Пути повышения уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:06, реферат

Краткое описание

Таким образом, исходя из вышеизложенного, поставлена цель данной курсовой работы - изучить уровень жизни населения России. Из цели работы вытекают следующие задачи: рассмотреть текущий уровень жизни, проследить за его динамикой за последнее десятилетие, сравнить российские показатели с уровнем жизни развитых стран и предложить пути повышения уровня и качества жизни населения России. В Главе 1 рассмотрены теоретические аспекты данной темы, в частности понятие уровня и качества жизни, представлены различные системы показателей и подходы к измерению уровня жизни населения.

Содержание

Введение
Глава 1 Уровень и качество жизни населения
1.1 Социальная политика в жизни населения
1.2 Понятие уровня жизни и система показателей
1.3 Качество жизни
Глава 2 Анализ уровня жизни населения
2.1 Динамика уровня жизни России в 2000-2009 гг.
2.2 Международные сравнения по ИРЧП
Глава 3 Основные направления повышения уровня и качества жизни в России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

региональная экономика (3).docx

— 199.92 Кб (Скачать файл)

    Экономическим фундаментом целей и мероприятий  стратегии социальной политики должны явиться предусматриваемые в  планируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в, важнейших отраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государственного бюджета, укрепление позиций рубля, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом ВВП.

    Стратегия социальной политики Российской Федерации  имеет свою, строго определенную тактику, то есть, выявление стратегических установок на отдельные этапы, постановку задач, определяющих содержание каждого этапа и путей их решения.

    В соответствии с программой социальных реформ в России, намеченные цели социальной политики планируется достигнуть в  два этапа.    

      Главные задачи первого этапа  носят достаточно локальный характер. Это: стабилизация уровня жизни  населения, постепенное сокращение  масштабов бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущение массовой безработицы, усиление защиты трудовых и социальных прав граждан. Решению этих задач должна способствовать реализация таких мер как: ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов; законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета, исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги; предотвращения массовой безработицы в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

    Второй  этап должен протекать в более  благоприятных экономических условиях. Имеются предпосылки, что российская экономика начнет динамично развиваться, в результате чего появятся: материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды; предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается решить следующий комплекс задач: повысить минимальные государственные гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих групп населения, ввести новый стандарт оплаты труда — часовую тарифную ставку; на основе социального партнерства внедрить механизм тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики, приблизить уровень оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню заработной платы в производственных отраслях, пересмотрев в этих целях Единую тарифную сетку; изменить систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения в направлении, обеспечивающем более справедливое распределение доходов и уменьшение их дифференциации; начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест; создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового  кодекса; приступить к широкомасштабной пенсионной реформе; начать реформирование системы социального страхования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных минимальных социальных стандартов.

    В социальной политике государства выделяется несколько чрезвычайно важных аспектов, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе. 

    К ним относятся:

    1. Политика в сфере доходов и  личного потребления семей.

    2. Политика в сфере общественного  благосостояния.

    3.Политика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и занятости.

    4.Политика  по поддержке «слабых групп»  в обществе.

    5.Политика  по развитию отраслей социальной  инфраструктуры.

    Политика  в сфере доходов и личного  потребления семей имеет своим  объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее главной целью является содействие стимулированию результатов трудовой деятельности, профессиональной и территориальной мобильности населения, сокращение необоснованно высокой в настоящее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановление и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда. Мероприятия данного аспекта социальной политики делятся на две группы: а) в области оплаты труда во внебюджетном секторе экономики; б) в области оплаты труда в бюджетной сфере. В первую группу мер входят: обеспечение функционирования системы гарантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе коллективных тарифных договоров и соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства; осуществление регулирующего воздействия государства на оплату труда руководителей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности. Во вторую: уточнение Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, построенном с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую   результативность труда; проведение повышения ставок заработной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и< с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики.

    Решая вопрос о минимальной заработной плате работников обеих сфер национальной экономики, государство исходит из того, чтобы ее размер в максимально возможной в данное время мере, был приближен к величине прожиточного минимума трудоспособного человека. При этом используется такой общепринятый в мировой практике социальный стандарт как минимальная часовая оплата труда.

    В процессе государственного регулирования  оплаты труда наемных работников активно используются: налоги, механизм социального партнерства и система договоренностей между предпринимателями и наемными работниками, государственные гарантии минимальной оплаты труда и использование механизма строгой ответственности всех субъектов трудовых отношений за нарушения трудового законодательства.

