Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 22:09, курсовая работа
Цель работы достигается через постановку следующих задач:
1. Изучить теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения;
2. Провести анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ);
3. Выявить основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ (региона РФ).
Введение……………………………………………………………………………….…3
1. Теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения…5
1.1. Сущность понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Основные показатели уровня жизни населения………………………………………………………………..5
1.2. Нормативно-правовая база формирования социальной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………………..10
2. Анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ)……………………………………………………………………………………….14
2.1 Методы прогнозирования основных показателей уровня и качества жизни населения………………………………………………………………………………..15
2.2. Современное состояние уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ)..16
3. Основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ (региона РФ)……………………………………………………………………………..23
3.1. Основные проблемы социального развития РФ и альтернативные варианты их решения………………………………………………………………………………….23
3.2. Основные параметры прогноза развития человеческого капитала и уровня жизни населения РФ…………………………………………………………………………….29
3.3 Прогнозные расчеты показателей уровня и качества жизни населения.………31
Заключение……………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………………….36
Ранее, от вице-премьера
Александра Жукова, было получено обещание
значительно увеличить
С 9 апреля 2011 года начинает
действовать постановление
Итак, вот прожиточный
минимум для разных категорий
граждан по России. Отдельно укажем
величину этого показателя для Москвы
- ведь не секрет, что он рассчитывается
как по стране в целом, так и
для каждого региона в
Прож. минимум с 9 апреля 2011 года
Категория граждан |
Россия |
Москва |
На душу населения |
5902 руб. |
8656 руб. |
Трудоспособное население |
6367 руб. |
9825 руб. |
Пенсионеры |
4683 руб. |
5860 руб. |
Дети |
5709 руб. |
7411 руб. |
Как видите, в Москве прожиточный минимум гораздо больше, чем по России.
Денежные доходы населения
России формируются за счет заработной
платы, выплаченной наемным
В 2010 году объем денежных расходов населения составил 1 549.9 млрд. руб.
Наибольшие денежные доходы отмечены в Ненецком округе - 48 тыс. 986,1 руб., Ямало-Ненецком округе -38 тыс. 130,9 руб., Ханты-Мансийском округе - 33 тыс. 028,9 руб. Наименьшие доходы зафиксированы в Калмыкии (5 тыс. 692,6 руб.), Ингушетии (7 тыс. 033,8 руб.), в Тыве (7 тыс. 66597 руб.).
Различие между максимальным (Ненецкий автономный округ) и минимальным (Республика Калмыкия) размерами среднедушевых денежных доходов населения составило 8,6 раза.
В среднем по России на одного человека приходилось 15 тыс. 105,6 руб.
Во всех субъектах Российской Федерации увеличился реальный размер начисленной заработной платы (кроме Чечни).(7)
Первую пятерку регионов по качеству жизни в первом квартале 2006-2010 гг. составили Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Тюменская область и Югра. Таковы данные исследования, проведенного Лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова по заказу и при содействии Института региональной информации. Пятерку регионов с наиболее низким показателем качества жизни за этот период составили Амурская область, Республика Алтай, Калмыкия, Ингушетия и Тува.
Индекс качества жизни отражает,
с одной стороны, необходимый
уровень благосостояния, а с другой
– наличие необходимой
• Миграционная привлекательность
региона. Показатель представляет собой
фиксируемый Росстатом коэффици
• Уровень выживаемости детей в возрасте до одного года. Этот показатель является обратным по отношению к младенческой смертности: числу детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся. Это один из важнейших и общепризнанных в мире показателей качества жизни, учитывающий сразу две составляющие: качество медицинских услуг и здоровье родителей.
• Безопасность личности. Данный показатель обратно пропорционален уровню преступности – числу зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения (по данным МВД РФ). Несмотря на некоторые проблемы его применимости в России (где “регистрируемость” преступлений может варьироваться от региона к региону), оценка безопасности личности представляется авторам необходимой.
• Развитость рынков услуг. Индикатор представляет собой объем платных услуг на душу населения (общий объем денежных средств, уплаченных самим потребителем или организацией, в которой он работает, за оказанную ему или членам его семьи услугу, разделенный на численность населения региона). Данный показатель корректируется с учетом индекса физического объема платных услуг населению: этот индекс показывает, во сколько раз увеличился объем платных услуг населению в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен. Таким образом, удается избежать искусственного завышения показателей качества жизни за счет инфляции.
• Доступность рабочих мест. Данный показатель является обратным по отношению к уровню безработицы, показывающему процентное отношение числа безработных к общей численности трудоспособного населения региона. Данный показатель рассчитывается Росстатом на основании опросных исследований, а не на основании данных государственной службы занятости.
