Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:36, доклад
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - прогноз) разработан на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, прогнозе долгосрочного социально-экономического развития российской Федерации на период до 2030 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
1. Основные тенденции социально-экономического развития в 2013 году
5
2. Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 - 2016 годах
12
2.1. Мировая экономика
20
2.2. Основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 - 2016 годах
56
2.3. Условия экономического развития
61
2.4. Факторы экономического роста
73
2.5. Инвестиции в основной капитал
92
2.6. Демографические тенденции и социальное развитие
96
2.7. Макроэкономическая устойчивость
105
2.8. Риски базового варианта прогноза
109
3. Параметры инфляции. Цены производителей. Цены и тарифы на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора
113
3.1. Прогноз параметров инфляции
113
3.2. Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний и тарифов организаций ЖКХ в 2014 - 2016 годах
119
4. Структурная политика: развитие отраслей экономики и социальной сферы
135
4.1. Научно-техническая и инновационная сферы
135
4.2. Промышленность
145
4.3. Агропромышленный комплекс
261
4.4. Рыбохозяйственный комплекс
275
4.5. Транспорт
278
4.6. Связь
302
4.7. Торговля (потребительский рынок)
314
4.8. Малое и среднее предпринимательство
329
4.9. Отрасли социальной сферы
343
4.10. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов
364
5. Институциональные преобразования в экономике. Посткризисные и модернизационные процессы
378
6. Внешнеэкономическая деятельность
405
7. Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации
419
8. Основные показатели системы национальных счетов
444
Во втором полугодии 2013 г. будут исчерпаны и другие негативные факторы, связанные с очень сильным эффектом базы в результате неравномерной внутригодовой динамики в 2012 году. Прежде всего это касается инвестиций в газовую отрасль, которые резко снизились во второй половине 2012 г. в результате завершения ряда ключевых проектов. Эффект базы также был обусловлен существенным ускорением роста государственных расходов в первой половине 2012 года, связанных с ускоренным ростом заработной платы в бюджетном секторе и его резким замедлением во второй половине года. В результате низкая база второй половины 2012 года окажет позитивный эффект на показатели годового роста заработной платы и инвестиций во второй половине 2013 года.
Ожидается, что инвестиции в основной капитал возобновят рост во втором полугодии, который составит 4,4% против снижения на 1,4% за первые шесть месяцев года. В целом за год прирост инвестиций в основной капитал составит 2,5 процента.
Во втором полугодии ожидается замедление падения прибыли на фоне ослабления курса рубля, роста экономической активности, а также в связи с исчерпанием негативного эффекта базы, связанного с повышенной нормой прибыли в первом полугодии 2012 г. в результате переноса индексации регулируемых тарифов инфраструктурных отраслей.
Вместе с тем, учитывая низкий рост цен производителей при сохранении уверенного роста затрат на оплату труда и на энергоносители во втором полугодии, прогнозируется, что прибыль по итогам 2013 года окажется ниже прошлогоднего уровня: в промышленности на 7 - 10%, в целом по экономике - примерно на 5 процентов.
Прирост оборота розничной торговли по итогам 2013 года может составить 4,2%. Это означает некоторое ускорение динамики во второй половине года - до 4,6%. Тенденция восстановления роста розничных продаж уже обозначилась в июне-июле, когда динамика роста ускорилась до 3,5 - 4,3% с 2,9% в мае. Оборот розничной торговли будет поддержан сохранением устойчивого роста реальной заработной платы и розничного кредитования. По итогам года ожидается прирост реальных располагаемых доходов населения на 3,4%, реальной заработной платы - на 6,2%, кредитования населения - на 29 процентов.
Во втором полугодии ожидается ускорение роста промышленного производства до 1,2% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе обрабатывающих производств до 1,5%. Наиболее высокими темпами по сравнению с первым полугодием будут развиваться отрасли лесного комплекса, производство кокса и нефтепродуктов, производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, текстильное и швейное производство, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство транспортных средств и оборудования. В целом по итогам 2013 года, по оценке Минэкономразвития России, рост промышленного производства замедлится до 0,7 с 2,6% в 2012 году.
В результате годовой прирост ВВП в III и IV кварталах 2013 г., увеличится до 1,9 и 2,6% соответственно после прироста на 1,6 и 1,2% в I и II кварталах. По отношению к предыдущему кварталу в III и IV кварталах ожидается прирост на 0,5 и 1,3% против прироста на 0,2 и 0,1% в I и II кварталах года. В целом за 2013 год ВВП увеличится на 1,8 процента.
Основные показатели развития экономики
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
2012 год |
2013 год | |||||
первое полугодие |
второе полугодие |
год |
первое полугодие |
второе полугодие1) |
год1) | |
ВВП |
104,5 |
102,5 |
103,4 |
101,4 |
102,2 |
101,8 |
Индекс потребительских цен, на конец периода |
103,2 |
103,2 |
106,6 |
103,5 |
102,5 |
106,0 |
Индекс промышленного производства2) |
103,1 |
102,2 |
102,6 |
100,1 |
101,2 |
100,7 |
Обрабатывающие производства3) |
104,5 |
103,7 |
104,1 |
100,0 |
101,5 |
100,8 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
104,2 |
92,0 |
95,3 |
102,0 |
109,0 |
107,0 |
Инвестиции в основной капитал, % |
112,8 |
103,4 |
106,6 |
98,6 |
104,4 |
102,5 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
103,1 |
105,4 |
104,4 |
104,4 |
103,1 |
103,4 |
Реальная заработная плата |
110,7 |
106,1 |
108,4 |
105,4 |
105,14) |
106,2 |
Оборот розничной торговли |
107,7 |
105,2 |
106,3 |
103,7 |
104,6 |
104,2 |
Объем платных услуг населению |
104,2 |
103,2 |
103,7 |
102,0 |
102,3 |
102,2 |
Экспорт товаров, млрд. долларов США |
262,4 |
265,6 |
528,0 |
252,5 |
258,9 |
511,4 |
Импорт товаров, млрд. долларов США |
154,1 |
181,6 |
335,7 |
160,9 |
182,6 |
343,5 |
Средняя цена на нефть марки "Urals", долларов США за баррель |
112,1 |
109 |
110,5 |
106,5 |
107,5 |
107 |
1) Оценка Минэкономразвития России.
2) Агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". С учетом поправки на неформальную деятельность.
3) С учетом поправки на неформальную деятельность.
4) На основе квартальной динамики 2012 года.
2. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2014 - 2016 ГОДАХ
Основные варианты прогноза базируются на относительно благоприятных оценках внешних условий и предполагают умеренное восстановление мировой экономики со среднегодовыми темпами 3,6 - 4% в год и стабилизацию цены на нефть Urals на уровне 100 - 101 доллара США за баррель. Варианты также предусматривают опережающее по отношению к ценам на нефть снижение стоимости экспортируемого газа в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках.
Вариант 1 (базовый) можно рассматривать как вариант перебалансировки экономического роста. Он предполагает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики, в т.ч. за счет торможения роста первичных энергетических и инфраструктурных издержек и определенного перераспределения доходов в пользу перерабатывающих отраслей.
Для этого осуществляется перенос индексации регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний на 2015 год, и ограничение их роста уровнем прошлогодней потребительской инфляции. Вариант частично основан на предпосылках второго варианта (базового) сценарных условий. Начинается реализация масштабных инвестиционных проектов, в т.ч. за счет инвестирования средств Фонда национального благосостояния и значительно расширяется поддержка малого бизнеса. Предполагается последовательное улучшение делового климата, что проявляется в уменьшении оттока капитала и в восстановлении в 2016 году его притока. Денежная политика ориентируется на переход в 2015 году к таргетированию инфляции и создание условий для устойчивого роста кредитования экономики и повышения доступности кредита. При этом бюджетная политика строится в рамках текущих бюджетных правил, что ведет к снижению в реальном выражении государственного инвестиционного спроса и отсутствию реального роста оплаты труда части работников бюджетной сферы и военнослужащих.
В 2014 - 2016 гг. на фоне улучшения роста мировой экономики годовые темпы прироста ВВП могут повыситься до 3,0 - 3,3 процента.