    Политика  в сфере общественного благосостояния предусматривает: а) разработку и использование как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты населения от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход, меньше прожиточного минимума должны быть объектом первоочередной помощи со стороны местных и государственных органов. Минимальный потребительский бюджет определяется как набор различных товаров, услуг и других благ, необходимых человеку для существования. Он должен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора. В механизм социальной защиты населения входит также индексация доходов; б) поддержку со стороны государства нерыночного сектора национальной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, которые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие критерии. К ним относятся: большая часть здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры и искусства, охраны природы, фундаментальная наука и т.д. Отрасли и виды деятельности, входящие в нерыночный сектор, играют чрезвычайно важную роль в жизни общества, так как именно здесь создается   научный, духовный и культурный потенциал для его будущего, сохраняются исторические и нравственные традиции народов, населяющих нашу страну.

    Основное  содержание политики в области труда  и занятости составляют мероприятия  по созданию новых рабочих мест, обеспечению функционирования служб и Фонда содействия занятости, выплаты пособий по безработице, организации оплаты общественных работ для временно незанятых, разработке программ создания, сохранения и развития рабочих мест.

    Данное  направление социальной политики занимает в ней особое место, так как выступает в роли «связующего звена» между собственно экономической и социальной политикой.

    Указанная роль проявляется в том, что экономическая  политика, направленная на эффективное развитие производства, определяет объем и структуру занятости. В свою очередь социальная политика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий для каждого члена общества (право на труд, образование, социальное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержка экономически слабых групп населения и т.п.). Политика в сфере занятости оказывает существенное влияние на политику в сфере благосостояния, поскольку она определяет: а) объем и структуру доходов семьи; б) количество и состав социально незащищенных групп населения; в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распределяемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.

    Политика  по поддержке социально незащищенных групп населения предусматривает:

    1.Постоянное совершенствование пенсионной системы на основе: а) обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера; б) периодической индексации пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране; в) использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника; г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов;

    2.Развитие  системы социальной защиты населения  (социального обслуживания семьи  и детей, престарелых и инвалидов;  выплаты социальных пособий, стипендий, компенсаций; социальной поддержки граждан,   уволенных с государственной службы);

    3. Обеспечение функционирования системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи (создание необходимых условий для реализации семьей ее важнейших функций: экономической, воспроизводственной, культурно-психологической, а также повышение качества жизни семей; предоставление всех возможностей для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни, строгое соблюдение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

    Политика  в отношении отраслей социальной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на: создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы; своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях хозяйственной системы страны; приоритетное выделение средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и культуры, укрепление их материально-технической базы; расширение жилищного строительства; совершенствование коммунального хозяйства.

    Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью  особого механизма решения социальных проблем, важным структурным элементом которого является стратегическое планирование.

    Народное  благосостояние является одним из ключевых объектов стратегического планирования. Содержание этой категории раскрывается через такие понятия как: «условия жизни», «уровень жизни», «качество жизни». 
 

    1.2  Понятие уровня жизни и система показателей 

    Прежде  чем характеризовать систему  показателей уровня жизни, необходимо определить само понятие «уровень жизни  населения».

    Уровень и качество жизни – сложные  и многоаспектные категории. Существует широкое многообразие теоретических  подходов и толкований этих понятий. Приведем для сравнения несколько  определений:

    «Уровень  жизни населения – обеспеченность населения необходимыми для нормальной цивилизованной жизни материальными  и духовными благами и степень  удовлетворённости этими благами». (Экономический словарь).

    «Уровень  жизни – совокупные условия жизни (труда, быта, досуга) населения страны, соответствующие достигнутому уровню её экономического развития». (Новая  экономическая энциклопедия).

    «Уровень  жизни - степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченность населения потребительскими благами». (Большая Советская Энциклопедия).

    «Уровень  жизни — уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей, обычно определяется величиной ВВП  или ВНП на душу населения, средними доходами семьи, человека в сравнении  с прожиточным минимумом в  данной стране и в других странах, с потребительским бюджетом семьи». (Современный экономический словарь).

    В процессе разработки прогнозов уровня жизни, комплексных и локальных  федеральных целевых программ используется целая система показателей, состоящая  из трех групп.

    В первую группу входятсинтетические  показатели уровня жизни.

    К ним относят:

    1) показатели, характеризующие уровень удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни (коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и его отдельных социальных групп;

    2)показатели уровня удовлетворения потребностей по сохранению и защите здоровья    (смертность, продолжительность жизни, заболеваемость;

    3 показатели удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, продолжительность рабочей недели, уровень безработицы и ее структура, доля неквалифицированного и тяжелого труда и т.д.); 

Информация о работе Пути повышения уровня жизни населения