Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:35, курсовая работа
Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.
Введение
Глава 1. Значение кредитования малого бизнеса для занятости населения РК
Экономическое значение кредитования малого и среднего бизнеса
1.2 Социально-экономическое значение малого и среднего бизнеса в национальной экономике и государственные инструменты ее развития.
1.3 Особенности кредитования малого и среднего бизнеса
Глава 2. Анализ финансовой деятельности АО «Альянс Банк»
1.3 Анализ кредитования малого и среднего бизнеса в РК
2.1 Краткая характеристика АО «Альянс Банк» .
2.1.1 Финансово-экономический анализ деятельности банка
2.2 Оценка объемов кредитования малого и среднего бизнеса в АО «Альянс Банк»
Глава 3. Пути развития кредитования малого бизнеса в РК
3.1 Совершенствование механизмов кредитования предприятий малого бизнеса
3.2 Направления по улучшению качества кредитования субъектов малого и среднего бизнеса
3.3 Проблемы развития кредитования и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы
В сложившейся модели казахстанского рынка ценных бумаг коммерческие банки стали его основными участниками (эмитенты, инвесторы, представители инфраструктуры рынка) и накопили большой опыт. Их искусственное отстранение от этой работы негативно повлияет на конкурентный отбор и качество предоставления услуг в области управления активами вышеназванных фондов. Повысить уровень капитализации можно путем расширения возможностей выпуска банками среднесрочных ценных бумаг и их размещения как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Присвоение Казахстану агентством Moody’s инвестиционного рейтинга существенно улучшает условия для расширения как объемов заимствований, так и круга участников. В связи с этим важно развивать практику презентаций банков за рубежом. Опыт показывает, что такие презентации, содействуют установлению деловых контактов между казахстанскими и зарубежными банками.
Еще один источник повышения капитализации казахстанских коммерческих банков – остатки средств на счетах региональных бюджетов. Как известно, в соответствии с Бюджетным кодексом РК контроль за использованием и распоряжением бюджетными средствами возлагается на казначейство и региональные казначейства областей. Такая практика, несомненно, соответствует мировому опыту. Следует, однако, отметить, что в ряде стран кредитные организации также не исключаются из этого процесса. Например, в США коммерческие банки могут осуществлять функцию агента по расчетно-кассовому обслуживанию бюджета в доходной части.
К сожалению, практика нецелевого использования рядом коммерческих банков бюджетных средств, а также банкротства многих из них дискредитировали идею привлечения кредитных организаций к обслуживанию бюджетных счетов. В то же время накопленный за последние годы опыт работы Казначейства показывает, что оно еще не в полной мере готово выполнять возложенные на него функции, в том числе и задачу эффективного контроля за использованием бюджетных средств. Кроме того, при полном переводе счетов из коммерческих банков в Национальный банк РК нерешенными остаются вопросы кредитования кассовых разрывов при исполнении бюджета, осуществления различного рода государственных и региональных программ, получения дополнительных доходов в бюджет за счет платы за остатки на счетах.
Представляется, что на региональном уровне указанные задачи могут и должны решаться в рамках эффективного взаимодействия Казначейства и коммерческих банков. Для осуществления этого в масштабах бюджета отдельного региона объективно существуют не только экономические предпосылки, но и правовые возможности. Обслуживание банками региональных бюджетов недотационных регионов соответствует принципу разграничения полномочий между центром и областями РК.
Для расширения объемов кредитования предприятий реального сектора экономики необходимо решить проблему существенных кредитных рисков.
Недостаточная платежеспособность предприятий – фактор, определяющий высокий уровень рисков при кредитовании. Кроме того, зачастую предприятия ведут «двойную» бухгалтерию, что не позволяет банку правильно оценить их финансовое положение и рассчитать уровень кредитного риска. Плюс техническое оснащение значительной части промышленных предприятий тормозит производство конкурентоспособной продукции, реализация которой позволит вернуть выданную ссуду [17, стр. 118].
Ужесточение конкуренции на кредитном рынке приводит к снижению некоторыми банками своих требований к заемщику, что негативно сказывается на качестве кредитного портфеля. По оценкам специалистов, от 20 до 60% кредитов могут стать «плохими». Если не предусмотреть возможность неблагоприятного развития событий и не заложить это в стратегию банка и продолжать кредитную политику, исходя из ожидания отличной конъюнктуры, качество портфеля может долгое время снижаться, не искажая формальные показатели надежности.
