (в правовом' плане) отдельных положений ст. 26, если бы они оставались в рамках Декларации. Однако в свое время данная статья была воспроизведена в предыдущей Конституции и частично включена в действующую Конституцию. Проанализируем для примера первые части обеих статей. Часть первая ст. 26 Декларации:
"Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях". Часть первая ст. 39 Конституции:
Справедливо можно возразить, что Конституция - документ, "работающий" на перспективу, а сегодняшняя сложная ситуация в социальной сфере - явление временное. По эта временная ситуация может привести к таким негативным последствиям, результаты которых будут сказываться и в перспективе.
"Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом".
Нельзя не отметить, что формулировка "гарантируется социальное обеспечение" является неточной в правовом смысле. В контексте главы второй Конституции Российской Федерации, ст. 39, очевидно, должна устанавливать ПРАВО па различные виды социального обеспечения.
Потребность в различных
видах социального обеспечения
может меняться с изменением каких-либо
социальных факторов, которые вызывают
предусмотренную законом
"Каждый имеет право
на различные виды социального
обеспечения при наступлении
основных социальных рисков, связанных
с достижением определенного
возраста, установлением инвалидности,
болезнью, производственным травматизмом,
безработицей, потерей кормильца,
беременностью и родами, воспитанием
детей, а также в иных
В новой Конституции есть положения, которые фактически являются нормами прямого действия и устанавливают уровень гарантий для граждан. В то же время в нее не включены нормы, содержавшиеся в прежней Конституции, об обязанности государства развивать социальное страхование, о привязке размера пенсии к прожиточному минимуму, не гарантируется минимальный размер пенсионного обеспечения, что является определенным снижением уровня конституционных гарантий прав граждан на социальное обеспечение.
Достойно сожаления, что
в такой сложной сфере
Трудно предположить, что
данное обстоятельство явилось "недоработкой"
идеологов Конституции. Ведь новая
Конституция не должна была игнорировать
статьи Декларации прав и свобод человека
и гражданина, которые определяют
конкретные гарантии прав граждан на
определенный уровень социального
обеспечения. Речь идет, в частности,
о ст. 26 Декларации, в которой зафиксировано:
"Пенсии, пособия и другие виды
социальной помощи должны обеспечивать
уровень жизни нс ниже установленного
законом прожиточного минимума".
Не анализируя правовую сторону этой
формулировки (насколько страховые
пенсии и страховые пособия являются
видом социальной помощи), нельзя не
отметить в качестве положительного
факт признания необходимости
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РФ (РЕГИОНА РФ)
2.1. Методы прогнозирования
Среди методов, чаще других
применяемых в прогнозировании
социального развития и уровня жизни
населения, можно выделить следующие:
метод экспертных оценок; метод экономического
анализа; нормативный метод; балансовый
метод; метод экстраполяции; метод
экономико-математического
В практике прогнозирования, планирования и регулирования социального развития используются следующие основные модели:
Экономико-математические методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и повышения уровня жизни, позволяют определить основные тенденции развития степени удовлетворения жизненных потребностей населения, учитывать динамику их изменения на перспективу. Кроме того, они позволяют осуществлять количественный и качественный анализ конкретных составляющих социального развития и уровня жизни.
Специфика прогнозирования
социального развития и уровня жизни
проявляется в том, что не всегда
удается адекватно выразить процессы,
происходящие вне сферы материального
производства. Используя даже систему
моделей и прогнозов можно
описать и проанализировать лишь
отдельные стороны такой
Рассмотрим на примере
прогнозирования спроса и розничного
товарооборота методические аспекты
построения прогноза. При прогнозировании
спроса и розничного товарооборота
используются различные методы в
зависимости от направления прогноза
и его характера. Так, например, балансовый
метод применяется при
Метод экономического анализа используется для качественного описания и определения развития потребностей как в настоящем, так и в прогнозируемом периоде.
Нормативный метод в среднесрочном прогнозировании спроса и розничного товарооборота базируется на использовании норм рационального и минимального потребления продуктов питания и непродольственных товаров, а также на использовании нормативов обеспеченности товарами длительного пользования.(5)
Методы экономико-
Метод экспертных оценок основан на получении информации о будущем состоянии спроса и предложения и розничного товарооборота на основе мнений отдельных экспертов и последующей обработки результатов индивидуальных оценок в обобщенную экспертную оценку.
Широко используются при
прогнозировании динамики многих показателей
социального развития и уровня жизни
населения метод регрессионного
анализа. Его использование возможно
при обеспечении следующих
Важнейшим обобщающим показателем уровня жизни являются доходы населения. Их величина определяется размерами национального дохода и пропорцией его деления на необходимый и прибавочный продукт. Главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности (прибыль, дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и т.п.).
Важнейшим показателем уровня жизни является покупательная способность населения. Она показывает, сколько условных наборов прожиточного минимума может приобрести население на свой средний денежный доход.
2.2. Современное состояние уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ)
Реальные доходы
россиян устойчиво падают с начала
2008 года, когда в связи с кризисом
прекратился рост заработной платы.
"В 2011 году власти, стремясь изыскать
новые источники пополнения казны
для продолжения своего антикризисного
курса, вынуждены будут пойти
на принятие непопулярных мер, которые
негативно отразятся на жизненном
уровне населения", — отмечает Борис
Кагарлицкий, директор Института глобализации
и социальных движений (ИГСО). По его
словам, государство заинтересовано
продолжать финансово поддерживать
корпорации, все более жестко действуя
в отношении
Высокие мировые цены на сырье не остановили деструктивных процессов в российской экономике. На грани разорения тысячи предприятий.
"Вопреки официальным
данным реальные доходы
По данным Росстата,
за 2010 год номинальные заработки
россиян выросли на 11%. В реальном
выражении рост доходов составил
4%. Инфляция, согласно расчетам чиновников,
достигла примерно 8,7%. Этот показатель
не отражает быстрого роста цен на
продукты питания во второй половине
года. На семейные бюджеты большинства
россиян повлияла также вынужденно
возросшая концентрация спроса на предметах
первой необходимости, быстро дорожавших
в 2010 году. По различным оценкам, минимальная
потребительская корзина
Одновременно начинает действовать закон о реформе бюджетных учреждений, направленный на коммерциализацию общественной сферы — от больниц и школ до музеев и библиотек. Рост цен, появление новых вынужденных расходов и сокращение реальных доходов остается долговременной тенденцией.
Согласно последним официальным новостям, полученным от министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, в России будет пересмотрен прожиточный минимум в 2010 году, а так же пересмотрена и расширена потребительская корзина. В связи с данным обстоятельством, пенсии будут увеличены примерно на 1100 и более рублей. На покрытие этих и иных социальных выплат, правительством РФ предполагается выделить 10% от ВВП страны.
Некоторые регионы
России умышленно занижают прожиточный
минимум на 2010 год, с целью увеличения
объемов денежных масс, которыми они
располагают, получив дополнительное
финансирование из федерального бюджета.
И хотя законодательно не предусмотрено
санкций, как мер пресечения оных
действий, в виду того, что подобные
доплаты будут произведены