Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономического районирования России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить значение экономического районирования в развитии территориального разделения труда и углублении специализации региона ;
- рассмотреть экономическое районирование как метод управления региональным развитием ;
- изучить основные этапы и виды экономического районирования России ;
- выявить пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования.
Введение
1. Значение экономического районирования в развитии территориального разделения труда и углублении специализации региона. Экономическое районирование как метод управления региональным развитием………………….
2. Основные этапы и виды экономического районирования России. Современное экономическое районирование………………………………………..
3. Пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования……………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………………..
Список использованной литературы …
Содержание
Введение |
|
1. Значение экономического районирования в развитии территориального разделения труда и углублении специализации региона. Экономическое районирование как метод управления региональным развитием…………………. |
|
2. Основные этапы и виды экономического районирования России. Современное экономическое районирование……………………………………….. |
|
3. Пути совершенствования территориального
разделения труда и экономического районирования…………………………………………… |
|
Заключение…………………………………………………… |
|
Список использованной литературы ………………………………………………... |
|
Приложения…………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Россия, как крупнейшее федеративное
государство мира, имеет самые разнообразные
природно-климатические условия. Различные
природные регионы страны, обладающие внутренним
единством и своеобразными индивидуальными
чертами природы, образуют различные системы
физико-географических районов. Сами субъекты
Федерации (регионы) делятся на административно-
Кроме того, существуют экологическое,
историческое, национальное или этническое,
политическое (по степени влияний политических
партий) деление или районирование территории,
которые накладывают свой отпечаток на
административно-территориально
Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.
Созданные Указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000г. федеральные округа (всего их 8) фактически являются ведомственным районированием Администрации Президента. Однако как по своим размерам, так и по значению, федеральные округа могут рассматриваться на одном уровне с экономическими районами.
В данной работе будет рассмотрено образование, формирование и развитие экономических районов России. Эта тема всегда была и будет актуальна, особенно, для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», ведь без изучения региональных особенностей нашей страны, невозможно решение сложных проблем самих районов и страны в целом.
Целью данной работы является изучение экономического районирования России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить значение
экономического районирования
- рассмотреть экономическое районирование как метод управления региональным развитием ;
- изучить основные этапы и виды экономического районирования России ;
- выявить пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования.
1. Значение экономического районирования в развитии территориального разделения труда и углублении специализации региона. Экономическое районирование как метод управления региональным развитием
Экономическое районирование - это процесс разделения страны на целостные территориальные части народного хозяйства, имеющие свою производственную специфику и прочные экономические связи. В основе экономического районирования лежит выделение экономических районов.
Под экономическими, районами следует понимать части страны, в пределах которых в условиях ТРТ формируется специализированное хозяйство. Экономические районы - это территориальные специализированные части народного хозяйства с тесными внутренними и внешними связями на основе обмена производимых товаров, и других экономических отношений.
Экономическое
Экономические
районы образуются и
В связи с
Специализация
1. Ее производство дешевле, чем
в других районах страны;
2. Эта продукция может выпускаться в значительно
большем объеме, чем необходимо для удовлетворения
местных нужд;
3. Выпуск продукции обеспечен условиями
и ресурсами;
4. Производство необходимо стране;
5. Производству этой продукции способствует
выгодное ЭГП, в том числе транспортно-
географическое положение.
Специализация
территории складывается
Экономическое районирование, в практическом
смысле, необходимо в целях выделения
достаточно устойчивых для конкретного
этапа развития социально-экономических
территориальных образований (единиц),
применительно к которым реализует региональная
политика государства. Экономическое
районирование является основой территориального
управления народным хозяйством России.
Государственное регулирование хозяйств
дает возможность частично устранить
возникающие диспропорции в экономической
и социальной структуре регионов. Экономическое
районирование служит предпосылкой совершенствования
территориального развития и регионального
управления экономикой.
2. Основные этапы и виды экономического районирования России. Современное экономическое районирование
В нашей стране исследования по экономике отдельных регионов начали проводиться в начале XVIII в., когда Россия в ходе петровских реформ была впервые разделена на определенные административные единицы в виде губерний. В 1708 г. было учреждено 8 губерний. Деление было несовершенным, поэтому через три года оно было пересмотрено и вместо 8 учреждено 11 губерний. В 9 из них были выделены 42 провинции. К 1745 г. число губерний увеличилось до 16, а к 1785 г. количество их уже достигло 40.
