Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 01:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование инфляционных действий как социально - экономического явления.
Для заслуги данной цели поставлены следующие задачки:
- найти сущность инфляции как многофакторного процесса;
- выявить главные предпосылки возникновения инфляции;
- уяснить классификацию и найти виды инфляции зависящие от различных обстоятельств.
- изучить степень действия факторов влияющих на рост и проявление инфляции в экономической и социальной жизни Казахстана.
Введение
3
1
Теоретические аспекты инфляции ее сущность и определение
5
1.1
Экономическая сущность и причины инфляции
5
1.2
Основные виды инфляции
6
1.3
Зарубежной опыт антиинфляционной политики
9
2
Анализ антиинфляционной политики в Республике Казахстан на современном этапе
12
2.1
Нормативно – правовое регулирование инфляционных процессов в Казахстане
12
2.2
Анализ инфляционных процессов и ее влияние на экономику Казахстана
15
2.3
Антиинфляционная политика в Казахстане
22
3
Пути снижения инфляции в Казахстане
32
Заключение
39
Список использованной литературы
41
Однако по мере развертывания инфляции и ускорения темпов обесценения бумажных денег отрицательное ее влияние на экономику обнаруживается все сильнее. Наиболее резко проявляется разрушительное действие инфляции на экономику в периоды «галопирующей» и особенно гиперинфляции.
Трансформирование административно-командной системы управления народным хозяйством в систему социально ориентируемой рыночной экономики сопровождается рядом болезненных негативных явлений. Одним из них является инфляция. Инфляция стала причиной многих негативных явлений, среди которых можно выделить финансовую дестабилизацию, сокращение производства и понижение уровня жизни населения. Наиболее распространенным взглядом на содержание инфляции является утверждение о том, что инфляционное развитие экономики в решающей мере обязано своим существованием быстрому росту денежной массы в сравнении с ростом производства, несоответствию в скорости движения этих индикаторов.
Обесценение денег в Казахстане происходит не по причине «избытка» денежной массы, а в результате монопольного взвинчивания цен в условиях, когда отсутствуют конкуренция и государственное регулирование инфляционного процесса. Основное бесконтрольное увеличение цен осуществляется главным образом не столько производителями, сколько перекупщиками в сфере оптовой и розничной торговли, где особенно сильны мафиозные структуры. В результате конечная цена на товары и услуги, предложенные потребителю, зачастую в несколько раз превышает цену производства. Создание дополнительного платежеспособного спроса за счет кредитной экспансии поддерживает уже существующую инфляцию и вызывает дополнительную эмиссию денег, которая является не причиной, а следствием безудержного роста цен. Рестрикционный курс правительства в этих условиях провоцирует неплатежи и сокращение производства товаров и услуг, что ведет к дальнейшему углублению экономического кризиса и стагфляции. Поэтому экономический кризис вызван и обостряется несоответствием между «чрезмерным» предложением товаров и услуг в искусственном денежном выражении и «узким» платежеспособным спросом как следствием нехватки денежной массы.
Особое место в инфляционном процессе занимает государство, и не только по причине своей рестрикционной денежно-кредитной политики и либерализации цен, но и как обладатель части национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет. В расходной части государство не ограничивается доходами, а создает дополнительный платежеспособный спрос путем займов для покрытия дефицита бюджета.
Важное место занимал и внешний фактор инфляции, связанный с процессом долларизации. Курс доллара влиял на инфляцию, как и другие товары, на которые растут цены. Этот фактор относится к виду импортируемой инфляции. Приобретаемые в Казахстане доллары увеличивают величину суммы цен товаров и услуг в стране, а следовательно, нуждаются в дополнительном платежеспособном тенговом спросе со стороны предприятий, банков и населения. Иностранная валюта в Казахстане официально не выполняет денежные функции средства обращения и платежа (за исключением валюты на «черном» рынке). Следовательно, в стране нет законного параллельного обращения других валют, кроме тенге. Вывоз долларов за границу равносилен экспорту других товаров, что обостряет инфляционные процессы внутри страны.
