Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 20:50, дипломная работа
В данной работе исследуется развитие банковской системы в современной экономике. Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов посвященных экономической тематике, данных Национального банка и Статистического Агентства РК. Актуальность заданной тем обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующими снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане.
Введение………………………………………………………………...……….. 7
1 История развития банковской системы РК……….………………………….….8
1.1 Банковская система в годы приобретения независимости и становление центрального банк. Банковская реформа в Казахстане с 1991 г …………….......8
1.2 Программа реформирования банковской системы Казахстана на 1995г. ....16
2 Современное состояние банковской системы Республики Казахстан …...…..32
2.1 Образование валютного рынка, валютное регулирование и валютный контроль……………………………………………………………………………..32
2.2 Операции с государственными ценными бумагами ……...…………………44
2.3 Платежная система……………………………………………………….…….51
3 Перспективы развития банковской системы в Республике Казахстан...…….53
3.1 Основные направления деятельности Национального Банка Республики Казахстан на 2011-2012 годы………………………………………………...……53
3.2 Определение, задачи и функции национального банка РК. Структура управления………………………………………………………………………….61
3.3 Экономика и национальный банк Республики Казахстан. Банкнотная фабрика НБК. Представительство НБРК в России………………………………74
Заключение …………………………………………………………………….87
Список использованной литературы ……………………………….90
Высокие темпы экономического роста и увеличение притока валюты приведет к значительному росту международных резервов Национального Банка Республики Казахстан - их превышение по сценарию высоких цен от базового варианта составит от 1,5 в 2010 году до 3 раз в 2011-2012 годах. Несмотря на увеличение объема операции Национального Банка Республики Казахстан стерилизации избыточной ликвидности по сравнению с базовым вариантом почти в два раза (в 2012 году объем стерилизации может составить более 1100 млрд. тенге), предложение денег в экономике увеличится, что приведет к более высоким темпам роста денежных агрегатов.
В этих условиях, несмотря на усилия Национального Банка Республики Казахстан инфляция в среднем за год превысит пределы, установленные Среднесрочным планом социально-экономического развития страны на 2010-2 012 годы.
Для поддержания основных официальных ставок слабо положительными в реальном выражении, а также в целях сигнализирования субъектам рынка об ужесточении денежно-кредитной политики Национальный Банк Республики Казахстан будет повышать официальную ставку рефинансирования в 2010 году с постепенным снижением ее при снижении инфляции и инфляционных ожиданий в последующие годы.
Для достижения цели по инфляции Национальный Банк Республики Казахстан будет проводить операции по изъятию избыточной ликвидности, основными из которых останутся, по-прежнему, выпуск краткосрочных нот и привлечение депозитов банков, а также использовать механизм минимальных резервных требований.
При сценарии низких цен было допущено предположение о снижении мировых цен на нефть до 30 долларов за баррель в 2010 году, 24 долларов в 2011 году и 19 долларов в 2012 году.
Предполагается, что мировые процентные ставки заметно вырастут уже в 2010 году до 4,5-5,0%, а к концу 2012 года достигнут уровня 5,5-6,0%. Нетто-приток внешних заимствовании банков при этом будет иметь тенденцию к снижению более чем в 2,3 раза к концу 2012 года по сравнению с базовым вариантом вследствие удорожания ресурсов.
Международные резервы Национального Банка Республики Казахстан будут увеличиваться незначительно по сравнению с базовым вариантом. Предполагается, что ежегодный темп роста экономики за рассматриваемый период замедлится и будет ниже, чем по базовому варианту. Объем операций Национального Банка Республики Казахстан по стерилизации избыточной ликвидности в среднем за год может составить около 560 млрд. тенге.
В этих условиях основной целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции в пределах, определенных в Среднесрочном плане социально-экономического развития страны на 2010-2012 годы.
Для достижения данной цели Национальный Банк Республики Казахстан будет регулировать свои основные ставки, использовать механизм минимальных резервных требований и проводить операции денежно-кредитной политики.
Из рассмотренных вариантов базовый вариант признается Национальным Банком Республики Казахстан как наиболее реалистичным.
Таким образом, ожидается, что, скорее всего, в ближайшей перспективе будет продолжать оставаться актуальной задача по ограничению ликвидности банковской системы.
Для снижения остроты проблемы избыточной ликвидности и более гибкого регулирования ликвидности банков будут внесены соответствующие изменения в механизм формирования минимальных резервных требований. В этих целях Национальным Банком Республики Казахстан будут рассмотрены различные варианты определения структуры обязательств банков, по которым они должны соблюдать норматив минимальных резервных требований, а также порядок их выполнения и будет выбран наиболее оптимальный вариант для проведения эффективной денежно-кредитной политики.
Несмотря на предусмотренные меры по ограничению ликвидности в предстоящие три года годовые приросты денежных агрегатов будут обеспечивать сохранение существующих темпов экономического роста.
Высокие темпы развития экономики и рост монетизации не бул. представлять угрозу усиления инфляционных процессов, так как ожидается, что в 2010-2012 годы производительность труда будет расти более высокими темпами, чем реальная заработная плата. Это превышение будет обеспечиваться в основном за счет промышленного сектора, где начался процесс накопления капитала для реинвестирования в организацию выпуска новых видов продукции. В случае отставания экономического роста от темпов роста заработной платы возросший потребительский спрос может привести к некоторому повышению инфляции.
Ужесточение денежно-кредитной политики предполагает изменение направления влияния официальных ставок Национального Банка Республики Казахстан на рыночные ставки по кредитам. Если в предыдущие годы меры Национального Банка Республики Казахстан были направлены на решение задачи по активизации деятельности банков по кредитованию экономики, в том числе и по снижению ставок, то в условиях необходимости недопущения «перегрева экономики» вопрос снижения ставок уже не ставится как самоцель.
Уровень ставок в экономике должен формироваться на рыночной основе адекватно тем рискам и факторам, которые складываются исходя из реальной ситуации. При этом должна быть пересмотрена практика установления предельных ставок вознаграждения по вновь привлекаемым вкладам (депозитам) физических лиц, возврат которых гарантируется Фондом гарантирования (страхования) вкладов физических лиц.
Накопительные пенсионные фонды, активы которых неуклонно растут, в условиях нехватки долгосрочных инструментов для инвестирования, вкладывают значительную часть активов в краткосрочные ноты Национального Банка Республики Казахстан, снижая тем самым влияние денежно-кредитной политики на банковскую ликвидность. Поэтому Национальный Банк Республики Казахстан намерен изучить методологические аспекты учета пенсионных активов в обзоре финансового сектора и их влияние на денежно-кредитную политику для принятия соответствующих мер.
Для повышения эффективности процесса принимаемых решений Национальным Банком Республики Казахстан будет создан консультацией -совещательный орган по денежно-кредитной политике с участием представителей Национального Банка Республики Казахстан и заинтересованных государственных органов, Парламента, научных кругов, а также финансового и реального секторов экономики. Предполагается, что этот орган будет готовить рекомендации Правлению Национального Банка Республики Казахстан по наиболее важным вопросам денежно-кредитной политики.
Для усиления регулирующих свойств официальной ставки рефинансирования, Национальный Банк Республики Казахстан планирует внедрить в практику периодический (ежеквартальный) пересмотр и установление официальной ставки рефинансирования. Опыт центральных банков развитых стран показывает целесообразность такой практики. Национальный Банк Республики Казахстан, периодически пересматривая официальную ставку рефинансирования в зависимости от общего состояв денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий, тем самым дает финансовому рынку актуализированные ориентации по ожидаемым тенденциям в финансовой сфере. Для усиления понимания общественностью намерений и оценок Национального Банка Республики Казахстан каждый пересмотр официальной ставки рефинансирования будет сопровождаться соответствующим пояснением принятых решений на пресс-конференциях и или в пресс-релизах.
Кроме того, Национальный Банк Республики Казахстан будет фокусировать свои усилия на согласовании ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики и повышению регулирующей роли краткосрочных ставок. С целью повышения точности прогнозов по инфляции Национальный Банк Республики Казахстан продолжит работы по разработке модели трансмиссионного механизма. Будут расширяться операции открытого рынка, приняты меры по увеличению собственного портфеля ценных бумаг и развитию новых финансовых инструментов.
В условиях сохраняющегося избытка ликвидности задача по регулированию инфляции увеличивает расходы Национального Банка Республики Казахстан на проведение ее стерилизации. Поэтому требуется усиление совместных действий Национального Банка Республики Казахстан и Министерства финансов Республики Казахстан в области выпуска государственных ценных бумаг.
В области валютной политики Национальный Банк Республики Казахстан намерен сохранить режим плавающего обменного курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора.
На валютном рынке Национальный Банк Республики Казахстан намерен занимать так называемую «пассивную позицию», которая подразумевает сокращение присутствия Национального Банка Республики Казахстан на валютном рынке. Действия Национального Банка Республики Казахстан будут направлены только на ослабление последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса.
Колебания курса будут обуславливаться соотношением спроса и предложения денег. В условиях высокой волютаризации мировых валют ситуация на валютном рынке во многом может определяться ситуацией на мировом рынке.
В области валютного регулирования и валютного контроля будет продолжена политика, направленная на дальнейшую либерализацию валютного режима в Казахстане. В настоящее время в Мажилисе Парламента Республики Казахстан находится на рассмотрении проект нового Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле». Данный законопроект разработан в целях создания эффективной базы для поэтапного перехода на принципы полной конвертируемости национальной валюты. В настоящее время в соответствии с концепцией нового законопроекта Национальный Банк Республики Казахстан начинает подготовку проектов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения валютных операций, вопросы лицензирования, регистрации валютных операций, уведомления о валютных операциях и процедур экспортно-импортного валютного контроля.
Предполагается, что с 1 января 2012 года будет полностью отменено лицензирование валютных операций, а также будет установлено требование репатриации валютной выручки в зависимости от сроков, определенных во внешнеторговых контрактах, что значительно упростит порядок осуществления валютных операций и сократит издержки участников внешнеэкономической деятельности на выполнение требований валютного законодательства.
Ожидается сокращение административного вмешательства государства в принятие частным сектором инвестиционных решений и создание условий для более активной экспансии казахстанского капитала на зарубежные рынки.
Одним из обязательных условий полной либерализации валютного режима является наличие системы, ограничивающей и отслеживающей операции, которые имеют признаки их нелегитимности. В настоящий момент на рассмотрении Правительства Республики Казахстан находится законопроект, включающий комплекс мер по построению системы противодействия легализации (отмыванию) денег, полученных незаконным путем. Он предусматривает построение эффективной системы по борьбе с отмыванием денег с участием и с учетом интересов всех заинтересованных сторон, в том числе и банков, поскольку их информационные потоки являются фундаментом создаваемой системы.
В целях своевременного принятия мер по профилактике «перегрева экономики» Национальный Банк Республики Казахстан будет отслеживать ситуацию по притоку иностранной валюты в страну и в случае необходимости рассмотрит возможность принятия мер по снижению возникающих рисков.
3.2 Определение, задачи и функции национального банка РК. Структура управления
Национальный банк Республики Казахстан это (каз. Қазақстан Ұлттық Банкі) — Народный банк Казахстана. Содержание Правовой статус и функции банка определены в законах «О национальном банке Республики Казахстан» и «О банках в Республике Казахстан». В соответствии с законом «О национальном банке Республики Казахстан» отмечена независимость национального банка от распорядительных и исполнительных органов власти, его подотчетности только Верховному Совету и президенту Республики Казахстан, там же указано что национальный банк Республики Казахстан является Народным банком Казахстана и представляет собой верхний уровень банковской системы Республики Казахстан».
Национальный банк Республики Казахстан
(национальный банк Казахстана) является
центробанком Республики Казахстан, представляет
собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан, подотчетен президенту Республи
Национальный банк Республики Казахстан
(национальный банк Казахстана) является
центробанком Республики Казахстан, представляет
собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан, подотчетен президенту Республи
Национальный банк Казахстана
координирует свою деятельность с Правительством
Республики Казахстан и проводит с ним
регулярные консультации. Он также учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует
ее реализации, если это не противоречит
выполнению его основных функций и осуществлению
денежно-кредитной и валютной политики. Правительство не несет ответственности
по обязательствам национального банка
Казахстана, так же как и национальный
банк Казахстана не несет ответственности
по обязательствам Правительства, за исключением
случаев, когда он принимает на себя такую
ответственность. Органы представительной
и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность
национального банка Казахстана и его
структурных подразделений по реализации
его законодательно закрепленных полномочий
Национальный банк Казахстана на основании
и во исполнение законов Республики Казахстан
по вопросам, отнесенным к его компетенции,
издает нормативные акты, обязательные
для исполнения всеми банками, небанковскими
финансовыми организациями, осуществляющими
отдельные виды банковских операций на
основании лицензий, выданных национальным банком
Казахстана, (далее банки) и их клиентами,
а также другими юридическими и физ. лицами на территории Республики Казахстан.
Нормативные акты национального банка
Казахстана публикуются в официальных
изданиях "Казахстан Улттык Банкiнiн
Хабаршысы" - "Вестнике национального
банка Республики Казахстан” на казахском
и русском языках.
Национальный банк Казахстана имеет печать
с изображением Государственного герба
Республики Казахстан и со своим наименованием.
Структурные подразделения национального
банка Казахстана, имеющие статус юр. лица, имеют свою печать.
Национальный банк Казахстана имеет собственную
эмблему. Центральный аппарат национального
банка Казахстана располагается в г.Алматы.
Официальные обменные курсы KZT против 29 ключевых
валют и СДР устанавливаются национальным
банком Казахстана ежедневно. Официальный
курс тенге к американскому
доллару определяется на основе средневзвешенного
биржевого курса тенге кдоллару Соединенных
Штатов, сложившегося на утренней (основной)
сессии [к 11.00 алматинского времени (GMT+6)]
Казахстанской рынка
акций за предыдущий рабочий день.
Курс тенге к остальным валютам рассчитан через кросс-курсы,
сложившиеся по состоянию на 15-00 алматинского
времени предыдущего рабочего дня. Официальные
обменные курсы устанавливаются без обязательств
национального банка покупать или продавать
иностраннуювалюту по данным ку
Информация о работе Развитие банковской системы Республики Казахстан