Большую роль играет методическая и нормативная база организации кредитного процесса. Ситуация такова, что каждый коммерческий банк, исходя из своего опыта, вырабатывает подходы и систему кредитования. И это несмотря на то, что хотя есть непреложные общие организационные основы, отражающие международный и отечественный опыт, которые помогли бы банкам существенно упорядочить кредитные отношения с клиентом и улучшить возвратность ссуд. В зарубежных банках основным фактором создания эффективной системы управления кредитным риском стало развитие единой культуры кредитования путем внедрения стандартных инструкций для инициирования, анализа, принятия решения и мониторинга отдельных кредитов.
В настоящее время большинство коммерческих банков ограничиваются наличием кредитного отдела, деятельность которого сводится к заключению и исполнению кредитных договоров. Нужно, что бы кредитный отдел решал задачи стратегического планирования, методического и инструктивного обеспечения, анализа и контроля за выполнением условий кредитной сделки. Это повысит уровень организации кредитной работы во многих банках.
Следует определить степень компетенции работников на каждом уровне иерархической структуры банка, предоставив им определенные права и строго контролируя ответственность каждого работника. Такое разделение кредитных полномочий в коммерческих банках повысит эффективность работы их кредитных подразделений.
Необходимо наладить качественное информационно-аналитическое обеспечение. Самая совершенная методика анализа заемщика или оценка риска не даст надежных результатов, если исходная информация недостаточно полная или ненадежная. Для этого в нашей стране уже с этого года начнут работу кредитные бюро. А пока этого не произошло, то весьма перспективно было бы сотрудничество в области накопления базы данных по неплатежеспособным или не выполняющим своих обязательств клиентам. В частности, Сбербанк мог бы предоставить обширную информацию, так как его филиальная сеть охватывает все регионы страны.
Создание кредитных бюро в Казахстане – актуальная тема. Основные трудности вызваны высокими затратами на сбор информации, законодательными ограничениями, а также нежеланием большей части крупных кредитных организаций делиться сведениями о своих клиентах: такая информация обоснованно считается важным конкурентным преимуществом, на ее сбор и анализ уже были потрачены значительные материальные и иные ресурсы. Таким образом, существуют серьезные препятствия на пути формирования системы полноценных кредитных бюро – вне зависимости от того, будут ли они основаны на принципах добровольности или обязательности.
Поэтому формировать кредитные бюро нужно поэтапно, и в качестве первого шага следует создать на базе Центрального банка открытую информационную систему, содержащую данные о недобросовестных заемщиках. НБ РК может собирать и хранить такую информацию, а также сообщать кредитной организации по ее запросу сведения о зачисленных в «черный список». Важно предусмотреть, чтобы такого рода обмен информацией не нарушил режим банковской тайны.
На Западе существуют независимые кредитные агентства, предоставляющие информацию о финансовом положении, как банка, так и фирмы-заемщика. Только в США действуют около 3 тыс. кредитно-информационных бюро, располагающих кредитными историями большинства физических и многих юридических лиц, которые когда-либо обращались за ссудой. Ассоциация «Роберт Моррис» готовит ежегодный отчет о заемщиках на основании информации, предоставляемой кредитными инспекторами, которые работают в банках – членах Ассоциации.
В США широко распространен взаимный обмен информацией по вопросам кредитования. Под покровительством Национальной ассоциации управления кредитом тысячи кредитных менеджеров постоянно встречаются для обмена мнениями и опытом.
Современная казахстанская практика кредитования клиентов показала, что наилучший способ оценки кредитоспособности можно определить только исходя из специфических условий каждой сделки. Каждый казахстанский коммерческий банк в рамках своей кредитной политики должен разрабатывать собственную методику анализа кредитоспособности клиентов и по мере изменения условий функционирования, рыночной конъюнктуры и приоритетов кредитной политики вносить необходимые коррективы.
Как уже упоминалось кредитные работники зачастую уделяют слишком много внимания анализу обеспечения. Однако решение о выдаче ссуды должно базироваться на анализе сути финансируемого мероприятия, а не только на привлекательности обеспечения. Вопрос об обеспечении должен решаться уже после того, как кредитная сделка признана приемлемой с точки зрения риска и возврата средств в результате осуществления кредитного проекта.
В казахстанских условиях необходимо применять современные финансовые инструменты, в частности: комплексные финансовые операции, позволяющие снизить реальную ставку процента за кредит (она должна быть доступна для заемщика и выгодна кредитору) путем оптимальной комбинации имеющихся в распоряжении банка финансовых продуктов. Чем доступнее ресурс, тем выше спрос на него, и тем более полно может быть использован имеющийся кредитно-инвестиционный потенциал; новые перспективные виды кредитных операций (овердрафт, лизинг, факторинг, форфейтинг и др.).
Существенное значение имеет развитие концепций и методов стратегического банковского планирования и управления.
В случае неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору за счет сложной и непредсказуемой процедуры судебного разбирательства увеличивается риск кредитных вложений в реальный сектор. Рассмотрение дела может затянуться более чем на год, в течение которого банк вынужден каким-то образом возмещать потерю ликвидности из-за невозврата кредита. Фактическое отсутствие практики применения Уголовного кодекса РК в части экономических преступлений, а также отсутствие механизмов розыска должника по Закону об исполнительном производстве заставляют банки придерживаться консервативной политики в области кредитования, значительно снижают потенциал развития кредитных операций в Казахстане. Кроме того, фактически отсутствует и правовой механизм выявления заведомо фиктивных кредитов. И даже если будет доказано, что и кредитор, и заемщик изначально были осведомлены о последующем невозврате кредита, ни для одного из участников такой фиктивной сделки действующее законодательство не предусматривает какой-либо ответственности.
Также в соответствии с международной практикой в случае банкротства заемщика предоставленное в залог имущество должно выводиться из конкурсной массы. Необходимо улучшить и саму технику обращения взыскания на предмет залога, инициировав для этого соответствующие процедуры: создать систему регистрации залогов и имущественных прав, предоставить право залогодержателю вводить временное управление заложенным имуществом путем назначения выбранного им управляющего и т.д. Решение проблемы защиты прав кредиторов значительно снизит риски, и банки смогут активнее стимулировать экономический рост в стране.
Подводя итоги вышесказанного, можно подчеркнуть: развитие кредитных отношений коммерческих банков с реальным сектором экономики зависит как от государственной политики, так и от работы и усилий коммерческих банков и предприятий-заемщиков. В числе важнейших мероприятий, способствующих развитию данных отношений, необходимо выделить три: создание совершенной законодательной базы организации кредитования предприятий коммерческими банками; повышение уровня капитализации и создание долгосрочной ресурсной базы коммерческих банков; снижение кредитных рисков.
Заключение
В заключение исследуемой темы дипломной работы необходимо отметить, что в процессе изучения я абсолютно удостоверилась в ее актуальности, выявив множество проблем, связанных с кредитованием субъектов малого и среднего бизнеса. Заключаются эти проблемы в несовершенстве казахстанского банковского законодательства, банковской системы, а также низком уровне менеджмента самих заемщиков.
В целом по работе можно сделать следующие заключения.
Рассмотрев роль малого и среднего бизнеса в экономике, а также теоретические основы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, трудно переоценить роль малого предпринимательства для дальнейшего успешного развития казахстанской экономики, так как опыт развитых стран показывает, что именно малый и средний бизнес явился основой стабильности страны, включающей в себя обеспечение населения рабочими местами, производство качественных товаров и услуг, составляющих почти половину ВВП, формирование здоровой конкурентной среды, стимулирование НТП.
Таким образом, все эти и другие свойства предпринимательства делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики.
Во-вторых, несмотря на осознанность важности развития малого и среднего бизнеса, существуют различные барьеры, препятствующие дальнейшему развитию. В их число входят: несовершенство налоговой политики, нестабильность общеэкономической ситуации, проблемы сбыта и обеспечения сырьём, взаимодействие с государственными органами и, наконец, недоступность кредитных средств. Данная проблема связана с нежеланием кредитных учреждений, кредитовать мелкие и не всегда стабильные фирмы из-за высокого риска невозврата таких кредитов. Поэтому субъектам малого и среднего бизнеса часто отказывают. Но не всегда отказ бывает полностью обоснованным. Для того чтобы решить давать или не давать кредит, банки должны применить систему оценки кредитоспособности потенциального заёмщика, состоящую из анализа основных финансовых показателей, анализа денежных потоков фирмы и её делового риска.
Исходя из анализа кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан, можем сделать следующие выводы:
Во-первых, кредитованием субъектов малого и среднего бизнеса занимаются различные кредитные учреждения, и наибольший удельный вес приходится на коммерческие банки в связи с их разветвленностью и надежностью.
Во-вторых, по мнению предпринимателей, самыми распространенными причинами неполучения банковских кредитов являются отсутствие достаточного залога и отказ от кредита вследствие неприемлемых условий его получения.
Информация о работе Пути развития кредитования малого бизнеса в РК