Итак, это были основные черты казахстанской инфляции. Как же можно преодолеть эту ситуацию, близок ли выход из нее? Что можно предпринять для выхода из создавшейся ситуации. Основные меры по преодолению инфляции рассматриваются в следующей главе.
Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий и государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным доходом и реальным. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остаётся стабильным или растёт медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому от инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Если же рост дохода опережает темпы инфляции, то финансовое состояние (семьи, фирмы) улучшается.
Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причём выигрывают дебиторы на всех уровнях, так как ссуда берётся при одной покупательной способности денег, а возвращаются, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Так, от инфляции выигрывают люди, которые получили кредит на освоение дачных участков, и предприятия, у которых имеет место превышение дебиторской задолженности над кредиторской. Выигрывает, и правительство, которое накопило большой государственный долг, так как инфляция даёт ему возможность оплатить долги тенге, имеющими меньшую покупательную способность.
Итак, инфляция перераспределяет доход, и богатства за счет тех, кто даёт деньги, исходя из нормальной и долгосрочной финансовой договорённости (ставка процента за кредит), в пользу тех, кто откладывает платежи.
Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества. Поэтому семьи и фирмы, имеющие значительную долю недвижимости в своей собственности (здания, дом, землю, квартиру), становятся богаче.
В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы, что приводит к недостатку денежных средств у населения и предприятий результатом ажиотажной закупки материалов является усиление инфляции спроса. Для того чтобы предотвратить его, нужна жесткая денежная политика государства.
Инфляция приводит к тому, что никому не выгодно делать долгосрочные инвестиции, так как вкладываются деньги одной покупательной способности, а доходы от инвестиций получают уже деньгами другой покупательной способности. Целесообразными оказываются только те инвестиции, обеспечивающие рентабельность выше темпа роста инфляции. Причём, чем длиннее срок инвестиций, тем больше обесценивание.
Инфляция приводит также к обесцениванию амортизационного фонда фирмы, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений, будь-то вклад в банке, облигация, страховка или наличные деньги. Люди стараются не делать сбережения. Фирмы также значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведёт к дальнейшему сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производство.
Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения. В результате, у населения и предприятий может изыматься часть доходов, которые не представляют собой прибыль и должны были бы направляться на текущие затраты. Для того чтобы избежать этого, развитые страны Запада проводят индексацию налоговых ставок с учётом темпа инфляции.
Рассматривая социально-экономические последствия мер по экономии государственных средств, нельзя не отметить, что ожидаемый экономический эффект от их внедрения не превышает 1,7% расходной части федерального бюджета. В то же время механическое уменьшение количества учреждений бюджетной сферы, сопровождаемое высвобождением значительного числа государственных служащих, влечет за собой несопоставимо более высокие издержки, включая необходимость трудоустройства и социальной защиты сокращаемых работников госсектора, а также серьёзные проблемы с обеспечением должного качества государственного управления, образования и здравоохранения. Повышение служебной нагрузки на каждого из работников, остающихся на содержании федерального бюджета, не будет сопровождаться увеличением фондов оплаты их труда, в результате чего продолжится отток наиболее квалифицированных кадров, занятых в госсекторе, в сферу предпринимательства. В долгосрочном плане этот процесс неизбежно приведёт к дальнейшей деградации среднего и высшего образования, ухудшению качества массового медицинского обслуживания, разрушению сложившихся научных школ и коллективов, общему снижению культурно-интеллектуального потенциала общества.
Кроме того, нехватка средств бюджета направляемых на финансирование образования, здравоохранения и культуры, не может быть преодолена путём передачи части учреждений федерального значения в ведение региональных администраций. Регионы не имеют свободных ресурсов для обеспечения жизнедеятельности передаваемых им институтов, клиник и библиотек в силу того, что их собственные статьи расходов по соответствующим направлениям до предела перегружены обязательствами регионального уровня.
