Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:48, реферат
Между тем, публичная власть - очень древнее явление. Пожалуй, она появилась уже на заре человеческого общества, т.е. на ее самых ранних стадиях становления и развития. Сегодня публичная власть - разновидность социальной власти, нормативно-институциолизированная, учреждения которой функционируют на конституционно-правовой основе, опираясь на доверие граждан, выраженное на выборах и референдумах, стремясь решать вопросы, которые важны для всех. Можно сказать так: содержание публичной власти определяется общими интересами, тем, что относится к общему благу, что необходимо всем и полезно для всех.
В некоторых странах существуют так называемые "теневые правительства", или "теневые кабинеты". Отношение к ним неоднозначное, часто ироничное, критическое. Однако важно то, что создание такого рода "правительств" призвано обеспечить преемственность государственной власти, плавную деятельность всего государственного механизма в случае правительственного кризиса и отставки легального правительства. «Теневое правительство» - это лидеры и профессионалы оппозиции, которые следят за деятельностью соответствующих министров (обычно каждый из членов «теневого кабинета» — за деятельностью одноименного министра), изучают их опыт, подмечают упущения и недостатки в работе, причем не только для критики на заседаниях в парламенте и в прессе (что тоже важно), а главным образом для того, чтобы не допускать подобных ошибок в случае прихода к власти и вхождения в состав нового правительства.
Правительство - это то звено в системе исполнительной власти, на которое приходится основная тяжесть в организации жизни народа и страны. В его составе обычно политики и профессионалы высочайшего класса. В целом деятельность Правительства имеет конструктивную направленность, деятельность его содержательно разнообразна. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что Правительство может выполнять не только позитивную роль, но и негативную. При определенных условиях деятельность Правительства даже может представлять опасность для прав и свобод человека и гражданина, для свободы и демократии в целом. Поэтому она должна быть не просто деятельной, расторопной, но и умной, даже мудрой, осмотрительной и расчетливой. От того, каково Правительство, во многом зависят качество жизни людей, конституционная безопасность государства, его управляемость и целостность.
Место и роль Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти, содержание его деятельности определяются Конституцией РФ, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», принятым Госдумой 11 апреля 1997 г., другими федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными указами Президента Российской Федерации.
Правительство РФ - коллегиальный орган государственной власти Российской Федерации, осуществляет исполнительную власть, возглавляя единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации; осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
В конституции РФ не получили закрепления принципы деятельности Правительства. В ней лишь отмечается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Из смысла статей 10, 11, 110 Конституции РФ вытекает, что Правительство в • осуществлении своих полномочий самостоятельно и, возглавляя исполнительную власть Российской Федерации, осуществляет государственную власть во взаимодействии с Президентом РФ, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Госдумой), судами Российской Федерации. Зато в ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с предельной ясностью прописано, что Правительство в своей деятельности руководствуется следующими принципами: верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина (статья 3).
В развитие Конституции РФ в статье 7 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» записано: «Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации». Однако следует иметь в виду, что здесь Правительство рассматривается как высший орган исполнительной власти в том смысле, что оно является единственным коллегиальным органом, имеющим конституционно-правовые полномочия (компетенцию) в сфере исполнительной власти и право руководить всеми органами исполнительной власти. В своей повседневной деятельности Правительство обладает значительной степенью самостоятельности, но оно функционирует, имея над собой Президента РФ, чьи указы и распоряжения для Правительства обязательны.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Судебная
власть - совершенно особая ветвь
в системе разделения властей.
Она имеет конкретный характер,
осуществляется в особой
Сравнительно-правовой
анализ конституционных
На сегодня судоустройство в Российской Федерации подчинено принципу единства. Образована единая общефедеральная судебная система, которая имеет достаточно высокую степень централизации в решающих вопросах судоустройства и судопроизводства.
Глава 2. Региональный уровень государственной власти.
В сложившемся в СССР едином хозяйственном комплексе его субъектами были отраслевые министерства и ведомства, крупнейшие промышленные объединения, которые хозяйничали в республиках, краях и областях. Развал СССР - государственно-политической единицы, созданной для реализации коммунистического учения в бывшей царской России и содействия его торжеству во всем мире, крушение тоталитарных режимов в союзных с ним иных государствах, "парад суверенитетов", "невольная революция" 19-23 августа 1991 года и последовавшие за ней события, в частности подписание Федеративного договора 31 марта 1992 года, привели к тому, что ситуация в России в корне изменилась: появились новые субъекты, а сила и действенность прежних субъектов свелись практически к нулю. Организация государственной власти в этих субъектах не та, что была в РСФСР и СССР.
Основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации определены в Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 г., ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" от 4 января 1999 г., ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г., а также в конституциях и уставах субъектов РФ.
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Деятельность же этих органов осуществляется в соответствии со следующими принципами:
а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
361
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации призваны:
• обеспечивать реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов;
• содействовать развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
Глава 3. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свобода и демократия означают, что все члены общества могут принимать участие в решении всего многообразия вопросов, которые затрагивают их интересы, посредством выборов, голосования, прямого выражения своего мнения. Такое участие в принятии решений не должно ограничиваться лишь вопросами, относящимися к верховным или центральным органам государственной власти Российской Федерации или ее субъектов, так как их структуры отдалены от граждан, а должно распространяться также и на органы власти и управления по месту жительства населения (город, село и т.д.). В противном случае, сколько бы ни говорилось о свободе и демократии, велика опасность превращения их в пустой звук, фразу.
Главное в местном самоуправлении - гарантии, благодаря которым обеспечивается самостоятельность самоуправляющимся единицам. Государство осуществляет свои функции через органы местного самоуправления и при активном содействии населения. Здесь серьезное внимание уделяется институту выборов в органы местного самоуправления как важнейшему средству развития демократии, повышения самостоятельности учреждений местного самоуправления.
Конституцией РФ установлено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Власть народа - это публичная власть. Она осуществляется в стране на уровне местного самоуправления и двух уровнях государственной власти — федеральном и субъектов Российской Федерации. Каждый из этих уровней обладает своей собственной исключительной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня публичной власти не вправе. Таким образом, местное самоуправление - это тоже публичная власть. Но в отличие государства, которое представляет другую разновидность публичной власти, - это публичная власть местного сообщества, территориального коллектива, совокупности людей, проживающих в пределах определенной территориальной единицы.
Местное самоуправление образует одну из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия. Вместе с тем, местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.
Органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, создают условия для осуществления прав граждан на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, ряда других прав. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Местное самоуправление в Российской Федерации является территориальным, т.е. оно осуществляется на всей территории Российской Федерации, но ограниченной пределами территории соответствующих муниципальных образований: городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований. Территорию же муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Установление границ муниципального образования и, соответственно, самоуправленческой местной общины должно производиться с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации.