Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 01:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование инфляционных действий как социально - экономического явления.
Для заслуги данной цели поставлены следующие задачки:
- найти сущность инфляции как многофакторного процесса;
- выявить главные предпосылки возникновения инфляции;
- уяснить классификацию и найти виды инфляции зависящие от различных обстоятельств.
- изучить степень действия факторов влияющих на рост и проявление инфляции в экономической и социальной жизни Казахстана.
Введение
3
1
Теоретические аспекты инфляции ее сущность и определение
5
1.1
Экономическая сущность и причины инфляции
5
1.2
Основные виды инфляции
6
1.3
Зарубежной опыт антиинфляционной политики
9
2
Анализ антиинфляционной политики в Республике Казахстан на современном этапе
12
2.1
Нормативно – правовое регулирование инфляционных процессов в Казахстане
12
2.2
Анализ инфляционных процессов и ее влияние на экономику Казахстана
15
2.3
Антиинфляционная политика в Казахстане
22
3
Пути снижения инфляции в Казахстане
32
Заключение
39
Список использованной литературы
41
1.3 Зарубежный опыт
Инфляционные процессы характерны как для экономически развитых стран, так и для развивающихся, для стран как с плановой, так и рыночной экономикой. Для Казахстана актуально использование зарубежного опыта антиинфляционного регулирования, основанного на рациональной структурной экономической политике и применении комплекса мер в целях воздействия на денежные и неденежные факторы инфляции.
Отличительной чертой израильской экономики является высокий уровень индексации.
Заработные платы, пенсии, а также практически все долгосрочные кредиты индексируются в соответствии с ростом индекса потребительских цен или курсом шекеля по отношению к доллару. Более того, до 1985 г. сам обменный курс шекеля неофициально индексировался по индексу потребительских цен.
Очевидно, что подобная индексация стала одной из причин инфляционного процесса, который был присущ израильской экономике фактически на протяжении всей ее истории.
Различные попытки установить систематическую связь между темпом инфляции и относительной величиной бюджетного дефицита не увенчались успехом (возможно, потому, что основные исследования проводились на основе статистики США, где в значительной мере использовались другие методы финансирования бюджетного дефицита).
Можно сказать, что в Израиле не существовало подобной связи. Однако, несомненно, что сокращение бюджетного дефицита и, как следствие этого, уменьшение печатания денег являются одними из необходимых компонентов успешной антиинфляционной политики.
Поскольку к этому
времени в Израиле уже
Израильская экономика довольно хорошо приспособилась к условиям инфляции, и те, кто был заинтересован в сохранении своих денег, могли свободно это сделать. Таким образом, в Израиле частично снималась одна из серьезных социальных проблем, связанных с инфляцией.
Кроме того, в связи с большой распространенностью индексации в израильской экономике практически не возник другой отрицательный эффект инфляции, а именно ее влияние на распределение доходов. Но это был обоюдоострый меч: раз никто не был задет инфляцией, то никто особенно и не противился ей. Инфляция шла по нарастающей, не встречая у себя на пути особенного сопротивления.
Следует сказать и о том, что израильская экономика была устроена таким образом, что она автоматически, безо всякого влияния со стороны Центрального банка генерировала постоянное увеличение денежного предложения. Это происходило потому что, во-первых, курс доллара к шекелю автоматически индексировался в соответствии с уровнем цен и таким образом рос с тем же самым темпом.
Номинальное предложение денег увеличивалось с тем же темпом, с которым росли цены. И, наконец, заработная плата автоматически индексировалась в соответствии с темпом инфляции.
В Израиле это привело к тому, что практически ни один субъект рынка не был задет инфляцией и, соответственно, не был вынужден бороться с ней, то есть это безинерционный процесс, который продолжается бесконечно.
Когда инфляция достигает 20 процентов в месяц, даже средний человек попытается предпринять некоторые шаги для того, чтобы сохранить свою заработную плату. Ему придется тратить время и энергию на стояние в очередях в банки и т. п.
Также здесь можно отметить другие издержки, называемые - «издержками меню». Они подразумевают, что при достаточно высокой инфляции фирмы должны постоянно менять ценники, эти издержки могут достигать внушительных размеров.
Кроме того, при постоянно меняющихся ценах в магазинах очень сложно судить об относительных ценах товаров: никогда не ясно, что является относительно дешевым, а что — относительно дорогим.
Следует отметить, что постоянное увеличение предложения денег на одну и ту же величину не будет влиять на равновесное состояние реальных переменных. Однако при изменении темпа роста предложения денег равновесное положение реальных переменных также будет меняться. Предложение денег изменялось неравномерно и, таким образом, в действительности реальные характеристики израильской экономики также изменялись.
Итак, опыт Израиля является, безусловно, очень важным для казахстанской экономики. В борьбе с инфляцией нет смысла изобретать что-то новое; надо лишь умело использовать опыт других стран.
