Пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение экономического районирования России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить значение экономического районирования в развитии территориального разделения труда и углублении специализации региона ;
- рассмотреть экономическое районирование как метод управления региональным развитием ;
- изучить основные этапы и виды экономического районирования России ;
- выявить пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования.

Содержание

Введение

1. Значение экономического районирования в развитии территориального разделения труда и углублении специализации региона. Экономическое районирование как метод управления региональным развитием………………….


2. Основные этапы и виды экономического районирования России. Современное экономическое районирование………………………………………..

3. Пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования……………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………………..

Список использованной литературы …

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

1. Значение экономического районирования в развитии территориального разделения труда и углублении специализации региона. Экономическое районирование как метод управления региональным развитием………………….

 

 

2. Основные этапы и виды экономического районирования России. Современное экономическое районирование………………………………………..

 

3. Пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования……………………………………………………...

 

Заключение……………………………………………………………………………..

 

Список использованной литературы ………………………………………………...

 

Приложения……………………………………………………………………………

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Россия, как крупнейшее федеративное государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы, образуют различные системы физико-географических районов. Сами субъекты Федерации (регионы) делятся на административно-территориальные единицы: города, районы регионов и городов, поселки городского типа, сельские администрации и сельские поселения. На территории этих административно-территориальных единиц образуются органы местного самоуправления, а, следовательно, их территориальная основа - это часть территориального устройства страны.

Кроме того, существуют экологическое, историческое, национальное или этническое, политическое (по степени влияний политических партий) деление или районирование территории, которые накладывают свой отпечаток на административно-территориальное устройство страны.

Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.

Созданные Указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000г. федеральные округа (всего их 8) фактически являются ведомственным районированием Администрации Президента. Однако как по своим размерам, так и по значению, федеральные округа могут рассматриваться на одном уровне с экономическими районами.

В данной работе будет рассмотрено образование, формирование и развитие экономических районов России. Эта тема всегда была и будет актуальна, особенно, для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», ведь без изучения региональных особенностей нашей страны, невозможно решение сложных проблем самих районов и страны в целом.

Целью данной работы является изучение экономического районирования России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить значение  экономического районирования в  развитии территориального разделения труда и углублении специализации региона ;

- рассмотреть экономическое районирование как метод управления региональным развитием ;

- изучить основные этапы и виды экономического районирования России ;

- выявить пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования.

 

1. Значение экономического районирования в развитии территориального разделения труда и углублении специализации региона. Экономическое районирование как метод управления региональным развитием

Экономическое районирование - это процесс разделения страны на целостные территориальные части народного хозяйства, имеющие свою производственную специфику и прочные экономические связи. В основе экономического районирования лежит выделение экономических районов.  

 

Под экономическими, районами следует понимать части страны, в пределах которых в условиях ТРТ формируется специализированное хозяйство. Экономические районы - это территориальные специализированные части народного хозяйства с тесными внутренними и внешними связями на основе обмена производимых товаров, и других экономических отношений.                      

 
          Экономическое районирование  является составной частью региональной  экономики, т.к. в результате его  проведения выделяются объекты  ее исследования. В отечественной  экономической географии районообразование  принято считать объективным процессом. Он происходит под совокупным воздействием системы факторов производственного, ресурсного, социального и политического характера. Этот процесс тесно связан с административно-территориальным устройством страны, проблемами федерализма и региональной политики.

 
           Экономические  районы образуются и развиваются  на основе общественного территориального  разделения труда (ТРТ). Отдельные  части страны, имея свою природную, историческую, социально-экономическую  специфику, специализируются на производстве одного или нескольких видов продукции или услуг. Каждая территория обеспечивает своей продукцией другие части страны, получая взамен недостающую продукцию. Происходит обмен результатами труда. ТРТ - это закрепление специализации территории на производстве отдельных видов продукции при условии обмена ими с другими территориями. 

 
          В связи с отраслевым разделением  труда, расчленением производства  на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств ТРТ ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов. Общественное разделение труда способствует массовому и эффективному производству различных видов продукции и расширению рынка. Ключевым в определении ТРТ является понятие специализации.

 
          Специализация территории - это  преимущественно развиваемые на  ней отрасли общегосударственного  значения. Условия специализации  территории на производстве какой-либо  продукции (услуг):

 
1. Ее производство дешевле, чем  в других районах страны; 
 
2. Эта продукция может выпускаться в значительно большем объеме, чем необходимо для удовлетворения местных нужд; 
 
3. Выпуск продукции обеспечен условиями и ресурсами; 
 
4. Производство необходимо стране; 
 
5. Производству этой продукции способствует выгодное ЭГП, в том числе транспортно- географическое положение.

 
         Специализация  территории складывается исторически. Экономическое районирование, неразрывно  связанное  со  специализацией районов на определенных  видах  производства,  является  одним  из  факторов повышения   производительности   общественного   труда,   рационального    и эффективного размещения производительных сил каждого региона и страны в целом.

 
          Экономическое районирование, в практическом смысле, необходимо в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития социально-экономических территориальных образований (единиц), применительно к которым реализует региональная политика государства. Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Государственное регулирование хозяйств дает возможность частично устранить возникающие диспропорции в экономической и социальной структуре регионов. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития и регионального управления экономикой.

