Пути решения проблем развития финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы финансово-кредитной системы РФ……………………………………………………………………….4
Структура финансовой системы РФ……………………………..4
Государственный бюджет РФ…………………………………….8
Кредитная система РФ……………………………………………10
Глава II. Анализ развития финансово-кредитной системы…...12
Российская финансовая система с советского периода по наше время……………………………………………………………………12
Проблемы развития финансово-кредитной системы в России….17
Глава III. Пути решения проблем развития финансовой системы РФ…………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………..23
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 259.05 Кб (Скачать файл)

Кредитование осуществляется на основании  таких принципов:

    • возвратность - возврат денежных средств, которые были взяты в кредит;
    • срочность - возврат кредита по истечении определенного срока времени (на основании договора);
    • платность - плата за пользование кредитом (обычно в виде процентов по договору);
    • обеспеченность - обеспечение суммы кредита каким-либо имуществом для снижения рискованности кредитования;
    • целевое использование - выдача кредита производится на заранее оговоренную и утвержденную цель.

Главенствующее место в структуре  кредитной системы государства  занимает ЦБР. Деятельность Центрального банка характеризуется определенной независимостью от других государственных  учреждений. Управляющий ЦБР назначается  Президентом или парламентом. Получение  прибыли не является основной целью  деятельности Центрального банка.

Основные задачи Центрального Банка  РФ: 

    • надзор за деятельностью коммерческих банков и их операциями (обеспечение интересов вкладчиков) в пределах законодательства;
    • регулирование кредитного сектора (избежание кризисных ситуаций и банкротства коммерческих банков);
    • определение и установление требований к структуре активов и капитала банков;
    • мониторинг внутренних операций и контроль рискованности деятельности банков.

Основное кредитование экономики страны обеспечивается банковским сектором. Коммерческие банки служат буфером обмена и перелива капитала из одной отрасли в другую, тем самым, обеспечивая денежный оборот и ускорение темпов развития экономики. На небанковский сектор кредитных организаций (союзы и т.д.) приходится существенно меньшая доля кредитования.

 

Глава II. Анализ развития финансово-кредитной  системы.

2.1.Российская финансовая система с советского периода по наше время.

Социалистические финансы, будучи единой экономической категорией, имели  определённую внутреннюю структуру. В  основе их структурного построения лежал  принцип функционального назначения той или иной группы финансовых отношений. В соответствии с этим принципом  в общей совокупности финансовых отношений различали определённые сферы и звенья социалистических финансов.

Денежные отношения складывались у государственных предприятий, колхозов и кооперации между собой (в связи с приобретением сырья, оборудования, реализацией произведённой  продукцией и оказанием услуг), с  органами финансово-кредитной системы  и с населением. Государство использовало отраслевые финансы в качестве важнейшего экономического рычага для руководства  процессом расширенного воспроизводства, процессом создания новой стоимости, новых источников накопления и их использования через образование  соответствующих фондов денежных средств  на внутрихозяйственные нужды и  потребности государства.

Финансы государственных предприятий  и организаций занимали основное место в составе финансов социалистических предприятий и отраслевого хозяйства.

Государственные предприятия  со всеми закреплёнными за ними средствами представляли собой государственную  общенародную собственность, на долю которой  приходилось более 90% производственных фондов, решающая часть национального  дохода и основная часть денежных доходов и накоплений. К числу  финансов государственного сектора  относились также финансы министерств, совнархозов, главков, с помощью  которых мобилизовались высвободившаяся из кругооборота часть фондов отдельных предприятий и включающаяся в общий кругооборот внутри отраслей и административно - экономических районов.

Доля прибыли, остававшаяся у предприятий и в отраслях хозяйства для финансирования плановых затрат по расширенному воспроизводству, составляла около 30% - 40%3.

В процессе формирования и  кругооборота оборотных средств  у предприятия возникали финансовые отношения с вышестоящим хозяйственным  органом (совнархозом, министерством). Размер необходимого бюджетного финансирования определялся в процессе составления  финансовых планов предприятий, главков, отраслевых управлений, совнархозов  и министерств.

Порядок финансирования предприятий  был таков, что покрытия внутрихозяйственных  расходов должно было быть обеспечено за счет собственных накоплений и  только в недостающей части - за счет средств бюджета. Невыполнение плана  по прибыли могло привести к срыву  финансирования. Поэтому финансовые органы, анализируя результаты деятельности предприятий, осуществляли постоянный контроль рублем за эффективным использованием выделенных средств и выполнением  финансовых планов, что способствовало дальнейшему укреплению хозяйственного расчета. Активный финансовый контроль осуществлялся в связи с платежами  в бюджет.

По своей экономической природе колхозы и кооперации были однотипны с финансами государственных предприятий: те и другие имели единую экономическую основу - социалистическую собственность на средства производства, в контрольной и распределительной функциях обслуживали процесс производства, распределения и использования денежных доходов и накоплений, их развитие осуществлялось в соответствии с единым народнохозяйственным планом. Однако наличие двух форм социалистической собственности обусловливали некоторые особенности в организации и использовании финансов в каждом секторе общественного производства.4

Колхозы, хотя и являлись по своему содержанию организациями  социалистическими, но были основаны на групповой собственности, собственности  данного коллектива. Это и предопределяло уплату ими в бюджет не отчислений от прибыли, а подоходного налога.