Из анализа видно, что инфляция при не высоких темпах может быть стимулом развития производства, но она приводит к ещё большему нарушению экономических процессов. В результате темпы инфляции возрастают и обществу грозит гиперинфляция, которая несёт с собой разрушительные последствия, вплоть до экономического краха. Наиболее опасным последствием гиперинфляции является то, что производственная деятельность становится неэффективной, идёт обвальное переключение на посредническую деятельность. Фирмам становится всё более и более выгодным накапливать сырьё и готовую продукцию в ожидании будущего повышения цен, что ведёт к усилению инфляционного давления. Начинается массовое сворачивание производства.
Одним из вариантов государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антимонопольных мер.
На практике в основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит так называемая компромиссная теория инфляции, в соответствии с которой динамики безработицы и инфляции взаимообратны. Ранее политика борьбы с инфляцией опиралась на кривую Филипса, в последние же годы упор переносится на так называемую теорию естественного уровня безработицы.
Практика показала, что кривая Филипса наиболее применима для коротких периодов времени. В долгосрочном плане (5-10 лет) она становится вертикальной, так как в длинный период времени даже низкий уровень занятости не спасает от роста инфляции, которую по нарастающей генерируют такие монополисты, как профсоюзы и фирмы, через неуклонное повышение заработной платы и товарных цен.
Более того, наличие множества неожиданных экономических потрясений, смещают графики спроса и предложения вертикально и горизонтально, фактически превращая кривую Филипса из пологой в ломаную линию, теоретически и практически малопригодную. По этой причине кривая Филипса, некогда активно применявшаяся кейнсианцами, сейчас всё активнее дополняется, а зачастую и полностью подменяется теорией естественного уровня безработицы.
Естественным называется такой уровень безработицы, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нём достигается умеренная взаимная стабильность цен и заработной платы. Естественный уровень должен отвечать следующему важному требованию: занятость должна быть достаточной для эффективного развития экономики. Безработица при естественном уровне равна сумме фрикционной и структурной частей при отсутствии циклической безработицы.
Естественным такой уровень можно назвать ещё и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм смены ваз подъёма и кризиса в ходе экономического цикла при минимизации государственного вмешательства.
При падении безработицы ниже естественного уровня в период экономического бума, как правило, увеличиваются издержки, в результате растёт темп инфляции. Повышенный таким образом уровень инфляции увеличивается людьми в их будущей экономической деятельности, отражается в контрактах. Соответственно увеличивается темп инерционной инфляции.
Затем, после бума, акселераторы, как элементы государственной политики, замедляют быстрый темп экономического роста. Данное торможение повышает уровень безработицы до естественного, но инфляция сразу не снижается, так как определённое время остаётся инерционной.
В случае экономического спада безработица падает ниже естественного уровня, и события развиваются в обратной последовательности. В результате инфляция уменьшается. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен после достижения естественного уровня безработицы. Последний определяется эмпирически. К сожалению, не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям, т.е. для достижения естественного уровня. При этом нельзя забывать о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам. Многое зависит и от неожиданности самого потрясения. Всё это не может не поставить под сомнение теорию естественного уровня, так же, как ранее была оспорена кривая Филипса.
Зададимся вопросом: какую цену платит общество за снижение уровня инфляции? Чем круче кривая Филипса, тем эта цена ниже, так как удаётся существенно сократить темп инфляции за счёт более скромного снижения занятости. Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица в течение года должна быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена, это означает снижение реального валового национального продукта (ВНП) на 4% от потенциального.
Проблема необходимости платить безработицей за снижение инфляции решается неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистов утверждает, что количественно такая плата невелика, другие же говорят о морально-психологической вредности даже незначительного роста безработицы. В любом случае, никто не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге большее количество продукта.
Антиинфляционная программа правительства включает сокращение дефицита бюджета, уменьшение расходов на оборону, избирательное субсидирование предприятий, стабилизацию курса тенге. С целью ограждения отечественной экономики от массового притока денежных средств из бывших союзных республик была проведена денежная реформа. Приватизация и демополизация необходима как средство повышения роли конкуренции, которая ограничивает способность монополистов вздувать цены