Развитие идей маржинализма в трудах представителей австрийской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:51, реферат

Краткое описание

Маржинализм (от французского marginal — предельный), один из методологических принципов буржуазной политической экономии, основанный на использовании анализа предельных величин для исследования экономических законов и категорий.
Первые попытки введения маржинального анализа в экономическую теорию были сделаны в середине 19 века А. Курно (Франция), И. Тюненом и Г. Госсеном (Германия). Широкое распространение маржинализм получил в последней четверти 19 века в связи с интенсивными поисками буржуазной политической экономией новых форм и методов теоретического анализа. Маржинализм стал применяться представителями основных школ в буржуазной политической экономии того периода (Австрийская школа, Математическая школа). Всестороннее обоснование маржинализму было дано Дж. Б. Кларком.

Содержание

1 Введение. О теории маржинализма 4
2 Особенности австрийской школы маржинализма 7
3 Основатели австрийской школы маржинализма 11
4 Характеристика некоторых работ австрийских маржиналистов 15
4.1 К. Менгер. «Основания политической экономии» 16
4.2 Е. Бём-Баверк. "Основы теории ценности хозяйственных благ" 19
4.3 "Теория общественного хозяйства" Ф. фон Визера 23
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

КРистэкуч.docx

— 68.34 Кб (Скачать файл)

4.3 "Теория общественного хозяйства" Ф. фон Визера

 

     "Теория  общественного хозяйства" Ф.  фон Визера (1914) занимает в истории австрийской школы примерно такое же место, как "Основы политической экономии" Дж. С. Милля в истории английской классической политэкономии. Это "завершение системы", упорядочивание различных идей разных авторов, эклектическое стремление к компромиссам, максимальное расширение объекта исследования, иногда за счет меньшей глубины исследования (особенно по сравнению с менгеровскими "Основаниями").

     Обращает на себя внимание то, что все достижения Визера идут по линии приближения абстрактного менгеровского анализа к хозяйственной практике. Так, именно из этих соображений Визер решительно отвергает аддитивный способ определения суммарной полезности данного запаса благ, когда каждая единица его имеет различную предельную полезность, и отстаивает мультипликативный способ, когда предельная полезность просто умножается на количество однородных благ. Далее, обращает на себя внимание детальная проработка соотношения между собственной предельной полезностью продукта и издержками по его производству (понимаемые как наибольшая полезность других благ, которые могли быть произведены с помощью данных средств производства). Визер доказывает, что в большинстве случаев эти величины достаточно близки и взаимозаменяемы, однако бывают случаи, когда резкое изменение наличного запаса благ или потребности в них может привести к их резкому расхождению. В этих случаях ценность определяется не издержками, а собственной предельной полезностью блага.

     Следующим, и, пожалуй, наиболее существенным вкладом Визера в экономическую теорию австрийской школы является его решение проблемы распределения доходов. Для того чтобы разрешить эту проблему, Визер создает теорию вменения. Менгер пытается определить вклад каждого из средств производства в конечный доход с помощью мысленного эксперимента: он оценивал, как уменьшится доход вследствие утраты данного производительного блага, когда другим комплементарным благам будет найдено иное применение. Визер считает данный прием искусственным и нe соответствующим экономической практике (к тому же в этом случае суммарный доход, приходящийся на все факторы производства, будет меньше ценности продукта). Его решение, пожалуй, ближе к вальрасовскому: мы должны найти несколько родственных продуктов (т. е. производимых с помощью одних и тех же производительных благ), оцениваемых на рынке по предельной полезности, и построить систему уравнений ценности, в которой количество уравнений (продуктов) будет равняться количеству неизвестных факторов производства. Решая эту систему, наблюдатель теоретически (а производитель - практически) сможет определить сравнительную предельную производительность факторов производства.

     Большое внимание Визер уделяет также разделению производительных благ на общие и специфические и различным правилам вменения в каждом из этих случаев: специфическому производительному благу доход вменяется по остаточному принципу. Эта идея Визера получила дальнейшее развитие в современных теориях прав собственности, в которых понятие собственности на предприятие и, соответственно, права на остаточный доход связывается именно с правом распоряжаться специфическим средством производства.  

Заключение

 

     У историков-экономистов вошло в привычку обвинять маржиналистов в излишней абстрактности анализа, отвлеченности его от таких важнейших общественных институтов, как собственность, власть и т. д. Между тем представители австрийской школы безусловно проявляли большой интерес к историческим и социологическим проблемам.

     Самое уязвимое место в учении австрийской  школы – неувязка теории с хозяйственной  практикой. Акцент на субъективные характеристики в исследовании затмил, отодвинул на задний план объективные процессы. Поэтому эту школу нередко называют субъективно-психологической.

     Однако  у этой школы есть и положительные  моменты – это акцент на взаимосвязь  потребительского спроса с ценой  товара, развитие рыночных отношений в целом. Без изучения этих проблем невозможно решить проблемы ценообразования.[4] 

 

Список  литературы

 
  1. Абрамишвили Г.Г. Маржинализм. – Статья на Интернет-ресурсе: http://www.cultinfo.ru.
  2. Автономов В.С. Австрийская школа и ее представители. – Интернет-ресурс: http://ek-lit.narod.ru.
  3. Википедия. Свободная энциклопедия – http://ru.wikipedia.org.
  4. Сурин А.И. История экономики и экономических учений: Учебно-методическое пособие – М: Финансы и статистика, 2002. – 200 с.

Информация о работе Развитие идей маржинализма в трудах представителей австрийской школы