 

2. Основные этапы и виды экономического районирования России. Современное экономическое районирование

В нашей стране исследования по экономике отдельных регионов начали проводиться в начале XVIII в., когда Россия в ходе петровских реформ была впервые разделена на определенные административные единицы в виде губерний. В 1708 г. было учреждено 8 губерний. Деление было несовершенным, поэтому через три года оно было пересмотрено и вместо 8 учреждено 11 губерний. В 9 из них были выделены 42 провинции. К 1745 г. число губерний увеличилось до 16, а к 1785 г. количество их уже достигло 40.

Первая попытка научно обоснованного экономического районирования принадлежит К. И. Арсеньеву. В 1818 г. он предложил поделить Россию на 10 «пространств» (районов), в которые объединялись губернии. Деление в основном осуществлялось по географическому принципу. В 1871 г. П. П. Семенов предложил для статистической классификации поделить европейскую часть России на 14 «естественных» областей путем объединения уездов. Позднее П. П. Семенов в результате проведенного исследования делит Европейскую Россию на 12 областей или групп губерний.

В конце XIX в. Д. И. Менделеев с позиций фабрично-заводской промышленности предложил делить Россию на 14 экономических краев и областей. В основу такого деления были положены три условия, имеющие важное значение для развития фабрично-заводской промышленности:

- история населения;

- удобство путей сообщения;

- избыток легко и дешево получаемого топлива.

Естествоиспытатели делили Россию на области «по условиям природы». Были и другие попытки обоснования деления России, к числу которых относятся деления, предложенные Г. И. Танфильевым, Д. И. Рихтером. Г. И. Танфильев разделил Россию на 4 физико-географические области. За основу деления были приняты как почвенные условия, так и растительный покров. Д. И. Рихтер сделал новую попытку деления. Он предложил осуществить два деления: погубернское и поуездное. За основные признаки деления им приняты из физико-географических условий почва, распределение влаги, климат, растительный покров; из культурных условий – густота населения, занятия жителей, распределение земель на угодья, а также такие условия, как плодородие почвы, развитие скотоводства, условия землевладения и землепользования; данные этнографического и административного характера. Однако в дореволюционной России не было теоретических исследований по региональной экономике, подобных трудам Й. Тюнена и А. Вебера.

Региональные географические исследования в СССР развивались под сильным воздействием государства. После 1917 г. началась разработка теоретико-методологических основ региональной политики. С началом работ по экономическому районированию и административно-территориальному устройству СССР интерес к региональной политике то резко активизировался, то временно угасал. Можно выделить пять этапов коренной модернизации.88 Их последовательность и содержание обусловлены изменением тех общественных условий, в которых развивались и процессы и теория.

I этап (1920–1923 гг.) – период, когда проблемы регионального развития были в центре внимания правительства. По плану ГОЭЛРО (по выражению В. И. Ленина – «второй программы партии») в 1920 г. было выделено 8 крупных районов как планомерно развивающихся частей народного хозяйства, т. е. по воспроизводственному признаку. В 1921 г. Госплан разработал проект разделения страны на 21 экономический район. В основу районирования был заложен принцип производственной специализации, а основные контуры границ районов определялись ареалами специализированных отраслей и важнейших вспомогательных производств. В этот период при районировании учитывались природные ресурсы; плотность населения; технико-экономические условия, включающие уровень развития производительных сил; формы организации производства; территориальное политико-административное устройство страны.

II этап (1933–1956 гг.) связан со свертыванием новой экономической политики (НЭП) в 1928 г. Хотя работы по теории и методологии регионального развития, начатые до этого, постепенно затухая, продолжались до конца первой пятилетки (1932 г.). Причины отхода от экономического районирования заключаются в том, что в 1930-е гг. была создана система административно-территориального устройства страны, соответствующая потребностям административно-нажимной системы управления, т. е. приспособленная к сталинской модели построения социализма. В эту модель «не вписывался» объективный процесс районообразия, поскольку он, будучи направленным на усиление относительной экономической обособленности районов и, как следствие – на повышение их самостоятельности, не соответствовал требованиям складывающейся административно-командной системы управления.

Но в то же время именно на этом этапе были созданы теоретические обоснования экономического районирования, сохранившие свое значение до наших дней. В работах Н. Н. Колосовского наибольшее развитие получила концепция региональных территориально-производственных комплексов. «Представление о производственно-территориальном сочетании, – писал он, – …не подменяет и не может подменить собой учение об экономических районах и не „отменяет“ самих районов, но позволяет органически ввести в. районирование представления о производственно-организованных силах».

Однако теоретические разработки на втором этапе игнорировались, административно-территориальное устройство страны перестало отражать объективные тенденции социально-экономического развития. Именно в это время набрала силу административно-командная система управления, реализовавшая модели «бюрократического социализма».

III этап (1957–1965 гг.) – семилетний период, когда была предпринята попытка реформы управления. В 1957 г. страна была разделена на экономические административные районы во главе с совнархозами. Предполагалось лишь обеспечить ослабление отраслевых ведомств за счет передачи некоторых управленческих функций на «места», т. е. в регионы. Вопрос решался просто: поскольку носителями основных недостатков административной системы были центральные органы, они и были механически устранены. Однако совнархозы не только не стали хозяевами территории, но и часто противостояли местным органам советской власти. Особенно сильным это противостояние было в межобластных совнархозах. Реформа оказалась неудачной. Она заменила центральные органы местными, но тоже административными. Поэтому в 1965 г. совнархозы были ликвидированы и восстановлены промышленные министерства. После ликвидации совнархозов официальное признание получило развитие территориально-производственное комплексообразование (ТПК).

Информация о работе Пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования