Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:42, курсовая работа
Цель курсовой работы
понять что из себя представляет профессиональная ориентация
рассмотреть проблемы профориентации в России
выявить наиболее подходящие пути решения этих проблем
Введение………………………………………………………………………….2
Понятие и история развития профессиональной ориентации………………...3
1)понятие профориентации…………………………………………………3
2)развитие профориентациного направления в России…………………...5
3)современный профориентационный арсенал……………………………8
Проблемы профессиональной ориентации……………………………………..9
1)проблемы профориентации молодежи…………………………………...9
Помощь в решении проблемы профориентации………………………………16
1)опыт работы с выпускниками в службе занятости……………………..16
2)профессиональное обучение безработных……………………………...19
3)проведение оплачиваемых общественных работ……………………....23
4)советы по трудоустройству……………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………......29
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИЛЬНЫЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика труда»
на тему:
«Профориентация в системе воспроизводства
рабочей силы»
Группа: ЭТР - Д- 3- 1
Проверил
преподаватель: Бреева Е.Б.
Москва
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Понятие и история развития профессиональной ориентации………………...3
1)понятие профориентации………………
2)развитие профориентациного направления в России…………………...5
3)современный
Проблемы профессиональной ориентации……………………………………..9
1)проблемы профориентации
Помощь в решении проблемы профориентации………………………………16
1)опыт работы с выпускниками в службе занятости……………………..16
2)профессиональное обучение
3)проведение оплачиваемых
4)советы по трудоустройству………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
В своей
жизни человеку приходиться делать
много выборов. Одним из самых
важных является выбор профессионального
пути, начинающийся с выбора профессии,
и от того, насколько адекватным он будет,
зависит во многом реализация человека,
его склонностей, способностей. Верный
выбор улучшает качество жизни, помогает
стать счастливым. Именно поэтому период
профессионального самоопределения волнителен.
Потребность получить квалифицированную
помощь в решении столь важного вопроса
актуальна в современных условиях, характеризующихся
бурными изменениями в социально-экономической
жизни общества.
Как известно,
спрос рождает предложение. И подтверждением
тому служит увеличивающаяся сеть профориентационных
центров и консультаций, а также расширение
функционала школьных психологов и педагогов-энтузиастов
в данном направлении
Профессиональная ориентация выступает важным составным элементом системы подготовки кадров являются регулятором связи между системой образования и практической деятельностью. Это основа удовлетворения потребностей организации в рабочей силе.
Профессиональная
ориентация – основа эффективного использования
трудовых ресурсов
Цель курсовой работы
Понятие профессиональной ориентации представляет собой систему мер, включающую предоставление информации и консультаций необходимых человеку для выбора профессии, в наибольшей степени соответствующей его личным способностям и особенностям, а также требующейся на рынке труда. Неполное использование возможностей работников в трудовой деятельности наносит ущерб не только его собственному развитию, ни и оборачивается потерей для организации.
Разрыв
между профессиональной подготовкой
и соедржани5м трудовых функций, выполняемых
работником, снижает его интерес к труду,
работоспособности, что в конечно итоге
ведет к падению производительности, ухудшению
качества продукции, к росту профессиональной
заболеваемости и травматизма.
очень
важная в наше время задача, стоящая
перед профориентацией, - реагировать
на быстрые структурные сдвиги в
занятости.
Российская
многоукладная экономике
Задачи профориентации
Задачами профориентации являются:
Цели профориентации
Формы профориентации
Профориентация осуществляется в следующих формах:
Рассмотрим
как развивалось профориентационное
направление в России. В России вопросы
профориентации стали предметом изучения
ещё до Первой Мировой войны. Эту работу
начали сотрудники Педагогического Музея
Московского учительского дома. Среди
публикаций этого периода можно отметить
статью Е. Чернолусской «Помощь окончившим
школу в выборе профессии», опубликованную
в 1914 году в журнале «Вестник воспитания».
Профилизация школы, начавшаяся в ходе
реформы образования 1915- 1916 г., продолженная
решением первого Всероссийского съезда
работников просвещения в 1918 г. (принявшим
Положение о единой трудовой школе, осуществляющей
профильное обучение по гуманитарному,
естественно-математическому и техническому
направлениям), послужила появлению подхода
к системе профориентации, основанной
на оказании психолого-педагогической
помощи человеку в выборе профессии.
Создание
Центрального Института Труда (1921г.)