Государственный бюджет СССР являлся центральным и ведущим  звеном финансовой системы СССР. Он обеспечивал сбалансированность всех других финансовых планов, составляемых в народном хозяйстве СССР, и играл  важную роль в формировании (и сбалансированности) денежно-кредитных планов и балансов кредитной системы. Он состоял из союзного бюджета, государственных  бюджетов бывших союзных республик  и бюджета государственного социального  страхования.

Ежегодно на основе заданий  народнохозяйственного плана министерства финансов союзных республик и  Министерство финансов СССР разрабатывали  проекты соответствующих бюджетов, которые в конечном итоге сводились  в единый государственный бюджет СССР. После его рассмотрения и  утверждения Верховным Советом  СССР он становился законом. Оперативное  исполнение государственного бюджета  осуществляли в основном Министерство финансов СССР и его республиканские  и местные органы. Кассовое исполнение государственного бюджета осуществлял  в основном Государственный банк СССР. По поручениям финансовых органов  учреждения банка принимали, учитывали и выдавали средства государственного бюджета.

Последние пять лет в истории  российской финансовой системы можно  признать успешными. За это время  удалось полностью восстановить после кризиса 1998 г. капитал банковской системы. И хотя банки не обладают таким же уровнем влияния на социально-экономические процессы в стране, какой был, например, в середине 90-х годов, - они стали заметно активнее в кредитовании экономики, что важнее. Двукратный рост кредитов частному сектору в долларовом исчислении по сравнению с предкризисным уровнем - явление весьма позитивное.

За последние несколько  лет российские фондовые индексы  достигли рекордных значений, также  на рекордный уровень вышли и  международные финансовые рейтинги России. Разумеется, при этом доля российского  финансового рынка в привлечении  инвестиций в национальную экономику  в несколько раз ниже аналогичных  показателей США, Германии и Франции. Но высокие значения индексов и рейтинги способствуют расширению заимствований  крупнейших отечественных предприятий, в первую очередь на внешнем рынке, и препятствуют утечке капитала за границу.5

Положительная динамика финансового  баланса с внешним миром вместе с ростом валютной выручки от экспорта на фоне позитивной динамики цен мирового рынка на сырьевые ресурсы, а также  достаточно последовательная валютная политика монетарных властей создали  условия для повышения доступности  финансовых ресурсов и снижения процентных ставок. Действительно, последнее обстоятельство коснулось в первую очередь крупных  и крупнейших российских предприятий, в то же время внешнее финансирование малого и среднего бизнеса по-прежнему весьма ограничено. Но и посредничество в обеспечении финансовыми ресурсами крупнейших производителей внесло свою лепту в сравнительно высокие темпы экономического роста.

Таким образом, можно говорить о том, что через 10 лет после  начала реформ российская финансовая система приступила, наконец, к реализации важнейшей своей функции - финансированию экономического роста в стране.

С 2006 года произошли изменения  в одном из основных элементов  финансовой системы - бюджетной системе  РФ. С 2006 года на уровне местных органов  власти появились бюджеты муниципальных  образований и городских поселений. Также были внесены изменения  в бюджетный кодекс Российской Федерации  федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". В соответствии с данным федеральным законом Россия переходит к среднесрочному бюджетному планированию. 6

Вместе с тем российская финансовая система в ее современном  виде не справляется в необходимой  мере с организацией перераспределения  финансовых ресурсов и их трансформацией. Иными словами, в настоящее время  уровень развития финансовой системы  России не соответствует задачам  ускорения экономического роста. Соответственно Россия объективно нуждается в системе  мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово- посреднического сектора, т. е. в  создании адекватного финансового  обеспечения экономического роста.

2.2.Проблемы развития  финансово-кредитной системы в  России.

Российская Федерация, как  и ее большинство субъектов, обладает одними из крупнейших в мире  производительными силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное  применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично, к тому же больше из них на настоящий момент устарели. Огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт в необработанном виде, не комплексное освоение месторождений и т.д.,).  Неполное использование возможностей объясняется отсутствием должного финансирования, необходимых для   переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более полному использованию сырья. 

В то же время по официальной  оценке значительные финансовые ресурсы  ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках.  В целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы  честно работающему и соблюдающему российское  законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал за рубеж. 

Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без  нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в  Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс  будет неизбежно приводить к  притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению  развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.  

Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование  всех средств, в т.ч. тех, которые  в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение  этого значительного резерва  в основном зависит от повышения  эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ,  а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе.  

Все эти вышеперечисленные  ресурсы и являются реальной базой  проведения финансовой политики субъекта РФ. 

После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при  данных возможностях. В этой связи  нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной, налоговой  и таможенной политик. Никогда не приходилось встречать в этой связи серьезных проработок совершенствования  политики в области антимонопольной,  банковской, страховой и фондовой сферах. Последние реализуются как бы сами по себе, т.е. фактически независимо друг от друга. Думается, что такая практика снижает эффективность проведения единой финансовой политики и нуждается в серьезной корректировке. Так, например, для успешной бюджетной политики не менее важно прогнозировать и закладывать в расчеты правильные цифры не только о мировых ценах на нефть, курсе рубля по отношению к доллару США, уровне ожидаемой в стране инфляции, но и об уровне цен и тарифов естественных монополий, т.к, от их величины прямо зависит степень выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Но возможность удержания таких цен и тарифов на заданном уровне прямо зависит от антимонопольной, налоговой и таможенных политик. 

Информация о работе Пути решения проблем развития финансовой системы РФ