Пути развития кредитования малого бизнеса в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Содержание

Введение
Глава 1. Значение кредитования малого бизнеса для занятости населения РК
Экономическое значение кредитования малого и среднего бизнеса
1.2 Социально-экономическое значение малого и среднего бизнеса в национальной экономике и государственные инструменты ее развития.
1.3 Особенности кредитования малого и среднего бизнеса

Глава 2. Анализ финансовой деятельности АО «Альянс Банк»

1.3 Анализ кредитования малого и среднего бизнеса в РК
2.1 Краткая характеристика АО «Альянс Банк» .
2.1.1 Финансово-экономический анализ деятельности банка
2.2 Оценка объемов кредитования малого и среднего бизнеса в АО «Альянс Банк»

Глава 3. Пути развития кредитования малого бизнеса в РК
3.1 Совершенствование механизмов кредитования предприятий малого бизнеса
3.2 Направления по улучшению качества кредитования субъектов малого и среднего бизнеса
3.3 Проблемы развития кредитования и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная Кредитование МСБ в РК (2).doc

— 572.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому думаю, что основой реализации государственной поддержки и развития малого предпринимательства на местах должны стать региональные программы, утверждаемые на сессиях маслихатов с обязательным заслушиванием отчетов исполнительных органов в соответствии с Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства", при обязательном участии уполномоченного органа.

Анализ региональных программ свидетельствует, что большинство программ охватывают следующие направления работы:

- перспективы роста малых предприятий, имеющих базу для дальнейшего  развития;

- меры по созданию элементов  инфраструктуры малого предпринимательства  на областном и районном уровнях;

- мероприятия по привлечению  в предпринимательскую деятельность широких слоев населения, в особенности незанятого;

- вопросы передачи субъектам  малого предпринимательства незавершенного  строительства и неиспользуемых  объектов;

- мероприятия по подготовке, переподготовке  и повышению квалификации кадров.

В соответствии с требованиями известного Закона поддержка на развитие предпринимательства являются задачей в первую очередь регионов. В целях повышения эффективности деятельности местных администраций Агентству Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса необходимо осуществлять ежеквартальный мониторинг развития малого бизнеса в регионах и ставить рейтинговую оценку деятельности в этом направлении акимов областей и городов Астаны и Алматы.

В соответствии с Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства" одним из основных направлений государственной поддержки малого бизнеса является установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения и уплаты таможенных пошлин.

Постепенному и последовательному вовлечению субъектов малого предпринимательства в сферу легальной экономики на начальном этапе будет способствовать уменьшение уровня налогообложения в рамках действующего налогового законодательства, включая регулирование стоимости патентов и лицензий.

Упрощенный механизм налогообложения субъектов малого предпринимательства предполагает разумный и справедливый порядок определения дохода предпринимателя в целях налогообложения. Введение единой льготной ставки на совокупный доход предпринимателей, либо расширение практики применения государственного сбора в форме выкупа патента будут способствовать развитию малого предпринимательства в стране.

При этом целесообразно, чтобы размер сбора и перечень видов индивидуальной предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе патента, устанавливались и утверждались в централизованном порядке. Кроме того, необходимо расширить перечень видов предпринимательской деятельности и условия, при которых предприниматели могут производить уплату налогов и платежей в бюджет на основе патента.

На практике для получения патента и начала осуществления своей деятельности предпринимателю необходимо внести по крайней мере одномесячную сумму фиксированного суммарного налога от рассчитанной на заявленный срок, что для некоторых является весьма затруднительным. Широкому распространению патентной формы способствовала бы отсрочка платежа на определенный срок [15, стр. 77].

Важное значение приобретают налоговые стимулы для организаций, обеспечивающих общие условия функционирования и развития малого бизнеса, включая содействие организации собственного дела, обеспечение информацией в области маркетинга, инжиниринга и менеджмента.

Внедрению смешанной формы малого и крупного бизнеса франчайзинга в сферу малого предпринимательства должно способствовать освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость услуг по оказанию содействия в организации бизнеса по договорам франчайзинга.

