Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 20:50, дипломная работа
В данной работе исследуется развитие банковской системы в современной экономике. Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов посвященных экономической тематике, данных Национального банка и Статистического Агентства РК. Актуальность заданной тем обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующими снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане.
Введение………………………………………………………………...……….. 7
1 История развития банковской системы РК……….………………………….….8
1.1 Банковская система в годы приобретения независимости и становление центрального банк. Банковская реформа в Казахстане с 1991 г …………….......8
1.2 Программа реформирования банковской системы Казахстана на 1995г. ....16
2 Современное состояние банковской системы Республики Казахстан …...…..32
2.1 Образование валютного рынка, валютное регулирование и валютный контроль……………………………………………………………………………..32
2.2 Операции с государственными ценными бумагами ……...…………………44
2.3 Платежная система……………………………………………………….…….51
3 Перспективы развития банковской системы в Республике Казахстан...…….53
3.1 Основные направления деятельности Национального Банка Республики Казахстан на 2011-2012 годы………………………………………………...……53
3.2 Определение, задачи и функции национального банка РК. Структура управления………………………………………………………………………….61
3.3 Экономика и национальный банк Республики Казахстан. Банкнотная фабрика НБК. Представительство НБРК в России………………………………74
Заключение …………………………………………………………………….87
Список использованной литературы ……………………………….90
3.3 Экономика и национальный банк Республики Казахстан. Банкнотная фабрика НБК. Представительство НБРК в России
Прошло полтора десятилетия с тех пор, как в Казахстане Указом Главы государства Н. А. Назарбаева от 15 ноября 1993 г. была введена национальная валюта – тенге.
События тех лет заставили Казахстан покинуть рублевую зону, хотя по большому счету многие надеялись сохранить привычный советский рубль как некий символ, объединяющий людей на постсоветском пространстве.
После обретения суверенитета Казахст
На начальном этапе независимости Казахстан вступил в сложнейший период трансформации, затронувший буквально все стороны жизнедеятельности государства. Речь шла о создании эффективной системы государственного управления, обеспечении общественно-политической стабильности, проведении болезненных реформ в социальной сфере и финансово-кредитной системе.
Экономический спад в
стране в период 1991 – 1995 гг., можно сказать,
превзошел самую драматическую в мировой
истории Великую депрессию.
Мягкая денежно-кредитная политика плюс
либерализация цен, при которой появилось
стремление к повышению цен до уровня
мировых, привели к гиперинфляции, которая
в 1992 г. превысила 2500%. В условиях высокой инфляции, несбалансированности доходов и
Деятельность вновь созданных в тот период коммерческих банков осуществлялась практически стихийно при полном отсутствии правового поля, должного надзора и контроля со стороны каких-либо специально созданных для этой цели органов надзора.
Силы, средства, уровень квалификации сотрудников центробанка Республики Казахстан, впервые столкнувшихся с новыми сложнейшими проблемами преодоления инфляции, освоением новых форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики в условиях рынка и осуществлением надзора за деятельностью коммерческих банков, были недостаточны для того, чтобы обеспечить здоровое функционирование финансово-кредитной системы республики.
В Казахстане необходимо было практически с нуля создавать новую жизнеспособную модель банковской системы, отвечающую требованиям рыночной экономики, центральным звеном которой явился национальный банк Республики Казахстан. Важнейшей функцией центробанка стало обеспечение стабильности, надежности, основательности банковской системы государства.
Становление Казахстана как суверенного государства, интеграция республики в международную экономику, анализ и учет международного опыта экономических реформ способствовали тому, что на X сессии Верховного Совета Республики Казахстан, проходившей в апреле 1993 г., был принят пакет основополагающих законов, посвященных банковской системе и валютному регулированию в стране.
Ранее действовавший единый закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР» (от 07.12.1990) уже не отвечал новым экономико-политическим условиям, являлся слишком общим, не разграничивал функций центробанка и коммерческих банков, не определял их правового статуса, что в конечном счете нередко приводило к нарушениям действующего законодательства. При этом функции и задачи Госбанка республики определялись его правовым статусом «республиканской конторы Госбанка СССР», которая фактически не была наделена достаточными правами по контролю и надзору за деятельностью вновь создаваемых коммерческих банков и принятию к ним в необходимых случаях определенных мер воздействия. Эти и многие другие причины (недостаточная защищенность вкладчиков, определение новых функций национального банка и коммерческих банков в области валютного регулирования и др.) послужили основанием для принятия трех новых законов «О национальном банке Республики Казах стан» (13.04.1993), «О банках в Республике Казахстан» (14.04.1993), «О валютном регулировании» (14.04.1993).
