Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:47, реферат
Проблема экономических кризисов актуальна в настоящее время и в нашей стране. Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должны помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них. Помимо этого очень важно исследовать причины возникновения экономических циклов и выяснить, как сглаживаются амплитуды их колебаний, чтобы использовать эти знания для регулирования этих циклов, дабы они не оказывали разрушительного воздействия на экономику. Научившись сглаживать экономические циклы, люди сразу же ощутят результат в виде экономического процветания страны и личного благополучия. Макроэкономическое равновесие на практике – скорее удивительная случайность, исключение, подтверждающее правило: рыночная экономика нестабильна.
Введение...................................................................................................................3
1. Понятие, сущность и фазы промышленного цикла.........................................4
2. Экономические кризисы перепроизводства.....................................................8
2.1. Понятие и причины экономического кризиса перепроизводства................8
2.2. Материальная основа кризиса.......................................................................11
3. Влияние политики макроэкономической стабильности на промышленный вид...........................................................................................................................13
Заключение…………………………………………................................……….20
Список литературы…………………………………………………...………….22
Типы включают: экономическое (с их частями – финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда) и административное. Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное). Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом – прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом – внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг. Разнообразны формы в государственно-кредитном виде. Общей формой является планирование (прогнозирование). Особой формой регулирования является государственные закупки.
Государственные закупки – приобретение государственными органами, государственными учреждениями, а также государственными предприятиями, юридическими лицами и аффилированными с ними юридическими лицами товаров, работ и услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег.
Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов, метод индексации).
Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, льготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании – нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка. Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются: валютный курс, процентные ставки на денежный капитал, курсы международных платежных средств и ценных бумаг, методы страхования от валютных рисков.
Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования. Методами в государственных закупках являются: открытый конкурс, закрытый конкурс, выбор поставщика с использованием запроса ценовых предложений, изодного источника, через открытые товарные биржи.
Элементы системы финансового регулирования – виды, формы, методы – призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении. В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности – преференциальные (льготные). Это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования.
На основе этих основных
индикаторов воздействия
Применяемые элементы – регуляторы действуют в сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме, поэтому государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики должно тщательно учитывать экономическое положение и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономическое и социальные интересы, верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.
Заключение
Проблема цикличности экономики за более чем вековую историю её существования стала средоточием для исследования многих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие и функционирование системы мирового и национального хозяйства. Выявление причин долгосрочных колебаний социально-экономического развития приобрело исключительно важное значение как способ предотвращения тех негативных влияний, которые влекут за собой периоды спады и рецессии в хозяйственной жизни страны. Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к обнищанию, голоду, страданиям людей, что не может не беспокоить цивилизованное общество.
Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя экономическую динамику: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний.
Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.
Таким образом, цикличность выступает как форма движения национальной экономики и мирового хозяйства в целом. Современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.
Список литературы
1. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леуский А. И. Макроэкономика: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – 654 с.
2. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 512 с.
3. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учеб. Пособие. - Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. - 115 с.
4. Динкевич, А. Россия 90-х: системный кризис переходной экономики // Деньги и кредит. - 1998. - №8. - с. 47-54.
5. Кондратьев, Н.Д. Проблемы экономической динамики. - М.: 1989. - 528 с.
6. Маркова, А.Н. История мировой экономики. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995. - 192 с.
7. Антикризисное управление. / Под ред. Короткова Э.М. - М.: Инфра-М, 2003. - 432 с.