• Размер индивидуальных доходов. Индикатор представляет собой отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, установленному в регионе. Последний устанавливается в субъектах федерации решениями органов государственной власти.
Эти показатели приводятся к единообразному
виду с помощью линейного
Помимо абсолютных лидеров и аутсайдеров по качеству жизни, рейтинг позволяет выделить регионы, где в I квартале 2010 года, согласно описанным выше расчетам, произошло наиболее заметное изменение качества жизни по сравнению с I кварталом 2006 года. За этот период на 10 и более позиций улучшили свои места в рейтинге следующие субъекты РФ: Камчатский край – поднялся на 56 мест выше, Магаданская область – на 45, Сахалинская область – на 32, Тамбовская область – на 28, Пензенская область – на 21, Курская область – на 16, Ростовская область – на 12, Хакасия – на 12, Хабаровский край – на 11, Кабардино-Балкария – на 10.
Наоборот, опустились на 10 и более мест следующие регионы: Вологодская область – на 42 места, Брянская область – на 26, Карелия – на 25, Карачаево-Черкесия – на 23, Кемеровская область – на 22, Тверская область – на 18, Ставропольской край – на 16, Волгоградская область – на 15, Дагестан – на 14, Рязанская область – на 14, Республика Алтай – на 12, Новосибирская область – на 12, Калининградская область – на 11, Северная Осетия – на 11, Челябинская область – на 11, Калмыкия – на 10, Псковская область – на 10. (17)
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЕМЫ И ПРОГНОЗНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ (РЕГИОНА РФ)
3.1. Основные проблемы социального развития РФ и альтернативные варианты их решения
В 1990-е годы в России возникли
беспрецедентные по сравнению с
советской эпохой различия как в
текущих доходах и потреблении
населения, так и в его обеспеченности
недвижимостью, предметами длительного
пользования. Как следствие, в стране
усилилось социальное расслоение, которое
выражается не только в количественных
параметрах. Образовавшиеся новые группы
населения (богатые, средние классы,
средне- и малообеспеченные) сформировали
собственные уклады жизни. При этом
в годы подъема, несмотря на благоприятные
усредненные экономические
Можно утверждать, что в
результате экономических, социальных
и политических процессов последних
15-20 лет российское общество еще
не смогло консолидироваться вокруг
общих целей и ценностей. В
настоящее время оно
На этом фоне проведение
любых реформ сталкивается с практически
неизбежным сопротивлением со стороны
групп специальных интересов, поскольку
рациональные действия «сверху» могут
их непосредственно затрагивать. Власть
вынуждена прибегать к
Любое значительное снижение цен на российские энергоносители, несмотря на наличие Стабилизационного фонда, приведет к серьезным проблемам с финансированием накопленных социальных мандатов, если, конечно, экономика уже в ближайшие годы не переориентируется на новые приоритеты. Но, абстрагируясь от цен на нефть, важно понимать, что раздробленное общество не отвечает потребностям высокотехнологичной, интеллектуальной и наукоемкой экономики, поскольку требуемое качество человеческого капитала не сводится только к физическому здоровью населения и современному образованию. Нужны принципиально иная социальная однородность общества, интенсивная мобильность его слоев и жизненных укладов, что, конечно, не должно приводить к потере этнической и культурной идентификации.
Основными принципами, способными объединить решающее большинство общества, могут стать:
Сопоставим сформулированные выше основные черты желаемого образа жизни с возможными стратегиями развития России.
Стратегия «Инерция»
Эта стратегия складывается стихийно, базируясь на традиционном русском «авось», или «кривая вывезет». России повезло с ценами на нефть, так, может быть, везение продолжится и дальше? Пока же будем копить деньги в Стабилизационном фонде (или в новых фондах, создаваемых на его базе), распределяя лишь небольшую часть из них на цели решения только самых неотложных социальных проблем.
Различия в материальном
положении россиян будут
Развитие по инерционному
сценарию приведет к маргинализации
многих работников (в неконкурентоспособных
секторах и бюджетной сфере), когда
их значительная часть (не менее 20—25 млн.
человек) потеряют реальные шансы на
эффективную занятость и
Стратегия «Рантье»
В рамках данной стратегии
социальная политика предполагает существенное
усиление перераспределительных функций
государства без проведения модернизационных
реформ. В результате такой политики
(если она будет проводиться
Продолжится наращивание финансирования через национальные проекты. При этом объемы выделенных средств могут возрасти в несколько раз, что позволит осуществлять дальнейшее обновление материально-технической базы образования, здравоохранения и, возможно, культуры (в качестве нового национального проекта), а также повышение заработной платы бюджетников.
Пенсионный фонд окончательно
превратится в часть