Пути обеспечения экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является анализ проблем обеспечения национальной экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие «экономической безопасности»;
выделить индикаторы экономического состояния страны;
выявить механизм обеспечения экономической безопасности;
рассмотреть основные проблемы обеспечения национальной экономической безопасности в России.
Объектом исследования является национальная экономическая безопасность России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности…………………………………………………………….6
Глава 2. Проблемы экономической безопасности РФ………………..16
Пути интеграции России в мировую экономику………………16
Виды угроз экономической безопасности России……………..23
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России…..34
Заключение…………………………………………………………………42
Список литературы………………………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика.docx

— 77.79 Кб (Скачать файл)

В области финансовой сферы необходимо ограничить иностранные инвестиции в уязвимые для национальной безопасности отрасли и сферы деятельности (финансы, торговля, обрабатывающая промышленность, недропользование, телекоммуникации, электроэнергетика и т.д.).

 

Эти действия по нормализации макроэкономической ситуации и стимулированию инвестиционной активности в сложившихся условиях значительной недогрузки производственных мощностей и падения спросовых возможностей населения должны дополняться специальными мерами по стимулированию спроса, восстановлению сбережений граждан и оборотных средств предприятий. Во-первых, как и предлагает Правительство, осуществить программу восстановления сбербанковских личных сбережений, обесценившихся в результате инфляции. Во-вторых, широко использовать государственные закупки оборудования, требующего длительного производственного цикла, с последующей передачей в лизинг эксплуатирующим коммерческим организациям (самолеты, суда, сельхозтехника, оборудование для добывающей промышленности, вычислительные центры и т.п.). В-третьих, ввести процедуры индексации находящихся в обороте средств коммерческих организаций (включая амортизационные отчисления), активно внедрять вексельное обращение и другие платежные средства для уменьшения денежной массы. Применение различных форм взаимозачета обязательств для уменьшения взаимных неплатежей предприятий, а также задействовать нормы индексации бюджетных расходов, предусматривающих возникновение государственных обязательств перед предприятием и населением.

Поскольку в стране наблюдается неэффективное управление собственностью и плюс к этому неадекватная приватизация, то я считаю необходимым провести пересмотр актов приватизации с отменой проведенных противозаконно, а также актов явно вредных для экономики страны; и окончательно закрепить и защитить права собственности в отношении остальных предприятий. Возможные случаи деприватизации нужно ограничить исключительно сферами естественных монополий, оборонной промышленности, топливно-энергетического сектора, производства наркотических средств (все эти случаи должны четко обосновываться интересами подъема обрабатывающей промышленности, защиты потребительских прав, пополнения госбюджета). Необходимо установить контроль за оборотом земли через сеть земельных банков, задействовать жесткую (вплоть до уголовной) систему ответственности за эффективное управление госимуществом, а также норм ответственности наемных управляющих перед акционерами, трудовым коллективом и государством.

Но подъем производства нельзя обеспечить без реализации ещё одного элемента - создание условий для конкуренции. Я думаю, в этой сфере необходимо существенно увеличить число малых и средних предприятий, число венчурных и опытных предприятий, а также сократить разрыв между рентабельностью (то есть, нормой прибыли) учреждений финансово-банковской системы, торговли и рентабельностью отраслей промышленности и сельского хозяйства. Необходимо создание надежной законодательной базы и надежных методов контроля за обоснованностью калькуляции затрат, формированием себестоимости  и отпускных цен на продукцию. Необходима и гибкая антимонопольная политика, направленная на выявление увеличения прибыли за счет нарушения правил конкуренции.

Подъем производства, рост его объемов - вот та архимедова точка опоры, которая даст толчок к решению проблем экономической безопасности. Хотя, конечно, и политическую деятельность нужно подчинить национальным интересам и приоритетам, чтобы принятием политических решений не нанести вред экономике России. Это, например, следование политике западных финансовых учреждений МВФ и МБРР, принятие условий для вхождения в блоки с развитыми государствами, которые потребуют от России значительных средств. С другой стороны, политическая сфера может принести значительную пользу состоянию экономики. Я хочу сказать о необходимости создания единого рынка СНГ, усиление интеграции стран содружества и Восточной Европы, что позволит уже на новой основе восстановить экономико-хозяйственные связи, разорванные в результате распада системы социализма. Таким образом, политическая сфера - ещё один фактор обеспечения экономической безопасности страны.

Нужно также создать специальные институциональные основы для мониторинга экономической безопасности России, изучения угроз безопасности и разработки мер для поддержания и усиления экономической безопасности. Важной чертой такого учреждения должно быть наличие власти, а также тесный контакт исполнительной и законодательной властями. В США Билл Клинтон, став президентом вновь, через 60 лет после “нового курса” Ф.Рузвельта и его Комитета по экономической безопасности, создал подобный институт - Национальный экономический совет (НЭС), главная функция которого - разработка и проведение мер по поддержанию национальной экономической безопасности. Курирует НЭС специальный помощник президента по экономической политике, который по должности включен в состав правительственного кабинета. Ещё одним примером может являться Япония, где проблемами экономической безопасности успешно занимается Министерство внешней торговли и промышленности, которое управляет всей экономической политикой Японии, являясь вершиной отраслевой структуры хозяйства страны. У нас были попытки создания подобных учреждений: Комитет по защите экономических интересов России, рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ, и другие аналогичные структуры. Но наша проблема здесь заключается в том, что ни одно из них не обладало не то что властью, а даже и сколько-нибудь сильным авторитетом. Поэтому первым шагом к обеспечению экономической безопасности должно явиться создание обличенного властью института, который будет разрабатывать и воплощать в жизнь меры по экономической политике, учитывая приоритеты России, интересы субъектов экономической деятельности и населения страны.

 

Заключение

 

1. Экономическая  безопасность – это состояние  защищенности экономики от внутренних  и внешних угроз. Целью экономической  безопасности является обеспечение  устойчивого экономического развития  страны в интересах удовлетворения  социальных и экономических потребностей  граждан при оптимальных затратах  труда и разумном использовании  природных ресурсов.

2. Угрозы в  сфере экономики носят комплексный  характер. Это означает, что экономическая  безопасность подвержена воздействию  со стороны различных факторов; причем не только в чистом  виде экономических. На нее оказывают  существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие  факторы.

3. В числе основных  угроз экономической безопасности  РФ рассматривают: увеличение имущественной  дифференциации населения и повышение  уровня бедности, деформированность структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация и олигархизация общества и хозяйственной деятельности.

4. Для борьбы  с угрозой экономической безопасности  России должна быть выработана  стратегия экономической безопасности, необходимо отслеживать и оценивать  как внутренние, так и внешние  угрозы, способные оказывать дестабилизирующее  влияние на экономику.

5. Национальная  идея России должна заключаться  в попытках России вернуть  статус мировой державы. Раньше  мы строили развитой социализм, затем коммунизм. Сейчас, для возрождения нации, пробуждения ее духовных, нравственных начал нужен новый идеал: Россия – это сильное и процветающее государство.

 

 

Список литературы:

  1. Бзежинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1999.
  2. Белозеров И.П. Экономическая безопасность России // Материалы конференции «Реформы в России - история и современность».
  3. Борисова В.Д. Актуальные проблемы экономической безопасности России на современном этапе.// Вопросы экономики. 2002–№2.
  4. Зотова Н. Гусаков Н. Современные проблемы национальной безопасности. // Национальная безопасность. 2001–№8-9.
  5. Ильин М. С., Тихонов А. Г. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. М., 2002.
  6. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г., № 608. – Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия от 10.11.09.
  7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г., №537. – Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия от 10.11.09.
  8. Абалкин Л.И. Абрамова М.А. Алексеев А.И. Национальная экономика. – М.: Экономистъ, 2007. – 864 с.
  9. Глазьев С.Ю. Тенденции  и проблемы экономического развития России // Современная конкуренция. – 2007. – №2. – С.28-50.
  10. Гончаренко Л.П. Управление безопасностью: учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 272 с.
  11. .  Приложение 1., 2. См. С.Глазьев  Основа обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс. РЭЖ, 1997, №1, с.4-5
  12. 2.  Статистическое обозрение (Госкомстат РФ), 1997, №2
  13. 3.  Абалкин Л.  Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. Вопросы экономики, 1994, №12
  14. 4.  Алексашенко С. и др.  Пути российских реформ. ЭКО, 1996, №5
  15. 5.  Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б.  Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. Вопросы экономики, 1994, №12
  16. 6.  Белоконь Ю.  Открытость экономики и экономический прогресс: опыт Японии и новых индустриальных стран. МЭиМО, 1997, №1

 

 

 


Информация о работе Пути обеспечения экономической безопасности России