Психологические аспекты инновационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 01:26, реферат

Краткое описание

Центральной проблемой психологии инновативности является проблема теоретического и экспериментального обоснования механизмов, форм и способов психологического раскрепощения творческого потенциала личности и обеспечения психологического комфорта для продуктивной инновационной деятельности.
Инновационная деятельность оказывается тем более успешной, чем выше потребность в новом у данного человека. По поводу сущности этой потребности имеются различные точки зрения, в том числе противоположные. Французский писатель и философ-просветитель Вольтер (1694-1788) полагал, что если бы у человека не было потребности в новом, то мы до сих пор “лазили бы по деревьям и питались бы желудями”

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 27.40 Кб (Скачать файл)

- фантазирующий  интровертный эрудированный критик-интеллектуал;

-  интеллектуально-ригидный педант-традиционалист.

Как очевидно, реальные психотипы представлены внутри этого своеобразного диапазона, но с тенденцией, конечно же, явного несимметричного смещения ближе к первому типу.

Второй блок факторов (по Кеттелу) раскрывает эмоционально-волевые особенности личности, тесно коррелирующие с такими необходимыми качествами инноватора как инициативность, лидерство, решительность.

Примеры полярных психотипов (акмеограмм) в этом блоке:

- выдержанный, инициативный, ответственный, уверенный в себе, целенаправленный реалист;

- раздражительный, беспринципный, женственный, ранимый, недисциплинированный  мечтатель-эстет.

Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия раскрывает третий блок факторов. Эти факторы напрямую коррелируют с коммуникабельностью, ответственностью и организаторскими способностями, необходимыми членам инновационной группы.

Противоположные примеры инновативных психотипов в этом блоке:

- непринужденный, экспансивный, независимый, решительный, благожелательный, прямолинейный авантюрист-энтузиаст;

- замкнутый, безропотный, осторожный, завистливый, циничный конформист-пессимист.

Ключевой фигурой в инновационной деятельности является интеллектуал-креатор, для которого наибольшее значение приобретает сугубо смысловой компонент его деятельности и сильная внутренняя мотивация. Вместе с тем, особые требования к участникам инновационной группы предъявляются в связи с необходимостью четкой согласованности действий, открытой коммуникабельности, доброжелательных межличностных отношений (не исключающих, впрочем, интеллектуальный конфликт-состязание). Кстати, в том числе и поэтому в современных инновационных фирмах, предлагающих свои услуги в самых различных областях экономики, политики, науки и техники, так называемый авторитарный (командно-административный) стиль руководства просто невозможен. В инновационной группе статус ее члена определяется не старшинством в должностной иерархии, не уровнем образования (и даже, подчас, не уровнем квалификации), а ценностью выдвигаемых им идей, уровнем его креативности, гибкостью мышления. Особую же роль в деятельности инновационной группы играет так называемый «парадоксализм» корпоративного со-знания. Одно из наиболее ярких его проявлений – это коллективная уверенность группы в необходимости своей деятельности даже вне зависимости от результатов этой деятельности!     

Инновационная культура личности все больше и больше определяется сегодня (как, впрочем, и раньше) уровнем развития способностей того или иного человека к творческому (продуктивному) и критическому (оценивающему) мышлению.

Творческое мышление – это прежде всего такое мышление, результатом которого является открытие принципиально нового решения некой задачи.

Критическое же мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью, допустим, определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое выявляет их недостатки. Понятно, что для эффективного решения инновационных задач необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно (как правило, эти функции внутри инновационной команды берут на себя разные ее участники), ибо критическое мышление часто является как бы помехой для творческого мышления, и наоборот.

Если вы хотите мыслить творчески, то вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по заранее определённому руслу. Такое мышление называется свободным ассоциированием. В этой ситуации любой участник инновационной команды говорит другим участникам (да и самому себе) всё, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это не казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось (и теперь используется) в психотерапии, а сейчас все более широко применяется в таком методе группового решения инновационных задач, который в середине прошлого века получил название “мозгового штурма” (“мозговой атаки”).

