Профориентация в системе воспроизводства рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы
 понять что из себя представляет профессиональная ориентация
 рассмотреть проблемы профориентации в России
 выявить наиболее подходящие пути решения этих проблем

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Понятие и история развития профессиональной ориентации………………...3
1)понятие профориентации…………………………………………………3
2)развитие профориентациного направления в России…………………...5
3)современный профориентационный арсенал……………………………8
Проблемы профессиональной ориентации……………………………………..9
1)проблемы профориентации молодежи…………………………………...9
Помощь в решении проблемы профориентации………………………………16
1)опыт работы с выпускниками в службе занятости……………………..16
2)профессиональное обучение безработных……………………………...19
3)проведение оплачиваемых общественных работ……………………....23
4)советы по трудоустройству……………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………......29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Рома.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)
Современный профориентационный арсенал
 

современный научно обоснованный профориентационный арсенал, включает следующие технологии изучения и анализа:

  • личностных особенностей, детерминированных наследственностью, условиями жизни, материальной обеспеченностью, образованием;
  • темперамента, характера;
  • интеллектуальных способностей;
  • своего образа «Я»;
  • интересов, ценностей;
  • степени удовлетворения потребностей при столкновении с препятствием на более ранних стадиях развития индивида;
  • профессиональных альтернатив, которые сопоставляются с ожидаемым успехом;
  • предпочитаемого окружения и профессиональной среды и т.д.

ПРОБЛЕМЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Проблемы  профориентации молодежи

Большое значение в настоящее время имеет  качество рабочей силы, создающей  товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.  

   Особое внимание необходимо уделять  работе с молодежью, представляющей  собой одну из наиболее уязвимых  категорий населения страны.  
 
 

Сравнительно  низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов:  

· недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;  

· необходимость  предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных  КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие  требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;  

· трудовая нестабильность молодежи, связанная  с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу  и т. д.;  

· совмещение значительной частью молодежи работы с учебой;  

· инфантилизм  части молодежи, привыкшей бесплатно  получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).  

   Как показывают многочисленные  исследования, молодежь не получает  знаний о современном рынке  труда, о правилах поведения  на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.  

   При первичном выходе на рынок  труда у молодежи преобладают  идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины).  

   Столкновение с трудовой реальностью  приводит к переориентации либо  деградации трудовых ценностей.  Существуют точки зрения о  том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.  

   Значительную роль в решении  проблем адаптации молодежи к  сложившейся социально-экономической  ситуации и адекватной ориентации  на рынке труда играют профориентационные мероприятия.  

Профессиональная  ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских  мер в выборе профессии, которые  рассматриваются как система  равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.  

   Одна из главных целей системы  профориентационной работы –  оптимизация процесса выбора  профессии в соответствии с  личными интересами граждан и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.  

   Можно выделить четыре основные  подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.  

· профессиональная информация включает в себя подробные  сведения о знании и путях приобретения различных профессий;  

- профессиональное  просвещение предоставляет возможность  ознакомления с миром профессий,  их содержанием;  

· в  рамках профконсультации оказывается  помощь в выборе индивидуального  пути получения конкретной профессии;  

- с помощью  профдиагностики устанавливаются и изучаются признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии;  

· профессиональный отбор помогает устанавливать психологические  особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;  

· профессиональная адаптация является активным процессом  приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.  

   При этом в данной системе  работы особое внимание уделяется  субъектным отношениям со школьниками.  Учащийся рассматривается не  как пассивный получатель информации  о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. Так как именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве трех основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной.  

   Полноценная консультация должна  раскрывать и развивать потенциал  школьника, заставлять его думать  самостоятельно, т.е. формировать  у него внутреннюю готовность  к осознанному и самостоятельному  построению, корректировке и реализации  перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.  

   Н. С. Пряжниковым предложена  модель работы профконсультанта для задач активизирующей профконсультации. Условно можно выделить четыре группы задач: информационно-справочная, просветительская; диагностико-корректирующая, морально-эмоциональная поддержка, формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему; конкретный отбор, принятие решения или готовность совершать серию выборов, из которых складывается профессиональная и жизненная перспектива. При этом выделяется три уровня решения каждой из этих задач: пассивная позиция учащегося, совместное с учащимися решение проблемы, самостоятельные и осознанные действия учащегося по решению своей проблемы.  

   Необходимо отметить, что особенностью  российского рынка труда является  то, что наряду с ростом незанятого  населения наблюдается дефицит рабочей силы, поэтому большое внимание уделяется профориентации школьников на рабочие профессии. Правильная профессиональная ориентация подростков на рабочие профессии заключается в решении двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.  

   Проблема ориентации школьников  на рабочие профессии имеет  несколько аспектов: социально-экономический,  психологический, медицинский, педагогический.  

   Во-первых, профориентация является  социально-экономической проблемой  по своим целям: способствовать  рациональному распределению трудовых  ресурсов, повышению эффективности  производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию.  

   Каждая рабочая профессия предъявляет  определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам  работника, его здоровью. Уровень  этих требований зависит от  содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на рабочие профессии является проблемой медицинской и психологической.  

   Школьник имеет право на свободный  выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.  

   Существует два основных направления  ориентации подростков на рабочие  профессии:  

– профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;  

– развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.  

Ключевую  роль в профориентации выпускников  играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.  

Выбор профессии, принятие решения о месте  учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым клиентом.  

Полноценное профинформирование характеризуется  следующими существенными признаками:  

· достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);  

· актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);  

· перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);  

· обновляемость (своевременная замена и уточнение  данных об уровне спроса, содержании и  условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);  

· доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и  четкость изложения);  

· привлекательность  и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).  

   Профинформация, характеризующаяся  указанными признаками, усиливает  мотивацию поиска новых, недостающих  сведений о реальных объектах  профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.

Помощь  в решении проблемы профориентации молодежи

Опыт  работы с выпускниками в службе занятости  населения

В целях  содействия профессиональному самоопределению  и профессиональному становлению  выпускников в службе занятости  населения сформирована система работы по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений и учебных заведений профессионального образования с использованием следующих форм и методов:  

Информация о работе Профориентация в системе воспроизводства рабочей силы