Пути решения проблем безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Понятие безработицы
1.2 Виды безработицы и их специфика
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ динамики безработицы в России
2.2 Проблемы безработицы в России: занятость молодежи и женщин
2.3 Неформальная занятость в России
2.4 Факторы, способствующие безработице в России
ГЛАВА 3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
3.1 Экономические последствия безработицы
3.2 Социальные последствия безработицы
3.3 Пути решения проблем безработицы в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по экономике.docx

— 61.52 Кб (Скачать файл)

Число 2,5 называется числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта.

 

Отрицательные экономические последствия безработицы:

1. Обесценивание последствий  обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь  безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного  уровня.

6. Недопроизводство национального  дохода.

7. Снижение налоговых  поступлений.

Положительные экономические последствия безработицы:

1. Создание резерва рабочей  силы для структурной перестройки  экономики.

2. Конкуренция между работниками  как стимул к развитию способностей  к труду.

3. Перерыв в занятости  для переобучения и повышения  уровня образования.

4. Стимулирование роста  интенсивности и производительности  труда.

Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

3.2 Социальные последствия  безработицы

Социальные последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем. Кроме того, в условиях кризиса единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости. Ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствуют о том, что невозможен механический перенос и копирование, применяемых за рубежом методов. Поэтому требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы. Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Можно выделить следующие особенности социального статуса безработных:

Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.

Самооценки безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.

Безработица особенно сильно затрагивает относительно малоквалифицированные и соответственно низкооплачиваемые слои трудящихся.

К ним относятся те, кто впервые или после некоторого перерыва ищет работу (молодежь, окончившая школу, замужние женщины, матери и др.), так называемые отчаявшиеся, которые перестали искать работу, потеряв всякую надежду найти ее; лица которые по тем или иным причинам (неудовлетворенность условиями работы, конфликт с администрацией и т.п.) "добровольно" покинули работу; трудящиеся, которые, не найдя постоянного рабочего места, вынуждены довольствоваться неполным рабочим днем; наконец, безработные, уже длительное время лишенные возможности нормально трудиться. Все эти ограничения в той или иной степени характерны как для России, так и для других стран.

Социальные последствия безработицы

Безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей.

При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок.

1) Обострение криминогенной ситуации.

2) Усиление социальной напряженности.

3) Рост безработицы приводит  к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв  психического здоровья нации.

4) Увеличение социальной дифференциации.

5) Снижение трудовой активности.

6) Положительные

7) Повышение социальной ценности  рабочего места.

8) Увеличение личного свободного  времени.

9) Возрастание свободы выбора  места работы.

10) Увеличение социальной значимости  и ценности труда.

3.3 Пути решения проблем  безработицы в России

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

1. политика государства по стимулированию  роста занятости увеличению числа  рабочих мест через использование  таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация  в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

3. расширение форм, сфер и условий  профессиональной подготовки работников;

4. разрешение трудовой эмиграции;

5. активное применение в государственном  и негосударственном секторах  экономики гибких форм занятости  и др.

Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно - экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Политика занятости - органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

1. содействие развитию малого  предпринимательства на разных  уровнях управления;

2. разработка концепции обеспечения  занятости и выживания населения  малых городов в условиях привязки  их к одному двум предприятиям;

3. стимулирование инвестиций в  человека через общее, профессиональное  и бизнес-образование, систему повышения  квалификации и переподготовку;

4. ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление  практики несвоевременной выплаты  заработной платы и возврат  накопившейся задолженности;

5. становление эффективного рынка  труда, предполагающее повышение  цены труда по мере роста  национальной экономики;

6. целенаправленное формирование  государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского  сегментов для сохранения рабочих  мест, в частности увеличение  практики общественных работ.

Безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, поэтому государство принимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

Целью многих государственных программ является снижение естественного уровня безработицы путем уменьшения фрикционной безработицы. Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

- усовершенствование системы сбора  и предоставления информации  о наличии свободных рабочих  мест (не только в данном городе, но и в других городах и  регионах);

- создание специальных служб  для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры, как:

- создание государственных служб  и учреждений по переподготовке  и переквалификации;

- помощь частным службам такого  типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

- проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

- создание дополнительных рабочих  мест в государственном секторе  экономики.

Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

1. экономическое стимулирование  молодежной занятости;

2. создание специальных фирм, предлагающих  работу именно молодежи

3. создание центров обучения  молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость  наиболее велики.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают:

· организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров;

· расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий;

· осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах;

· создание рабочих мест для молодежи;

· субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите;

· инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда;

· стимулирование самостоятельной занятости населения;

· содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.

Информация о работе Пути решения проблем безработицы в России