Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:42, курсовая работа
Цель курсовой работы
понять что из себя представляет профессиональная ориентация
рассмотреть проблемы профориентации в России
выявить наиболее подходящие пути решения этих проблем
Введение………………………………………………………………………….2
Понятие и история развития профессиональной ориентации………………...3
1)понятие профориентации…………………………………………………3
2)развитие профориентациного направления в России…………………...5
3)современный профориентационный арсенал……………………………8
Проблемы профессиональной ориентации……………………………………..9
1)проблемы профориентации молодежи…………………………………...9
Помощь в решении проблемы профориентации………………………………16
1)опыт работы с выпускниками в службе занятости……………………..16
2)профессиональное обучение безработных……………………………...19
3)проведение оплачиваемых общественных работ……………………....23
4)советы по трудоустройству……………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………......29
современный научно обоснованный профориентационный арсенал, включает следующие технологии изучения и анализа:
Большое
значение в настоящее время имеет
качество рабочей силы, создающей
товары и услуги. Чтобы добиться
существенного развития человеческих
ресурсов, в первую очередь необходимо
создавать условия для повышения конкурентоспособности
граждан на рынке труда.
Особое внимание необходимо
Сравнительно
низкую конкурентоспособность молодежи
обуславливает действие ряда факторов:
· недостаток
профессиональных знаний, квалификации
и навыков;
· необходимость
предоставления молодым людям ряда
дополнительных льгот, предусмотренных
КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие
требования по охране труда и т. д.), что
создает для предприятий дополнительные
трудности;
· трудовая
нестабильность молодежи, связанная
с увольнениями в связи с призывом
в Вооруженные силы, уходом на учебу
и т. д.;
· совмещение
значительной частью молодежи работы
с учебой;
· инфантилизм
части молодежи, привыкшей бесплатно
получать основные жизненные блага
(от государства, родителей и т. д.).
Как показывают многочисленные
исследования, молодежь не получает
знаний о современном рынке
труда, о правилах поведения
на нем, слагаемых построения успешной
профессиональной карьеры, о своих правах
и обязанностях в сфере трудовых отношений.
Молодежь не готова конкурировать и быть
субъектом на рынке труда.
При первичном выходе на рынок
труда у молодежи преобладают
идеалистические представления о будущей
профессии, трудовой и профессиональной
карьере. С первых шагов на рынке, в условиях
невозможности трудоустройства, эти представления
разрушаются и приводят к возникновению
сложных социально-психических состояний
(тревога, состояние депрессии, влияющее
на коммуникативную сферу и сопровождаемое
ощущением безысходности, комплексом
вины).
Столкновение с трудовой
Значительную роль в решении
проблем адаптации молодежи к
сложившейся социально-
Профессиональная
ориентация – это комплекс социально-политических,
психолого-педагогических и медицинских
мер в выборе профессии, которые
рассматриваются как система
равноправного взаимодействия личности
и общества на определенных этапах
развития человека, оптимально соответствующая
личностным особенностям и запросам рынка
труда в конкурентоспособных кадрах.
Одна из главных целей системы
профориентационной работы –
оптимизация процесса выбора
профессии в соответствии с
личными интересами граждан и потребностями
рынка труда. При этом знания молодых людей
о возможностях выбора профессии и самих
профессиях расширяются и углубляются.
Решение о выборе профессии становится
более осознанным.
Можно выделить четыре
· профессиональная
информация включает в себя подробные
сведения о знании и путях приобретения
различных профессий;
- профессиональное
просвещение предоставляет
· в
рамках профконсультации оказывается
помощь в выборе индивидуального
пути получения конкретной профессии;
- с помощью
профдиагностики устанавливаются и изучаются
признаки, характеризующие отклонение
различных «параметров» конкретного человека
от требований избранной профессии;
· профессиональный
отбор помогает устанавливать психологические
особенности человека, его подготовленность
к выполнению трудовых функций применительно
к определенным группам профессий с помощью
аппаратурных и социально-психологических
методов;
· профессиональная
адаптация является активным процессом
приспособления молодежи к производству,
новому социальному окружению, условиям
труда и особенностям конкретной специальности.
При этом в данной системе
работы особое внимание
Полноценная консультация
Н. С. Пряжниковым предложена
модель работы профконсультанта для задач
активизирующей профконсультации. Условно
можно выделить четыре группы задач: информационно-справочная,
просветительская; диагностико-корректирующая,
морально-эмоциональная поддержка, формирование
оптимистичного отношения к своему профессиональному
будущему; конкретный отбор, принятие
решения или готовность совершать серию
выборов, из которых складывается профессиональная
и жизненная перспектива. При этом выделяется
три уровня решения каждой из этих задач:
пассивная позиция учащегося, совместное
с учащимися решение проблемы, самостоятельные
и осознанные действия учащегося по решению
своей проблемы.
Необходимо отметить, что особенностью
российского рынка труда
Проблема ориентации
Во-первых, профориентация является
социально-экономической
Каждая рабочая профессия
Школьник имеет право на
Существует два основных
– профессиональная
пропаганда и профессиональное просвещение;
– развитие
интересов, склонностей, способностей
школьников, их самооценки через включение
в разнообразные виды учебной и внеучебной
деятельности.
Ключевую
роль в профориентации выпускников
играет информация: о содержании, условиях,
организации труда и обучения
по конкретной профессии, оплате труда,
его требованиях к организму и
личности человека, возможностях профессионально-
Выбор
профессии, принятие решения о месте
учебы, работе происходят в результате
сопоставления информации по всем этим
позициям и зависят от их объективного
содержания и понимания каждым клиентом.
Полноценное
профинформирование характеризуется
следующими существенными признаками:
· достоверность
(объективность, точность фактов, цифр,
оценок, характеризующих профессиональное
обучение и труд, включая адекватное отображение
трудностей, опасностей и риска);
· актуальность
(соответствие запросам рынка труда,
физическим и духовным потребностям
клиентов);
· перспективность
(показ профессии в развитии, раскрытие
возможностей профессионально-
· обновляемость
(своевременная замена и уточнение
данных об уровне спроса, содержании и
условиях, режиме, оплате и организации
труда, содержании и сроках профессионального
обучения, перспективах трудоустройства);
· доходчивость
(ясность, упорядоченность, простота и
четкость изложения);
· привлекательность
и доступность (рациональный подбор
и сочетание текстовых и изобразительных
материалов, размещение в удобном месте,
благоприятные условия для восприятия).
Профинформация, характеризующаяся
указанными признаками, усиливает
мотивацию поиска новых,
Помощь в решении проблемы профориентации молодежи
В целях
содействия профессиональному
Информация о работе Профориентация в системе воспроизводства рабочей силы