В сфере таможенного регулирования предпринимательской деятельности основным направлением предусматривается выработка предложений по упрощению процедур и сокращению сроков рассмотрения и оформления документов по внешнеэкономическим операциям, льготной системе уплаты таможенных тарифов для субъектов малого бизнеса.

Формирование благоприятной для субъектов малого бизнеса таможенной политики неразрывно связано с решением вопросов в сфере налогообложения, что определяет его комплексный подход.

В целях развития предпринимательства в приоритетных секторах экономики необходимо рассмотреть возможность снижения ставок налога на добавленную стоимость на ввозимое оборудование, новые технологии, комплектующие материалы и сырье, технику, не производящиеся в Казахстане и используемые в собственном производстве.

Исходя из опыта стран с рыночной экономикой основным принципом построения справедливой и разумной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства должно стать преобладание общеэкономических интересов над фискальными.

Одной из ключевых задач развития малого бизнеса является внедрение в экономику новых форм организации производства, способных эффективно заменить прежние и которые должны стать основой для формирования среднего класса. На сегодня существует объективная необходимость в принятии ряда аналогичных нормативных актов, направленных, в частности, на поддержку развития ремесленничества.

Концепция планового хозяйства исключала ремесленничество из экономической структуры общества, а государственные органы рассматривали его как атрибут феодального и буржуазного прошлого.

Однако в обществе продолжала сохраняться потребность в труде ремесленников, которая резко возросла в связи с реформированием экономики. Из опыта таких стран, как Германия, Франция, Турция, Индия, где в условиях рынка ремесленничество целиком доказывает свою жизнеспособность, можно сделать вывод, что со временем оно должно занять прочные позиции в социально-экономической структуре общества и в нашей стране.

Для активного формирования социального слоя ремесленников и сектора ремесленного дела необходимо:

- уточнить и официально закрепить  понятийный аппарат по ремесленническому  делу;

- разработать и принять типовой  устав ремесленного предприятия;

- подготовить перечень специализаций  ремесленного предприятия;

- определить организационно-правовую  форму ремесленных предприятий (индивидуальное  предприятие, семейное предприятие, артель, товарищество и т.п.);

- выработать предложения по  конкретным формам государственной  поддержки и стимулирования ремесленных предприятий.

Развитие ремесленного производства позволит в определенной степени решать проблемы социального и экономического характера, такие как безработица, расширение производства традиционных видов товаров народного потребления, более гибко реагировать на колебания конъюнктуры и эффективно обслуживать мелкие рынки, куда не доходит крупная промышленность.

Не менее актуален сегодня и вопрос государственной поддержки старателей и старательских артелей.

Казахстан не в полной мере использует большие потенциальные возможности для существенного увеличения производства благородных металлов.

Сегодня, хотя число участников золотодобычи увеличилось и обладателями лицензий на разведку и освоение золотосодержащих месторождений является более 200 юридических лиц, темпы роста отработки запасов очень низкие, а техногенно-минеральные образования, содержащие благородные металлы, вообще не привлекаются к переработке.

На крупных и уникальных месторождениях золота, являющихся объектами стратегического назначения, принимаются меры по их освоению в русле общей промышленной политики государства. Вместе с тем малые и средние месторождения золота и техногенное сырье остаются пока за пределами внимания потенциальных инвесторов, хотя в них, по мнению специалистов, сосредоточено более половины всех запасов золота.

Разработкой таких месторождений в прежние годы традиционно занимались старательские артели. Артели старателей, являясь по сути предпринимателями малого и среднего бизнеса, начали распадаться, оставляя без работы много людей, живущих в поселках, привязанных к месторождениям. Программой предусматривается возрождение старательского движения на новой основе. Для этого необходимо разработать и осуществить комплекс мероприятий, наиболее важными из которых представляются следующие:

- по ранжированию старательских  артелей, определению четких критериев, отнесения их к субъектам малого  предпринимательства и функционирование  большинства из них в системе  малого предпринимательства; - взаимодействие  артелей - субъектов малого предпринимательства с предприятиями среднего и крупного бизнеса;

- обеспечение гибкой связи отдельных, занятых добычей золота, малых  предприятий по горизонтали, с  созданием при необходимости  ассоциации или других форм  кооперации и сотрудничества  по освоению малых и средних месторождений, аккумуляция на этой основе средств;

- координация технико-технологической, научной, проектной и инвестиционной  политики в целях создания  условий для улучшения деятельности  как ассоциации в целом, так  и каждого ее участника в  отдельности;

- развитие старательства как  элемента местной самоорганизации  в производственной и социальной  сферах в местах компактного  проживания старателей [16, стр. 74].