2 Анализ антиинфляционной политики в Республике Казахстан на современном этапе
2.1 Нормативно – правовое регулирование инфляционных процессов в Казахстане
Коммерческие банки – это юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Национального Банка Казахстана имеют осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. Организация и деятельность банков осуществляется при совокупности правовых норм, регулирующих имущественный оборот вообще ( в частности, норм Гражданского кодекса), и норм, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных правовых отношений в процессе банковской деятельности. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Республики Казахстан, а также двумя законами, прямо относящимися к работе банков. Это Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности» от 31 августа 1995 года №2444 с изменениями и дополнениями на 1.07.2011 года.
В Республике Казахстан деятельность банков второго уровня, их филиалов и представительств регулируется следующими законодательными актами:
Основным нормативно – правовым актом регулирующим деятельность коммерческих банков является закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности», который регламентирует виды банков, их правовой статус, порядок создания, функционирования и ликвидации.
В соответствии с Законом, банковские операции могут проводиться только на основании лицензии, выданной кредитным учреждениям Национальным Банком Казахстана.
В лицензии на осуществление банковских операций указываются те виды операций, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
В целях обеспечения финансовой устойчивости банков, защиты интересов их депозиторов, а также поддержания стабильности денежно-кредитной системы Республики Казахстан уполномоченный орган осуществляет регулирование деятельности банков, в том числе путем установления пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению банками норм и лимитов, включая нормы резервных требований, провизии против сомнительных и безнадежных активов.
Согласно статьи 42 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности» в состав пруденциальных нормативов, устанавливаемых уполномоченным органом для их обязательного соблюдения банками, входят:
- минимальный размер уставного капитала банка;
- коэффициент достаточности собственного капитала;
- максимальный размер риска на одного заемщика;
- коэффициент ликвидности;
- лимиты открытой валютной позиции.
В состав пруденциальных нормативов, устанавливаемых уполномоченным органом для их обязательного соблюдения банковскими группами, входят:
- минимальный размер уставного капитала;
- коэффициент достаточности собственного капитала;
- максимальный размер риска на одного заемщика.
Уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты, используемые в международной банковской практике.
Уполномоченный орган в соответствии с банковским законодательством принимает меры по привлечению к ответственности банков и (или) банковских холдингов либо их должностных лиц за нарушение банком пруденциальных нормативов и (или) иных обязательных к соблюдению норм и лимитов.
В целях решения вопроса о соответствии финансового положения банка предъявляемым требованиям уполномоченный орган вправе определять размер капитала банка на определенную дату.
Нормативные значения и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов размера капитала банка и банковской группы на определенную дату, порядок расчета и лимиты открытой валютной позиции, нормы резервных требований, метод их соблюдения и методика расчетов, формы соответствующей отчетности и сроки ее представления устанавливаются уполномоченным органом.
В случае нарушения банком коэффициентов достаточности собственного капитала, установленных нормативными правовыми актами уполномоченного органа, банк должен направить в уполномоченный орган план рекапитализации. План необходимо представить в течение одного месяца со дня нарушения коэффициента достаточности собственного капитала с подробным описанием мероприятий и сроков по устранению нарушений.
Банковские холдинги должны принимать меры, предусмотренные нормативными правовыми актами уполномоченного органа, по поддержанию коэффициентов достаточности собственного капитала банковской группы.
Согласно статьи 1 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года с изменениями и дополнениями на 3 марта 2011 года Национальный Банк Республики Казахстан (Национальный Банк Казахстана) является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан.
Национальный Банк Казахстана представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово - кредитных организациях.
Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» статья 7 на Национальный Банк возложены следующие задачи:
Согласно статьи 29 Закона РК «О национальном банке РК» «Разработка и проведение денежно - кредитной политики» Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно - кредитную политику Республики Казахстан.
Денежно - кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения низкого уровня инфляции и устойчивости национальной валюты.
Денежно - кредитная политика осуществляется путем установления:
2.2 Анализ инфляционных процессов и ее влияние на экономику Казахстана
В 1 квартале 2011 года инфляция сложилась на уровне 3,7% (в 1 квартале 2010 года – 2,9%), по итогам марта 2011 года годовая инфляция составила 8,6% (в декабре 2010 года – 7,8%).
Формирование инфляционных процессов в Казахстане в январе-марте 2011 года происходило на фоне минимального влияния со стороны монетарных факторов. Так, рост денежной массы в 1 квартале 2011 года составил 4,4%, денежная база расширилась на 9,2%.
Основными факторами роста инфляции в январе-марте 2011 года послужили нестабильная ситуация на мировых товарных рынках, сопровождающаяся ростом цен, в том числе на основные позиции казахстанского экспорта, стабильный рост доходов населения, нарастание инфляционных ожиданий ввиду повышения пенсий и пособий из бюджета с 1 января 2011 года.