Также целесообразно
установление льгот и по индивидуальному
налогу на доходы, полученные
этими гражданами от собственного
дела сроком на 1-2 года.
Кроме того, при центрах
занятости желательно расширить
в региональном разрезе обучение
безработных основам предпринимательства,
оказывая помощь в разработке
бизнес-планов, предоставляя консультации
специалистов по организации
собственного дела, юридическим
вопросам и законодательству, а
также налогообложения.
Еще одним из важнейших
направлений регулирования рынка
труда является подготовка и
переподготовка безработных. Оно
направлено на повышение конкурентоспособности
населения на рынке труда, расширение
возможностей трудоустройства и
развития самостоятельной занятости.
Для этого государственные органы
управления должны обеспечить
наиболее полное соответствие
между количеством и потребностями
экономики в квалифицированных
работниках. Обучение должно осуществляться
на высоком профессиональном
уровне и по профессиям, пользующимся
спросом и дающим возможность
окончившим обучение трудоустроиться.
В условиях реформирования
экономики система профессиональной
подготовки и переподготовки
безработных должны быть нацелена
на:
трудоустройство безработных
и сокращение сроков вынужденной
безработицы;
социальную защиту
безработных путем предоставления
образовательных услуг, направленных
на повышение профессиональной
мобильности и конкурентоспособности
рабочей силы;
обеспечение равных
возможностей занятости для различных
социальных групп населения и
безработных;
повышение эффективного
функционирования системы профессионального
обучения безработных, адекватного
потребностям рыночной экономики.
Одним из направлений
дальнейшего совершенствования
подготовки кадров должно стать
последовательное улучшение качества
обучения, постепенный переход от
отраслевого к территориальному
принципу подготовки и распределения
квалифицированных работников, прежде
всего в профессионально-технических
училищах. Необходимо также перейти
от узкоспециализированной подготовки
молодых рабочих к увеличению
профессий широкого производственного
профиля за счет интеграции
трудовых операций в пределах
смежных видов работ или слияния
родственных профессий. На базе
действующих ПТУ представляется
целесообразной организация курсов
ускоренной подготовки и переобучения
незанятого населения по краткосрочной
программе обучения, а также вечернего
обучения рабочих смежным профессиям.
Кроме того, необходимо организовать
совместно со службой занятости
на предприятиях, в организациях, где
намечается высвобождение работников,
их переобучение заблаговременно, например,
за 3 месяца до их увольнения, исходя из
потребностей рынка труда.
Организация оплачиваемых
общественных работ, является также
одним из направлений государственного
регулирования рынка труда. Они,
как правило, не требуют специальной,
профессиональной подготовки. Для
усиления заинтересованности незанятого
населения в общественных работах
необходимо, чтобы оплата труда
занятых в них осуществлялась
аналогично оплате труда на
государственных и частных предприятиях.
Кроме того, необходимо создать
централизованный банк оперативной
информации о вакансиях в работах,
заранее выявлять потребность
в общественных работах и определять
объемы и условия их проведения,
а также резервировать в местных
бюджетах средства для финансирования
общественных работ.
Заключение
Одной из основных
целей национальной экономики
является достижение высокого
уровня занятости населения. Под
занятостью следует понимать
такую деятельность граждан, которая
не противоречит законам страны,
направлена на удовлетворение
личных или общественных потребностей
и приносит ее субъекту заработок
или доход. Понятие «занятость
населения» можно также определить
как совокупность экономических
отношений, связанных с деятельностью
трудоспособного населения по
созданию общественного продукта.
Следует отметить, что к трудоспособному
населению относятся все, кто
по возрасту и по состоянию
здоровья способны работать.
Невозможность обеспечения
занятости трудоспособного населения
приводит к безработице, представляющей
собой социально–экономическое
явление, которое выражается в
том, что определенная часть трудоспособного
населения не может реализовать
свой трудовой потенциал. Безработица
– это особое состояние экономики,
когда часть трудоспособного
населения, желая трудиться, не имеет
работы и становится вынужденно
незанятой, избыточной. По определениям
МОТ к безработным относятся
лица, способные и желающие трудиться,
активно ищущие работу, но не
имеющие ее в данный момент.
На формирование численности
и половозрастной структуры населения
определенное влияние оказывает
миграция населения. Динамика численности
населения страны определяется
естественным и механическим
приростом (убылью) населения.
Удельный вес занятых
в государственном секторе экономики
сократился с 58,8 % в 1995 г. до 50 % в 2008 г.,
а в частном секторе увеличился
с 40,1 до 47,7 %. На территории Беларуси
появились иностранные и совместные
предприятия, количество занятых
на которых постоянно возрастает.
В отношении безработицы
государство располагает тремя
видами политики: социальной, макроэкономической
и в сфере занятости. Функция
социальной политики состоит
в оказании помощи безработным
с целью поддержания их жизненного
уровня. Макроэкономическая политика
предполагает использование денежно–кредитных
и бюджетно-налоговых мер для
сокращения безработицы. Политика
в сфере занятости направлена
на создание новых рабочих
мест, системы переподготовки кадров,
центров по трудоустройству и
т.д.
Все методы и меры,
с помощью которых государство
воздействует на занятость и
безработицу, можно разделить на
две группы: активные и пассивные.
В условиях обострение
ситуации на рынке труда особое
значение приобретает деятельность
по содействию самозанятости, предпринимательской
инициативы безработных, что позволяет
решать не только проблемы
безработицы, но и насыщать рынок
товарами и услугами. Однако высокий
уровень налогов, несовершенство
кредитно-денежной системы не
стимулируют незанятое население
к предпринимательству. Кроме того,
в развитии негосударственного
сектора экономики не проявляют
особой заинтересованности и
местные органы власти
Список использованных источников
Брасс, А. А. Менеджмент: основные
понятия, виды, функции: пособие для
подготовки к экзаменам / А. А. Брасс.
– Мн.: Современная школа, 2006.
Карташова, Л. В. Управление
человеческими ресурсами / П. В. Карташова.
– М.: ИНФРА-М, 2007.
Генкин, Б. М. Экономика
и социология труда / Б. М. Генкин.
– М.: НОРМА, 2007.
Фальцман, В. К., Давыдова,
Л. А. Основы управления предприятием.
М. «Инфра-М». 2000.-360с.
Министерство статистики
Республики Беларусь. Электронный
ресурс: belstat.gov/homep/ru/indicators/svodn_2000-2008.php
Национальная программа
демографической безопасности Республики
Беларусь на 2006-2010 годы
Концепция государственной
демографической политики
Базылев, Н.И., Гурко, С.П.,
Базылева, М.Н. Экономическая теория.
Учебник. – М.: Инфра – М, 2003.
Войтов, А.Г. Экономика: общий
курс (Фундаментальная теория экономики).
Учебник. 5-е изд. – М.: ИВЦ Маркетинг,
2001.
Ивашковский, С.Н. // Микроэкономика:
Учебник, 2-е изд., М.: Дело, 2001
И.М. Лемешевский. Микроэкономика.
Учебное пособие для вузов. –
Мн.: ФУАинформ, 2003.
Клюня, В.Л., Новикова, И.В.,
Зеленкевич, М.Л. и др. Экономическая
теория: Учебное пособие. – Мн.: ТетраСистемс,
2001г.
Экономическая теория:
Основы. Вводный курс / И.М. Лемешевский.
2-е изд., доп. и прераб. – Мн.: ФУАинформ,
2005.