Для возрождения старательского дела требуется большая организационная работа. На начальном этапе этой работы, который должен быть посвящен созданию нормативно-правовой базы, организатором выступит Агентство Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса, однако в последующем, возможно, появится потребность в создании старательской палаты в форме общественного объединения.

В начальный период предусматривается разработать "пилотный" проект, касающийся нескольких старательских артелей, прошедших отбор на основе конкурса, победители которого должны финансироваться на условиях, определяемых положением о конкурсе. Предполагается провести переговоры с Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, а также с другими международными финансовыми институтами по привлечению кредитов или инвестиций для реализации данного проекта. В качестве дополнительного экономического стимула со стороны Правительства могут быть предусмотрены некоторые льготы по уплате налогов, бонусов и роялти.

Таким образом, в последующий период необходимо создание специальной программы поддержки и развития старательских артелей, где следует определить и утвердить комплекс наиболее важных мероприятий, направленных на развитие старательского дела в Казахстане.

В послании от 1 марта 2007 года Президент отметил следующие направления развития малого и среднего бизнеса:

- Фонд развития малого предпринимательства должен стать реальным источником финансовых ресурсов и экспертизы для различных слоев населения, желающих реализовать предпринимательский потенциал и инициативу. Необходимо расширить представительскую сеть Фонда, усилить работу в регионах, направленную на поддержку предпринимательства.

- надо разрушить «скрытые» монополии, существующие в металлургии, в  банковской сфере, в страховании, в химической промышленности  и в других отраслях. Это нужно  сделать через реформу антимонопольного законодательства, а также через создание привлекательных и прозрачных условий для вхождения в эти секторы экономики новых компаний – как отечественных, так и иностранных, то есть через повышение конкуренции в этих секторах.

 

 

3.3 Проблемы развития кредитования и пути их решения

 

Банки последовательно и целенаправленно становятся полноценными финансовыми посредниками, перераспределяющими средства в реальный сектор экономики. Но как уже говорилось ранее, это становление происходит на фоне ряда нерешенных проблем, к которым относятся: во-первых, недостаточная капитализация; во-вторых, преобладание «коротких» и неустойчивых пассивов (пассивы срочностью свыше 1 года составляют примерно 15% валюты баланса коммерческих банков, тогда как удельный вес активов с аналогичными сроками приближается к 35%. Такая несоразмерность усиливает риски кредитования и потери ликвидности); в-третьих, высокий уровень кредитного риска.

Решение проблем недостаточности уровня капитализации и преобладания «коротких» и неустойчивых пассивов во многом зависит от законодательной и исполнительной власти. Введение в Гражданский кодекс РК положения, которое бы предусматривало невозможность досрочного изъятия срочного банковского вклада, – одно из направлений решения проблемы дефицита долгосрочных ресурсов.

Требуются законодательные решения о внеочередности платежей в счет погашения кредита заемщиком, испытывающим финансовые затруднения. Погашение банковских ссуд практически в последнюю очередь замедляет оборачиваемость ресурсов банков, требует поиска различных форм обхода очередности платежей. Очевидно, что своевременное погашение ссуд позволит предприятиям привлекать больше заемных средств и тем самым оздоровить свое финансовое положение в целом.

Повысить уровень капитализации казахстанских коммерческих банков возможно за счет привлечения ряда дополнительных источников. Прежде всего, это использование средств институциональных инвесторов. Целесообразно внести изменения в действующее законодательство, которые бы позволили банкам осуществлять управление активами инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Информация о работе Пути развития кредитования малого бизнеса в РК