Что принципиально отличало новое банковское законодательство от прежнего? Новый закон о национальном банке расширил и конкретизировал функции и задачи центробанка республики. Впервые законодательно был закреплен единственный собственник уставного капитала национального банка в лице Верховного Совета Республики Казахстан, определены фонды национального банка, порядок формирования и распределения прибыли. Не менее важным инновацией в законе явилось закрепление двух уровней структуры управления национальным банком. Первый уровень – Правление, состоящее в отличие от прежнего из пяти представителей от национального банка и четырех представителей от Президентского совета, Верховного Совета, министерства финансов и Минэкономики.
По мнению законодателей Республики Казахстан, такой коалиционный состав верхнего уровня управления национальным банком был продиктован глобальностью решаемых им задач, стремлением сделать руководство центробанком республики наиболее компетентным и всеобъемлющим. Правление должно было принимать решения по вопросам, касающимся всей кредитной системы республики.
Второй уровень управления – Совет директоров (директорат), состоящий из директоров департаментов, назначаемый Правлением для решения оперативных задач национального банка.
Если же проследить эволюцию центральных банков на примере ведущих развитых стран мира, то можно отметить несколько основных тенденций.
Во-первых, велико влияние политической структуры общества, его политических традиций на положение, которое занимает центрбанк в данном обществе. К примеру, очень сильны позиции центробанка в проведении денежной политики в США, Республики Германии и Нидерландах. Центральные банки в этих странах имеют собственные задачи в денежной политике и автономность при принятии решений.
Во-вторых, независимые центральные банки движутся в своем развитии от положения центробанка как «государства в государстве» к тесной координационной связи в проведении денежно-кредитной политики между правительством, мин фином и центробанком. Причем от того, насколько успешно будет реализовываться система координации действий, зависят оперативность и эффективность не только денежной, но и экономической политики в целом (сюда относятся система консультаций, рекомендаций, слушаний, отчетность и, наконец, взаимодействие работников аппарата).
В-третьих, противоречивость и сложность процесса достижения центробанком оптимального положения в экономике заключается в том, что, с одной стороны, он должен добиваться особого статуса для разработки и внедрения экономических решений, реального права голоса (особенно в вопросах ценовой стабильности, обслуживания госдолга, бюджетного дефицита), с другой стороны, центрбанк не может действовать в отрыве от политических и экономических решений правительства.
И надо отдать должное Народному банку Казахстана, который все эти годы достойно справлялся с этой задачей, что во многом объясняется высочайшим профессионализмом тех, кто возглавлял этот ключевой орган рыночной экономики в первые годы становления независимости Казахстана. Это – Даулет Сембаев, Галым Байназаров, Бисенгали Таджияков (бессменный первый заместитель национального банка Республики Казахстан), Ураз Джандосов, Григорий Марченко, а также те, кто продолжает активно реформировать и совершенствовать методы денежно-кредитного и валютного регулирования экономики в сложнейших современных условиях мирового финансового кризиса с целью стабильного и динамичного развития национальной экономики, – Анвар Сайденов,Елена Бахмутова и их команда. Эти люди, безусловно, войдут в историю создания и развития денежно-кредитной системыРеспублики Казахстан.
15 ноября не только день
В мировой экономической теории существует несколько моделей, объясняющих взаимосвязь между развитием банков и промышленности. Первая модель предполагает, что развитие банков идет вслед за развитием промышленности. Классический пример такого развития дает Британия ХVII – ХIХ вв. Другая модель исходит из опережающего развития банковской системы, которая стимулирует развитие индекса пром производства. Эта модель воплотилась в истории развития банковской системы Германии, Франции, Российской Федерации и отчасти США.
На наш взгляд, такая модель развития характерна и для Казахстана. Банки Казахстана сыграли значительную роль в быстром экономическом подъеме страны. В немалой степени это объясняется и тем, что Глава государства всегда оказывал мощную поддержку развитию банковской системы страны.