Считается, что в истории научно-технических инноваций начало в использовании метода “мозгового штурма” положили американские моряки, решавшие задачу противодействия торпедным атакам японских эсминцев в Тихом океане во время второй мировой войны. Капитан одного из американских кораблей (видимо, от отчаяния) выстроил команду на палубе и предложил всем матросам и офицерам, не обращая внимания на различия и звания, высказывать свои варианты решения этой задачи. И вот один из матросов предложил следующее. Как только мы заметим японскую торпеду, - сказал он, - мы всей командой встанем вдоль того борта, к которому она плывет, и начнем дуть в сторону этой торпеды. И тогда она от нашего ветра изменит направление и пройдет мимо цели, т.е корабля. Так вот, на основе этого на первый взгляд совершенно абсурдного, дилетантского и даже идиотского предложения (допустим, одного из пятидесяти) был сконструирован силовой гидравлический аппарат, который, как брандспойт, направлял мощную струю воды в сторону приближающейся и теряющей скорость торпеды, что изменяло ее траекторию, и таким образом, позволяло избежать попадания торпеды в корабль. (Возможно, в том числе и этот опыт используют полицейские при разгоне демонстраций).  

В дальнейшем технология “мозгового штурма” успешно сочеталась с синектическим методом.

Суть синектики, как отмечалось, состоит в том, чтобы сделать незнакомое - знакомым, а привычное – чуждым. Этот эффект достигается с помощью четырёх типов операций:

1) отождествления самого  себя с каким-либо элементом  проблемной ситуации, например, с  какой-нибудь частью механизма, деталью  машины;

2) поиска сходных, похожих  явлений и процессов в совершенно  иных, часто весьма неожиданных  областях знания и практики;

3) использования поэтических  образов и метафор для формулирования  задач;

4) фантастической аналогии, при которой проблема мысленно  решается как в волшебной сказке: игнорируются фундаментальные законы  природы.

Повышение инновационной культуры личности предполагает формирование умения и навыков преодоления всякого рода препятствий, которые могут возникнуть на пути продуктивного инновационного мышления. Среди таких препятствий нужно назвать следующие:

1) конформизм – желание  быть похожим на других людей; человек боится высказать необычные  идеи из-за боязни показаться  смешным или не очень умным;

2) цензура (прежде всего, и в особенности - внутренняя, или  чересчур высокая самокритичность); люди, которые боятся собственных  идей, как правило, не бывают инноваторами; необходимо некое равновесие между одарённостью и самокритичностью, ибо слишком придирчивая самооценка может привести к творческому тупику;

3) страх; боязнь неудачи  также сковывает воображение  и инициативу;

4) ригидность; это затруднённость  в изменении способов деятельности  в нестандартных условиях;

5) стремление найти решение  новой задачи немедленно; но чрезмерно  высокая мотивация часто способствует  принятию неадекватных, ложных решений.

При формировании инновационной культуры личности следует также учитывать и препятствия критического мышления:

1) опасение быть слишком  агрессивным; известно, что некоторые  из нас ещё с детства усваивают  мысль о том, что критиковать  – значит быть невежливым;

2) боязнь возмездия; критикуя  чужие идеи, мы можем вызвать  ответную критику своих идей;

3) переоценка собственных  идей – мы неохотно делимся  тем, что нам нравится;

4) чрезмерная стимуляция  творческой фантазии; это также  снижает критичность.

Критическое мышление, для которого конечная цель носит конструктивный характер, следует отличать от критической установки (критицизма), которая деструктивна, разрушительна по самой своей сути. Стремление человека критиковать взгляды и поступки других людей единственно ради самой критики имеет скорее психоэмоциональный характер, чем собственно познавательный (эвристический). Но для большинства людей характерно рациональное гармоничное соединение преимуществ творческого (инновационного) мышления и критического мышления. 

Инновационное мышление, генерирующее новые знания, напрямую зависит от уровня профессионализма инноватора, его способности к систематическому получению новой информации, психологической и деятельной направленности не на адаптацию, а на развитие, на поиск нового.

Повышение инновационной культуры личности (в том числе через систему общего и специального профессионального образования) наряду с обязательным нравственным совершенствованием человека способствует становлению подлинно гуманного общества, раскрывающего для каждого человека путь к свободному созиданию Культуры.

 


Информация о работе Психологические аспекты инновационной культуры