Пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение экономического районирования России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить значение экономического районирования в развитии территориального разделения труда и углублении специализации региона ;
- рассмотреть экономическое районирование как метод управления региональным развитием ;
- изучить основные этапы и виды экономического районирования России ;
- выявить пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования.

Содержание

Введение

1. Значение экономического районирования в развитии территориального разделения труда и углублении специализации региона. Экономическое районирование как метод управления региональным развитием………………….


2. Основные этапы и виды экономического районирования России. Современное экономическое районирование………………………………………..

3. Пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования……………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………………..

Список использованной литературы …

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Стратегия регионального развития государства не однородна по отношению к территориальным субъектам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями территорий по уровню обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития различных сфер экономики, условиями вхождения в рыночную экономику, темпами трансформации форм собственности и т.д.

Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.

Стратегические установки социально-экономического развития страны и регионов содержат в своем составе установки развития принципиально важных секторов экономики. Наиболее наглядным примером в этом отношении является разрабатываемая Минтопэнерго России и периодически корректируемая, в зависимости от изменения макроэкономических показателей, энергетическая стратегия России, которая в свою очередь включает в свой состав стратегические установки развития отраслей топливно-энергетического комплекса (угольной, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности и электроэнергетики). Стратегия экономического развития страны (регионов), рассматриваемая как директивный документ, сопровождается системой технико-экономических прогнозных обоснований каждого из рекомендуемых к реализации в ней конкретных направлений.

 

Производства с точки зрения тяготения их к определенным районам размещения подразделяются следующим образом:

 

• производства, которые целесообразно размещать в районах концентрации трудовых ресурсов. В первую очередь это относится к большинству отраслей машиностроения, легкой и пищевой промышленности;

 

• производства, тяготеющие к источникам топлива и электроэнергии (энергоемкие производства цветной металлургии, ряд предприятий химии, нефтехимия и нефтепереработка и др.);

 

•производства, размещающиеся преимущественно у источников сырья. В качестве примера можно привести размещение металлургических баз России, ориентированных на использование железных руд Курской магнитной аномалии, Урала, Западной Сибири. К этой группе производств относятся также предприятия лесозаготовок, лесопереработки и целюлознобумажной промышленности;

 

• производства, тяготеющие к районам потребления готовой продукции. К этому классу производств относятся предприятия, производящие скоропортящуюся продукцию или нетранспортабельную, высокотоксичную продукцию;

 

• производства, размещение которых не имеет ярко выраженной ориентации, т. е. предприятия, в затратах на производство единицы продукции (цены) которых доля каждого из факторов имеет примерно одинаковое стоимостное выражение.

 

 

 

Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 - в Западном макрорегионе и 3 - в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.

Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже - в республиках, областях и краях). Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом, по стране, изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.

В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком - огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).

Другими словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.

И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.

Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.

Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время, территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно - территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно - территориальное деление устарело. Поэтому, необходимо:

- Проведение нового комплексного  общественного районирования, способствующего  решению не только экономических  задач.

- Новое административно-территориальное деление - создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.

Современный этап организации территориального управления требует экономического районирования, учитывающего комплексный характер воздействия всех факторов.

 

 

Заключение

 

 

Оценив многоступенчатую систему районирования России можно сделать следующие выводы. Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 - в Западном макрорегионе и 3 - в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.

 

Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже - в республиках, областях и краях).

 

Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом по стране изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.

 

В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории.

 

Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком - огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).

 

Иными словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Границы районов, как образно отметил один из географов, это «скорлупа от выеденных яиц». От себя добавим: «в которую заложено совсем иное содержание». В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.

 

И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.

Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.

 

Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов.

 

Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи.

 

В то же время территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно - территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно - территориальное деление значительно устарело.

 

России необходимо:

 

1. Проведение нового  комплексного общественного районирования, способствующего решению не только экономических задач.

 

2. Новое административно-территориальное  деление - создание единообразных (одного  ранга и уровня) субъектов Российской  Федерации.

 

Но пока это не осуществлено, а области, края и особенно республики имеют большие права, которые целесообразно использовать для совершенствования районирования.

 

Список литературы

 

 

1. Белобрагин В.Я. Региональная экономика: проблемы  качества. - М.: Аспект, 2001.

 

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-е издание. - М.: ГУВШЭ, 2007.

 

3. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика  России: Учебник для вузов. - М.: Финансы  и статистика, 2002.

 

4. Котилко В.С. Региональная экономическая политика: Учебное пособие. - М.: РДЛ, 2001.

 

5. Лексин В.Н., Шевцов  А.Н. Государство и регионы. Теория  и практика государственного  регулирования территориального  развития. - 3-е изд. - М.: УРСС, 2005.

 

6. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск, 2000.

 

7. Региональная  экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. - М.: Инфра-М, изд. РЭА, 2000.

 

8. Региональное  развитие России: опыт России  и Европейского союза / рук. авт. колл. и отв. ред. А.Г. Гранберг - М.: ОАО Изд-во. «Экономика», 2008.

 

9. Региональная  экономика: Учебник для вузов / Под ред. Морозовой Т.Г. 3-е издание. - М.: ЮНИТИ, 2003.

 

10. Экономическая  география: Учебник для вузов / Под  ред. В.И. Видяпина. ИНФРА. - М, 2002.

 

11. Универсальный  учебный экономический словарь. - М.: Экономика, 2006.

 

12. Управление  развитием региона и города: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. А.П. Панкрухина - М.: ОГАС, 2000.

 

Размещено на Allbest.ru 
Список используемой литературы

1. «Федеральные округа  России: важный шаг в укреплении  государства» - Кистанов В.В. - М.: Экономика, 2000г.

3. «Территориальная структура  народного хозяйства СССР в  период НТР» - уч. пособ. - М., 1989г.

5. «Региональное прогнозирование  и региональное развитие России» - Матрусов Н.Д. - М., 1995.

6. Указ Президента Российской  Федерации от 13 мая 2000г.. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» - Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 20.

7. Указ Президента Российской  Федерации от 6 июня 1994г. № 1140 «О Российской  Академии государственной службы» - Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 24.

8. «Комментарии к Конституции  РФ» - Мирошникова В.Н. - М., 2004г.

9. «Конституция Российской  Федерации с комментариями Конституционного  Суда РФ» - Инфра-М., 2001г.

Экономическая география России: Учебник / Под ред. Т.Г.Морозова, М.П.Победина, С.С.Шишков.- М.: ЮНИТИ, 2005.

 Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред.проф. Т.Г.Морозовой – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТА, 2005.

 Федеральные округа  в российской федерации: состояние и тенденции развития К.В. Черкасов 2009 г. (автоматизированная система КонсультантПлюс).

 


 



Информация о работе Пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования