Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение промышленной политики современной России.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть основные характеристики промышленной политики;
Провести анализ целей промышленной политики;
Определить принципы промышленной политики;
Рассмотреть проблемы промышленного развития российской экономики;
Изучить инновационной потенциал российской промышленности
Промышленная политика федерального
уровня призвана закреплять лишь
основополагающие приоритеты и средства
их поддержки, согласующиеся не только
с национальными интересами и реально
складывающейся ситуацией, но и с критериями
«нацеливания», применяемыми в международной
практике, в том числе с учётом глобального
реагирования.
Региональная промышленная политика – это комплекс экономических, политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней среде региона и предназначенных для повышения эффективности факторов производства, снижения политических и социальных издержек структурной адаптации социально-экономического комплекса региона. Инструменты региональной промышленной политики закреплены в региональных и законодательных актах. Российская действительность характеризуется общей для всех регионов необходимостью государственного участия в реконструкции крайне изношенного производственного аппарата, структурной адаптации, стабилизации воспроизводственных систем, как в народнохозяйственном, так и в региональном масштабе, поскольку режим рыночной саморегуляции сам по себе не способен обеспечить вывод из кризиса производственной сферы.
Рис.1.3. Общесистемные функции региональной промышленной политики
1.4 Модели, методы проведения современной промышленной политики
Отечественные исследователи широко обсуждают такие модели, как «жесткая» и «мягкая» промышленная политика. Под первой из них обычно понимается политика, целью которой является создание и развитие приоритетных отраслей экономики. Она предполагает опору на бюджетное субсидирование и кредитование предприятий приоритетных отраслей, механизмы косвенного субсидирования компаний, протекционистский курс во внешней торговле. В отличие от «жесткой» «мягкая» промышленная политика направлена на содействие росту конкурентоспособности национальных компаний производителей и поддержку инвестиционных проектов, позволяющих частному бизнесу повысить уровень эффективности,
В странах ЕС используются вертикальные и горизонтальные модели промышленной политики. Вертикальная модель, соответствующая, по нашему мнению, «жесткой модели» промышленной политики, предполагает стимулирование конкретных производств или отраслей при использовании в качестве инструмента господдержки всевозможных льгот. Считается, что она наиболее характерна для слаборазвитых стран. Горизонтальная модель и соответствующая ей «мягкая» промышленная политика ориентируются на создание общих для всех отраслей возможностей развития производства. Она распространена в экономически развитых странах, в том числе в государствах Евросоюза.
Сегодня, когда инновационное развитие
объявлено важнейшим
Достаточно отчетливо начинают
проявляться положительные
Современная промышленная политика в
России должна основываться на учете
понимания нового места нашего государства
в меняющемся мире. Принципиальные
особенности современной
- объектом
современной промышленной
- субъектом
промышленной политики
- государственная
промышленная политика сегодня
формируется как национальная
промышленная политика. Равноправными
участниками ее разработки и
реализации выступают не
- все
большее размывание отраслевых
границ за счет диверсификации
в новые виды товаров,
- определяющая
роль в процессе отмеченного
выше «перепроектирования»
- успех
проведения промышленной
Помимо отечественных моделей механизма реализации промышленной политики необходимо учитывать, что в современном мире все более пристальное внимание обращается на создание условий для формирования механизмов экономического саморазвития, на повышение значимости управления знаниями и концепций инновационной деятельности как центрального элемента промышленной политики. Такой подход позволяет использовать накопленный потенциал знаний для формирования интеллектуального ядра промышленности и такой ее структуры, которая будет адекватна технологической, отраслевой и институциональной структурам развитых стран. А это является важным условием востребованности продукции на отечественном и мировом рынках.
Содержанием промышленной политика должна
стать организация и поддержка
промышленных кластеров - точек роста
будущей конкурентоспособности
экономики территории. В рыночной
экономике прообразами
С точки зрения промышленной политики, принципиальные отличия кластера от иных территориальных образований состоят в следующем:
- географически
сконцентрированное сочетание
- широкий
состав участников. Это, как правило,
поставщики, сервисные организации,
научные центры, центры компетенций,
специализированные банки,
- бизнес-климат
территории (тесные связи, интенсивный
обмен идеями и информацией
о новых технологиях,
Мировой опыт показывает, что создание кластеров представляет собой затратный процесс, в котором примерно половину объема финансирования принимает на себя государство (за счет федерального и регионального бюджетов). Но данная практика не исключает применения новых механизмов финансирования. Прежде всего, возможно привлечение банками средств населения с длительными сроками заимствования вкладов, а также дальнейшее развитие механизмов аутсорсинга и субконтрактинга.
Для организации промышленных кластеров
необходимо наличие на территории крупных
современных исследовательских
университетов, способных составить
конкуренцию зарубежным образовательным
учреждениям на рынке образовательных
услуг и инновационных
Основа кластеризации
Выбор технологических кластеров
на территории - методически не сложная,
слабо проработанная проблема, решение
которой, видимо, должно увязываться
с наличием предпосылок для развития
территориального потенциала критически
важных технологий, а также сервисных
видов деятельности, обслуживающих
высокие технологии и создающих
на их основе новое оборудование. Базовыми
компаниями кластера на территории могут
рассматриваться крупные
В процессе реализации кластерного подхода к развитию промышленности необходимо уделить особое внимание формированию горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между участниками процесса производства товаров и услуг и субъектами инновационной деятельности.
2. Анализ и перспективы развития промышленного производства в России
2.1 Проблемы промышленного
промышленная политика кластер конкурентоспособность
В период с 2000 по 2007 гг. Россия стала
одним из наиболее быстро растущих
регионов мира. В целом, за последние
годы основные экономические показатели
динамики российского национального
хозяйства значительно
По размерам ВВП, рассчитанного по обменному (текущему) курсу, Россия занимает десятое место в мире (1,27 трлн долл.), опережая такие страны, как Италия, Бразилия и Франция. Парадокс заключается в том, что через 16 лет российская экономика наконец-то не только достигла уровня 1991 г., но и превзошла его на 10%. При этом на постсоветском пространстве Россия далеко не первая страна, экономика которой превзошла уровень 1991 г. Его превысили Латвия. Эстония, Белоруссия, Казахстан и Литва (причем некоторые из них в полтора-два раза).
Несмотря на высокие темпы роста ВВП, Россия на постсоветском пространстве, вообще говоря, находится в аутсайдерах. По этому показателю мы уступаем не только вступившим в Евросоюз странам Балтии, но и большинству государств СНГ. В среднем по странам СНГ рост ВВП в 2007 г. составил 9% к показателю 2006 г. Наибольший рост ВВП в 2007 г. наблюдался в Азербайджане - 25% и Армении - 13,8%, а наихудшие показатели продемонстрировали Грузия (2,7%) и Молдавия (3,3%).
Валовой внутренний продукт представляет
собой комплексную
Если в 1991 г, значительная часть ВВП РФ приходилась на товары - 60,5%, то по результатам 2007 г. товарная часть составила всего лишь 35,3%. За этот же период доля услуг в ВВП выросла с 32,6 до 51,9%. Налоговые поступления увеличились, но незначительно (на 4,8%). То есть за 16 лет реформ абсолютная величина национального ВВП практически не изменилась (1,27 трлн. долл. в 2007 г. и 1,22 трлн. долл. в 1991 г.). Произошло лишь его перераспределение - увеличилась доля услуг.
Товарная составляющая ВВП является приоритетной. По ней можно судить о состоянии производства, уровне научно-технического прогресса, возможностях государства выполнять свои социальные функции, строить прогнозы и выстраивать долгосрочную политику.
Информация о работе Промышленная политика государства и её особенности в России