Вариант 3 (целевой) предусматривает полномасштабную реализацию всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606. Прежде всего, это означает выход на сверхвысокую траекторию темпов роста макроэкономических показателей. В 2014 - 2016 годах среднегодовой рост ВВП должен быть не меньше 6,3%. Этот вариант основан на ускоренных структурных преобразованиях, опирающихся на значительное повышение нормы накопления частного капитала и возобновление масштабного чистого притока частного иностранного капитала. Наряду со значительным улучшением бизнес-климата вариант предполагает смягчение денежной политики, что обеспечит высокие темпы роста инвестиционного и потребительского кредита при сокращении нормы сбережения домашних хозяйств. Вариант требует также резкого расширения государственного спроса и модификацию существующих бюджетных правил.
Вариант А - дополнительный вариант ухудшения ситуации в мировой экономике, которое приводит к более сильному снижению цен на нефть. Среднегодовая цена на нефть Urals, оцениваемая в 2013 году на уровне 107 долларов США за баррель, в 2014 году понижается до 84 долларов США за баррель, в 2015 - 2016 гг. предполагается ее стабилизация на уровне 80 долларов США за баррель. Вариант также предусматривает опережающее снижение спроса на российский газ по сравнению с базовым вариантом. Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Понизившиеся в 2014 - 2016 гг. цены на нефть станут причиной резкого ослабления обменного курса, приведут к ускорению инфляции и замедлению внутреннего спроса. В 2014 году рост экономики замедлится до 0,9%. В 2015 - 2016 гг. будет происходить восстановление роста темпами 2,2 - 2,8 процента.
Вариант С - дополнительный вариант, который характеризуется ростом цен на нефть в 2014 году до 113 долларов США за баррель с дальнейшим повышением до 120 долларов США за баррель к 2016 году. Темпы роста ВВП в 2014 - 2016 гг. за счет "фактора нефти" могут в среднем на 0,2 п.п. превышать уровень базового варианта и составлять 3,2 - 3,4 процента.
Современные условия развития, в том числе проектируемые уточненные параметры бюджета на 2014 - 2016 годы, приводят к тому, что из двух основных вариантов прогноза, предложенных ранее в сценарных условиях, наиболее реалистичным становится консервативный вариант. Поэтому в качестве базового для разработки параметров федерального бюджета на 2014 - 2016 годы предлагается рассматривать вариант 1 прогноза.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 - 2016 годы
2012 год - отчет |
2013 год - оценка |
2014 год |
2015 год |
2016 год | |
прогноз | |||||
Цена на нефть марки "Urals" (мировая), долларов США за баррель | |||||
1, 3 |
111 |
107 |
101 |
100 |
100 |
А |
84 |
80 |
80 | ||
С |
113 |
116 |
120 | ||
Валовой внутренний продукт, темп роста % | |||||
1 |
3,4 |
1,8 |
3,0 |
3,1 |
3,3 |
3 |
5,7 |
6,2 |
6,8 | ||
А |
0,9 |
2,2 |
2,8 | ||
С |
3,4 |
3,2 |
3,4 | ||
Промышленность, % | |||||
1 |
2,6 |
0,7 |
2,2 |
2,3 |
2,0 |
3 |
4,2 |
4,1 |
3,8 | ||
А |
0,8 |
1,5 |
1,6 | ||
С |
3,1 |
3,0 |
2,5 | ||
Инвестиции в основной капитал, % | |||||
1 |
6,6 |
2,5 |
3,9 |
5,6 |
6,0 |
3 |
12,3 |
14,7 |
14,8 | ||
А |
-1,7 |
2,5 |
4,5 | ||
С |
5,7 |
6,8 |
7,3 | ||
Реальная заработная плата, % | |||||
1 |
8.4 |
6,2 |
4,0 |
3,8 |
4,3 |
3 |
5,4 |
7,1 |
8,1 | ||
А |
3,6 |
3,9 |
4,0 | ||
С |
3,8 |
4,1 |
4,4 | ||
Оборот розничной торговли, % | |||||
1 |
6,3 |
4,2 |
4,0 |
4,4 |
4,7 |
3 |
6,8 |
8,4 |
8,9 | ||
А |
0 |
2,8 |
3,7 | ||
С |
4,5 |
5,1 |
5,1 | ||
Экспорт - всего, млрд. долл. США | |||||
1 |
528 |
511 |
506 |
507 |
518 |
3 |
519 |
531 |
550 | ||
А |
438 |
417 |
418 | ||
С |
551 |
575 |
606 | ||
Импорт - всего, млрд. долл. США | |||||
1 |
336 |
344 |
353 |
367 |
384 |
3 |
387 |
422 |
464 | ||
А |
313 |
311 |
315 | ||
С |
362 |
387 |
414 |
Уточнение параметров прогноза
Корректировка базового варианта прогноза по сравнению со сценарными условиями прежде всего связана с ограничением роста регулируемых тарифов на услуги инфраструктурных компаний (подробнее в разделе 3.2), а также ухудшением конъюнктуры на ряде мировых товарных рынков. Другие факторы уточнения прогноза связаны с понижением планируемых расходов бюджетной системы на развитие инфраструктуры, науки, образования и здравоохранения. Уменьшен планируемый рост заработной платы в бюджетном секторе.