Первая попытка научно обоснованного экономического районирования принадлежит К. И. Арсеньеву. В 1818 г. он предложил поделить Россию на 10 «пространств» (районов), в которые объединялись губернии. Деление в основном осуществлялось по географическому принципу. В 1871 г. П. П. Семенов предложил для статистической классификации поделить европейскую часть России на 14 «естественных» областей путем объединения уездов. Позднее П. П. Семенов в результате проведенного исследования делит Европейскую Россию на 12 областей или групп губерний.
В конце XIX в. Д. И. Менделеев с позиций фабрично-заводской промышленности предложил делить Россию на 14 экономических краев и областей. В основу такого деления были положены три условия, имеющие важное значение для развития фабрично-заводской промышленности:
- история населения;
- удобство путей сообщения;
- избыток легко и дешево получаемого топлива.
Естествоиспытатели делили Россию на области «по условиям природы». Были и другие попытки обоснования деления России, к числу которых относятся деления, предложенные Г. И. Танфильевым, Д. И. Рихтером. Г. И. Танфильев разделил Россию на 4 физико-географические области. За основу деления были приняты как почвенные условия, так и растительный покров. Д. И. Рихтер сделал новую попытку деления. Он предложил осуществить два деления: погубернское и поуездное. За основные признаки деления им приняты из физико-географических условий почва, распределение влаги, климат, растительный покров; из культурных условий – густота населения, занятия жителей, распределение земель на угодья, а также такие условия, как плодородие почвы, развитие скотоводства, условия землевладения и землепользования; данные этнографического и административного характера. Однако в дореволюционной России не было теоретических исследований по региональной экономике, подобных трудам Й. Тюнена и А. Вебера.
Региональные географические
исследования в СССР развивались под сильным
воздействием государства. После 1917 г.
началась разработка теоретико-методологических
основ региональной политики. С началом
работ по экономическому районированию и административно-
I этап (1920–1923 гг.) – период, когда проблемы регионального развития были в центре внимания правительства. По плану ГОЭЛРО (по выражению В. И. Ленина – «второй программы партии») в 1920 г. было выделено 8 крупных районов как планомерно развивающихся частей народного хозяйства, т. е. по воспроизводственному признаку. В 1921 г. Госплан разработал проект разделения страны на 21 экономический район. В основу районирования был заложен принцип производственной специализации, а основные контуры границ районов определялись ареалами специализированных отраслей и важнейших вспомогательных производств. В этот период при районировании учитывались природные ресурсы; плотность населения; технико-экономические условия, включающие уровень развития производительных сил; формы организации производства; территориальное политико-административное устройство страны.
II этап (1933–1956 гг.) связан со свертыванием
новой экономической политики (НЭП) в 1928
г. Хотя работы по теории и методологии
регионального развития, начатые до этого,
постепенно затухая, продолжались до конца
первой пятилетки (1932 г.). Причины отхода
от экономического районирования заключаются
в том, что в 1930-е гг. была создана система
административно-
Но в то же время именно на этом этапе были созданы
теоретические обоснования экономического
районирования, сохранившие свое значение
до наших дней. В работах Н. Н. Колосовского
наибольшее развитие получила концепция
региональных территориально-
Однако теоретические разработки
на втором этапе игнорировались, административно-
III этап (1957–1965 гг.) – семилетний период,
когда была предпринята попытка реформы
управления. В 1957 г. страна была разделена
на экономические административные районы
во главе с совнархозами. Предполагалось
лишь обеспечить ослабление отраслевых
ведомств за счет передачи некоторых управленческих
функций на «места», т. е. в регионы. Вопрос
решался просто: поскольку носителями
основных недостатков административной
системы были центральные органы, они
и были механически устранены. Однако
совнархозы не только не стали хозяевами
территории, но и часто противостояли
местным органам советской власти. Особенно
сильным это противостояние было в межобластных
совнархозах. Реформа оказалась неудачной.
Она заменила центральные органы местными,
но тоже административными. Поэтому в
1965 г. совнархозы были ликвидированы и
восстановлены промышленные министерства.
После ликвидации совнархозов официальное
признание получило развитие территориально-