В Казахстане сложилась эффективная модель банковского сектора, синтезирующая мировой и отечественный опыт денежно-кредитного регулирования экономики. Ее концептуальные признаки органически включают в себя атрибуты универсальности и уникальности. Она выполняет функции мобилизации национальных сбережений и их инвестирования в реальный сектор экономики республики, способствуя ее динамичному росту и модернизации.
Экономика Казахстана в значительной
мере уже интегрирована в мировую экономическую
систему и вследствие этого подвержена
влиянию глобальных тенденций. Произошедший
в 2007 – 2008 гг. Кризис ликвидности на
внешних рынках капитала негати
Жизнь показала правомерность и эффективность превентивных мер, принятых по поручению Главы государства Правительством Республики Казахстан, национальным банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), по минимизации влияния рисков, которые исходят сегодня со стороны мировых финансовых рынков.
Государство на начальном этапе глобального финансового кризиса во второй половине 2007-го и в начале 2008 г. оказало помощь трем наиболее нуждающимся в ней отраслям. В первую очередь – строительной индустрии для решения проблемы дольщиков. На нужды долевого строительства было выделено около 175 млрд. тенге (1,45 млрд. дол.), в том числе через коммерческие банки – 95 млрд. тенге (0,8 млрд. дол.), что позволило стабилизировать не только строительный сектор, но и банковскую систему. В результате ни один банк не допустил дефолта ни по внутренним, ни по внешним обязательствам. Активы кредитных организаций с начала года увеличились на 4,3%, а собственный капитал – на 11,4%.
Вторым сектором экономики, получившим мощную поддержку, стал агропромышленный комплекс. В 2008 г. на развитие АПК направлено 134,4 млрд. тенге (1,1 млрд. дол.), что на 73% больше, чем в 2007 г. В регионах сформированы стабилизационные фонды по товарам первой необходимости (зерно, мясо, сухое молоко, растительное масло, сахар, рис). С учетом того, что ключевым фактором удорожания сельхоз-продукции выступает рост цен на горюче-смазочные материалы, введен запрет на вывоз основных видов нефтепродуктов за пределы республики до 1 января 2009 г. С октября 2008 г. повышены таможенные налоги для плательщиков рентного налога на экспортируемую сырую нефть и газоконденсат с 27,43 до 121,32 долл. за тонну (в настоящее время снижены до 95 дол. за тонну). Кроме того, увеличена государственная доля в уставном капитале всех действующих в Казахстане заводов по переработке нефти. Принятые меры будут стимулировать переработку сырьевых ресурсов в стране.
Обеспечение продовольственной безопасности в долгосрочной перспективе должно опираться на соответствующую законодательную базу, поэтому необходимо принять законы по вопросам регулирования зернового рынка и субсидирования отдельных направлений АПК.
Третьим сектором, получившим государственную поддержку, явился малый и средний бизнес. Во-первых, ему была оказана финансовая помощь в размере 155 млрд тенге (1,3 млрд. долл.). Во-вторых, реализован ряд мер по сокращению административных барьеров и улучшению бизнесклимата. В частности, внедрены три программы кредитования. Сокращены сроки оформления документов для строительства. Отменена обязательная сертификация всех видов услуг. Полностью снята плата с субъектов мелкого бизнеса за подключение к электросетям. Упрощены правила доступа бизнесменов на территории специальных (свободных) экономических зон. Тем не менее в связи с кризисными явлениями и удорожанием кредитных ресурсов деловая активность малого и среднего бизнеса в первом полугодии 2008 г. заметно снизилась.
В этой связи Правительством Республики Казахстан подготовлен пакет законопроектов, направленных на решение проблемы в этой сфере. В Мажилис Парламента внесен законопроект, предполагающий оптимизацию процедуры контроля и прохождения товаров и транспортных средств через таможенную границу страны. Разработаны законопроекты, совершенствующие процедуры создания и деятельности центров поддержки малого предпринимательства и бизнес-инкубаторов, а также поправки в законы «О микрокредитных организациях» и «О кредитных товариществах», которые расширят их возможности, улучшат условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов, снизят барьеры в кредитовании субъектов мелкого бизнеса. Начата работа над новой редакцией Таможенного кодекса, нацеленного на дальнейшее упрощение таможенных процедур.
Информация о работе Развитие банковской системы Республики Казахстан