Развитие безработицы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 20:31, реферат

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение современных концепций регулирования занятости и безработицы в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Рассмотреть занятость и безработицу как предмет научного исследования;
2 Провести анализ структуры занятости и безработицы в Республике Беларусь;

Содержание

Введение
1. Занятость и безработица как предмет научного исследования
2 Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в Республике Беларусь
3 Предмет и методы государственного регулирования занятости населения в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие безработицы в Республике Беларусь.docx

— 909.20 Кб (Скачать файл)

 

 В 2002 г. Беларусь по  индексу развития человеческого  потенциала (0,790) занимала 62-е место  среди 177 стран и относилась к  группе государств со средним  уровнем человеческого развития, опередив все страны СНГ, кроме  России (Российская Федерация занимает 57-е место, Украина - 70-е, Казахстан - 78-е, Армения - 82-е, а Таджикистан - только 116-е место).

 

 По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала  в национальном богатстве Беларуси  составляет более 55 %, что выше, чем  в какой-либо другой стране  СНГ (таблица 2.2).[5]

 

 

Таблица 2.2 – Экспериментальные оценки человеческого капитала стран СНГ на начало ХХI века Страна Потенциальный человеческий капитал Удельный вес человеческого капитала в национальном богатстве

Всего, трлн дол. США На душу населения, тыс. дол. США 

 

 

Страны СНГ-всего 39,9 142,2 

 

Азербайджан 0,6 70,0 42,2

Армения 0,2 58,0 54,3

Беларусь 1,8 181,6 55,4

Грузия 0,3 58,8 52,2

Казахстан 1,5 100,7 35,4

Киргизия 0,2 50,0 45,9

Молдова 0,2 53,5 51,4

Россия 28,7 197,1 50,9

Таджикистан 0,2 26,8 53,7

Туркмения 0,3 55,0 10,2

Узбекистан 1,4 58,6 50,1

Украина 4,5 91,8 53,1

 

 

 

 Для характеристики  трудового потенциала страны  важное значение имеет структура  занятости населения, его распределение  по отраслям национальной экономики  и видам деятельности. Сводным  источником информации о среднегодовой  численности занятых в экономике  и ее отраслях являются балансы  трудовых ресурсов, ежегодно составляемые  по областям, Минску и стране  в целом. Численность занятых  в экономике Беларуси уменьшилась  с 5150,8 тыс. чел. в 1990 г. до 4305 тыс. чел. в 2004 г. Произошли существенные изменения  в структуре занятости (рисунок 2.2)

Рисунок 2.2 – Распределение численности занятого населения по отраслям экономики

 

 

 Доля занятых в сельском  хозяйстве, строительстве, промышленности, транспорте, науке уменьшилась, а  удельньй вес работающих в  лесном хозяйстве, связи, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве  и отраслях сферы обслуживания  увеличился.[5] 3а время развития  Республики Беларусь как суверенного  государства изменилось распределение  численности населения, занятого  на предприятиях, в учреждениях  и организациях различных форм  собственности (таблица 2.3).

 

 

 Таблица 2.3 – Распределение  численности занятого населения  по формам собственности, % 

1995 

2000 

2001 

2002 

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

 

Всего занято в экономике 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

в том числе по формам собственности: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

государственная 59,8 57,2 57,2 55,1 52,9 52,4 51,7 51,2 50,5 50,7

частная 40,1 42,4 42,2 44,0 46,1 46,4 47,0 47,4 48,0 47,7

смешанная с иностранным участием 0,5 1,4 1,6 1,8 2,2 2,5 2,6 2,7 2,9 3,2

иностранная 0,1 0,4 0,6 0,9 1,0 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6

 

 

 Удельный вес занятых  в государственном секторе экономики  сократился с 58,8 % в 1995 г. до 50 % в 2008 г., а в частном секторе увеличился  с 40,1 до 47,7 %. На территории Беларуси  появились иностранные и совместные  предприятия, количество занятых  на которых постоянно возрастает.

 

 Важным показателем  оценки трудового потенциала  является уровень образования  населения, в том числе занятого  в экономике. Республика Беларусь  относится к государствам с  высоким уровнем образования  населения удельный вес работников  с высшим и средним специальным  образованием в нашей стране  увеличился с 36,4% в 1995г. до 43,9% в 2003г. В целом следует отметить, что  высокий общеобразовательный уровень  населения и сложившаяся эффективная  система подготовки квалифицированных  кадров являются одним из важнейших  конкурентных преимуществ Республики  Беларусь. Для максимального использования  этого преимущества необходимо  улучшать демографическую ситуацию, совершенствовать структуру занятости  населения, повышать производительность  труда.

 

безработица занятость беларусь

 

Предмет и методы государственного регулирования занятости населения в Республике Беларусь

 

 

 Сложность и противоречивость  проблемы безработицы подчеркивают  особую важность государственной  политики занятости.

 

 В отношении безработицы  государство располагает тремя  видами политики: социальной, макроэкономической  и в сфере занятости. Функция  социальной политики состоит  в оказании помощи безработным  с целью поддержания их жизненного  уровня. Макроэкономическая политика  предполагает использование денежно–кредитных  и бюджетно-налоговых мер для  сокращения безработицы. Политика  в сфере занятости направлена  на создание новых рабочих  мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и  т.д.

 

 Все методы и меры, с помощью которых государство  воздействует на занятость и  безработицу, можно разделить на  две группы: активные и пассивные.

 

 Активные меры по  сокращению безработицы нацелены  на создание дополнительных рабочих  мест. К числу активных мер  относятся:

 

 кейнсианская макроэкономическая  политика, направленная на стимулирование  совокупного спроса за счет  средств госбюджета;

 

 организационные законодательные  и финансовые меры государства, которые включают организацию  системы образования и производственно–технического  обучения кадров на базе служб  по трудоустройству; регулирование  отраслевой и региональной мобильности  кадров; расширение производства  товаров и услуг за счет  роста государственных субсидий; осуществление программ общественных  работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных  работах; создание рабочих мест  для молодежи; субсидии по занятости  лиц, нуждающихся в социальной  защите; инвестирование наиболее  перспективных или трудоемких  отраслей; меры по сокращению  предложения на рынке труда; стимулирование  самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого  и среднего бизнеса.

 

 Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

 

 политика занятости  – также отражает тяготы, деформации  и проблемы переходного периода. Главная из них – безработица.

 

 При этом под политикой  занятости понимается система  принципов и мер, направленных  на обеспечение и содействие  рациональной, свободно избираемой  занятости населения. А занятостью  считается такая деятельность  граждан, которая не противоречит  законам страны, направлена на  удовлетворение потребностей личности  или общества и приносит ее  субъекту заработок (доход).

 

 Политика занятости  опирается на определенную систему  принципов. В Республике Беларусь  таковыми согласно Закону о  занятости признаны:

 

 обеспечение равных  возможностей в трудоустройстве  всем трудоспособным гражданам  Республики Беларусь;

 

 обеспечение мер, направленных  на предотвращение безработицы;

 

 предоставление социальных  гарантий и компенсаций безработным;

 

 содействие и поощрение  граждан в развитии их способностей  к производительному и творческому  труду;

 

 принятие мер содействия  в трудоустройстве граждан с  ограниченной трудоспособностью;

 

 участие профсоюзов  и союзов предпринимателей в  решении проблем занятости при  взаимодействии с государственными  органами;

 

 международное сотрудничество  в решении проблем занятости.

 

 Опираясь на выработанные  принципы, государство может использовать  два типа регулирующего воздействия  для реализации конкретной программы  в сфере занятости:

 

 пассивный;

 

 активный.

 

 Политика пассивного  типа регулирования занятости  ограничивается изысканием и  использованием средств «терапевтического»  или даже успокаивающего характера. Такая политика имеет две основные  формы реализации. Первая – социальное  страхование по случаю потери  работы, предусматривающее выплату  пособия по безработице, назначаемого  обычно с учетом прежнего заработка  и минимума заработной платы. Вторая – воспомоществование  – материальная помощь, применяемая  в отношении длительно безработных.