и начало деятельности лаборатории промышленной
психотехники, разрабатывавшей профессиограммы,
послужило появлению по всей стране профконсультационных
бюро, делавших заключение о психофизической
пригодности к определённому виду труда,
которое требовали при приёме на работу
и при поступлении в профессиональные
учебные заведения. Развитие государственных
служб трудоустройства послужило плановому
распределению рабочей силы, что внесло
особое содержание в систему профотбора.
По Декрету Совнаркома в городах с населением
более 20 тысяч человек организовывались
биржи труда. Крупнейшие учёные (Гастев,
Бехтерев, Браиловский) разрабатывали
методы профотбора, получившие признание
за рубежом. В 30-х годах президентом международной
психотехнической ассоциации стал И. Шпильрейн,
лидер советской психотехники. Однако
начавшееся массовое использование анкетирования
и тестов закончилось профанацией, а впоследствии
разгромом молодой науки. Пассивная роль
на консультации выбирающих профессию,
отсутствие учёта принципа компенсации
неразвитых профессионально значимых
качеств другими явились слабыми моментами
в деятельности профконсультаций. Следствием
такого положения дел стало решение о
ликвидации имевшейся системы профконсультаций
и переносе профориентационной работы
в среднюю школу, где она приобрела общественно-политический
характер. Отныне школа была обязана учитывать
потребности страны при подготовке учащихся
к выбору профессии. Главенствующими в
этом выборе должны были стать политические
приоритеты государства (то, что «надо»
стране), в то время как личностные особенности
и профессионально значимые качества
практически не рассматривались. Постановление
ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях
в системе Наркомпросов» в 1936 году поставило
на данном этапе точку в развитии профориентационных
служб: они были закрыты, приостановлена
данная работа в школах. Почти 20 лет советской
психологической наукой было потеряно.
С конца
50-х - начала 60-х годов, когда в
СССР фактически был снят запрет с
темы профориентации, начинается новый
период развития этой проблемы, связанный
с исследованиями А.Н. Волковского, Л.А.
Йовайша, М.Д. Виноградовой, Г.И. Галките,
М.Д. Копанева, В.Б. Успенского. На практике
это проявилось в открытии НИИ трудового
обучения и профессиональной ориентации,
в эксперименте по проведению дифференцированного
обучения по трём направлениям: физико-математическому
и техническому, биолого-агрономическому,
социально-экономическому и гуманитарному
(1957г). В НИИ проводились научные конференции,
посвящённые подготовке молодёжи к профессиональному
выбору, а также были введены две формы
дифференцированного обучения: факультативные
занятия в 8-10 классах и школы с углублённым
изучением предметов. Профориентационная
работа в школе была направлена на решение
политической задачи кадрового обеспечения
промышленности и сельского хозяйства,
что, по сути, было аналогично системе
30-х годов. Концепция профориентации носила
воспитательный характер, она представляла
собой подготовку к сознательному выбору,
ориентированному на готовность выбрать
профессию, удовлетворяющую потребностям
общества. Профориентация была подменена
трудовым воспитанием и профессиональной
подготовкой, что в конечном итоге всё
же не привело к ожидаемому результату,
так как большинство выпускников не связывало
свою будущую профессиональную карьеру
с профилем производственного обучения,
не соответствующем их склонностям и личностным
качествам.
Новый
виток в развитии профориентации
приходится на 80 – 90-е годы, когда
интерес к профотбору в промышленности
был продиктован увеличившимся количеством
аварий в энергетике, на транспорте, низкой
производительностью труда. Психологи
активно стали изучать роль человеческого
фактора в этой проблеме. Были разработаны
автоматизированные системы прогнозирования
профессиональной пригодности, профессиографические
материалы. Однако перестройка, повлекшая
в последствии спад производства и безработицу,
привела к тому, что вновь приостановилась
работа по профориентации, были ликвидированы
службы профотбора. На этом фоне происходит
активизация деятельности негосударственных
частных кадровых и рекрутинговых агентств,
которые с одной стороны, заполняют собой
брешь в связи работодателей и будущих
работников, а с другой стороны, нередко
дискредитируют идею профориентации,
так как используют сомнительные методы
оценки профпригодности, не прошедшие
серьёзной научной экспертизы (в частности,
астрологические, физиогномические, графологические
методы).
Информация о работе Профориентация в системе воспроизводства рабочей силы