В целом экономическая динамика стала развиваться в 2013 году по траектории не второго умеренно-оптимистичного, а консервативного первого варианта сценарных условий, который предполагал реализацию ряда внутренних рисков и не рассматривался в качестве базового при формировании федерального бюджета.
Оценка темпов роста ВВП в 2013 году понижена на 0,6 п.п. и составит 1,8% против 2,4% в сценарных условиях, что соответствует прошлогоднему консервативному варианту прогноза. Динамика ВВП в 2014 - 2016 гг. понижена на 0,7-1 процентный пункт. В 2014 году ожидается рост ВВП на уровне 3% (против 3,7% в предыдущей версии прогноза), в 2015 году - на 3,1% (4,1%) и в 2016 году - на 3,3% (4,2%). При этом по сравнению с вариантом 1 сценарных условий замедление темпов роста менее значительно и составляет в среднем 0,2 процентных пункта.
Новая оценка прироста инвестиций на 2013 год - 2,5%, что более чем на 2 п.п. ниже ожидаемых в рамках сценарных условий (4,6%,). Уточнение оценки связано с отсутствием роста инвестиций за январь-июль текущего года (инвестиции в основной капитал сократились на 0,7% по отношению к соответствующему периоду прошлого года). При этом по-прежнему ожидается ускорение их роста во второй половине 2013 года по мере исчерпания эффекта высокой базы начала прошлого года, обусловленного большими объемами инвестиций газовой отрасли и вводом в эксплуатацию второй нитки газопровода «Северный поток». Масштаб сокращения инвестиций Газпромом и компаниями сырьевых отраслей оказался больше, чем ожидалось ранее.
Среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал за 2014 - 2016 гг. составит 5,2%, что ниже апрельских оценок на 1,9 п.п., при этом прогноз прироста на 2014 год снижен на 2,7 п.п., до 3,9%, а в 2015 и 2016 годах на 1,6 п.п., до 5,6% и 6% соответственно.
Снижение динамики в основном связано с уточнением инвестиционных планов крупных компаний, связанным в том числе с ухудшением финансовых возможностей при ограничении роста регулируемых тарифов на их продукцию и услуги. Так, выпадающие доходы ОАО "Газпром" в результате изменения тарифной политики составят за 2014 - 2016 гг. 500 - 600 млрд. рублей, а инвестиционная программа будет приблизительно на 300 млрд. рублей меньше. При этом, даже без учета потенциального эффекта пересмотра тарифов инвестиционная программа ОАО "Газпром" по основному виду деятельности в 2014 - 2016 гг. из-за сдвига сроков проектов и уменьшения оценок спроса снижена почти на 40% относительно планов компании по состоянию на начало года. Снижение оценок инвестиций произошло также за счет ухудшения финансового состояния сетевых компаний в электроэнергетике, где в результате ограничения роста тарифов доходы снизятся в 2014 - 2016 гг. почти на 300 млрд. рублей. В результате инвестиции сетевых компаний скорректированы на 20% по отношению к показателям сценарных условий.