 

 Активный тип регулирования  занятости отличается тем, что  государство оказывает влияние  не на последствия происходящего, а на само явление – на  состояние рынка труда. При этом  могут использоваться два основных  метода воздействия.

 

 Первый метод – повышение  спроса на рабочую силу, что  осуществляется двумя основными  способами: 1) общеэкономическим; 2) созданием  нетипичной занятости.

 

 Общеэкономическими мерами  увеличения спроса на рабочую  силу служат:

 

 расширение свободы  работодателей в решении вопросов  занятости;

 

 льготное налогообложение  там, где нужно увеличить спрос  на рабочую силу;

 

 кредитные льготы тем  работодателям, которые повышают  спрос на рабочую силу;

 

 установление дотаций  при обеспечении занятости для  групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).

 

 Меры по созданию  нетрадиционной занятости включают  в себя:

 

 общественные работы;

 

 надомные работы;

 

 занятость по вызову  и др.

 

 Второй из методов, составляющих активный тип регулирования  занятости, представлен мерами по  сокращению предложения рабочей  силы на рынке труда. Эти меры  состоят в следующем:

 

 расширение государственных  и поддержка негосударственных  программ по подготовке кадров  как общеобразовательной, так и  профессиональной. При этом структура  подготовки кадров должна предопределяться  необходимой структурной перестройкой  экономики; подготовка кадров должна  вестись на самом высоком современном  уровне; все субъекты общества  должны иметь в системе подготовки  равные возможности, выделяться  могут лишь способности;

 

 повышение пособий  и сроков отпуска по уходу  за малолетними детьми как  средство оттока рабочей силы  с рынка труда;

 

 введение учебных и  творческих отпусков, что содействует  сокращению предложения рабочей  силы сегодня, но обеспечивает  более высокую ее продуктивность  завтра.

 

 Такие и другие меры  активной политики поддерживаются  со стороны МОТ (Конвенция № 142).

 

 В нынешних условиях  можно предложить лишь некоторые  меры, направленные на недопущение  массовой безработицы, снижение  напряженности на рынке труда  и достижение наиболее полной  сбалансированности спроса и  предложения рабочей силы, как  по объему, так и по структуре.

 

 Определяющее место  в формировании спроса на рабочую  силу занимает создание новых  рабочих мест. Опыт стран с  развитой рыночной экономикой  свидетельствует о целесообразности  регулирования государством создания  рабочих мест не столько путем  прямых инвестиций, сколько на  основе предоставления налоговых  и кредитных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места. Следует разработать и законодательно  предусмотреть такие нормы льгот. Дальнейшее совершенствование налоговой  системы в республике, в частности, снижение налогообложения, будет  способствовать увеличению накоплений  предприятий, которые могут быть  использованы на расширение производства  и создание рабочих мест. Кроме  того, государство должно стимулировать  создание и преобразование рабочих  мест в тех отраслях, продукция  которых является конкурентоспособной  на рынке товаров и услуг, а  также жизненно обеспечивающих  производствах. Кроме того, для повышения  качества рабочих мест необходимо  стимулировать предприятия к  модернизации рабочих мест с  точки зрения требований научно-технического  прогресса, условий труда, а также  к развитию инновационной деятельности  предприятий.

 

 В условиях обострение  ситуации на рынке труда особое  значение приобретает деятельность  по содействию самозанятости, предпринимательской  инициативы безработных, что позволяет  решать не только проблемы  безработицы, но и насыщать рынок  товарами и услугами. Однако высокий  уровень налогов, несовершенство  кредитно-денежной системы не  стимулируют незанятое население  к предпринимательству. Кроме того, в развитии негосударственного  сектора экономики не проявляют  особой заинтересованности и  местные органы власти.

 

 В качестве мер, стимулирующих  самозанятость, в дополнение к  существующим (выдача ссуд и субсидий), можно предложить гарантирование  службами занятости совместно  с фондом занятости кредитов, предоставляемых коммерческими  банками безработным для открытия  собственного дела. Заинтересованность  банков в таких кредитах может  поддерживаться при помощи налоговых  льгот.

Информация о работе Развитие безработицы в Республике Беларусь