Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 06:25, реферат
Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. Поэтому Программа включает как меры антимонопольного регулирования и иные защитные меры, так и меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулы для занятия предпринимательской деятельностью.
Ограничением для развития конкуренции и успешной предпринимательской деятельности является неудовлетворительное состояние инфраструктуры предпринимательства, как физической (автомобильных и железных дорог, грузовой авиации, транзитных узлов, электрических сетей), так и финансовой (банковской системы и предлагаемых банками услуг, страховой системы, фондового рынка).
Относительно высокие темпы экономического роста, наблюдавшиеся в последнее время, привели к увеличению нагрузки на транспортную и энергетическую инфраструктуру.
2.1 Транспортная инфраструктура
Характеристики транспортной инфраструктуры – состояние и плотность сети, регулярность, скорость и стоимость перевозок – имеют ключевое значение для конкурентной среды. Транспортные проблемы ограничивают возможности для конкуренции и приводят к созданию изолированных рынков, сокращают возможности для расширения географии реализации товаров, прихода новых участников и приводят к установлению высокого уровня цен.
Низкая пропускная способность и плотность сети автомобильных дорог, дефицит железнодорожных вагонов, портовых мощностей, слабый уровень развития инфраструктуры и технического оборудования аэропортов требуют принятия радикальных мер по решению этих и иных проблем развития в сфере транспорта. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года предусматривает план развития транспортной инфраструктуры, порядок реализации которого должен учитывать необходимость развития конкуренции в отдельных отраслях.
2.2 Энергетическая инфраструктура
Уровень развития и условия подключения к энергетической инфраструктуре новых предприятий делают ее критически важным фактором развития конкуренции. Проблемы в этой сфере стали во многих регионах очевидными препятствиями экономического роста. Длительные процедуры, а также высокие цены на подключение к электрическим, газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения стали серьезным препятствием для ведения бизнеса. Достаточно отметить, что стоимость подключения к электросетям в крупных российских городах значительно превышает стоимость подключения к сетям в любой из развитых стран.
Проблемой также является несогласованность строительства новых объектов энергетической инфраструктуры по срокам, направлениям, техническим решениям и стоимости с планами развития объектов потребления. Данная несогласованность приводит к удорожанию подключения и, следовательно, инвестиционных проектов по развитию новых предприятий, снижая их конкурентоспособность.
Непропорционально высокая нагрузка финансирования строительства мощностей для новых потребителей (в виде платы за подключение) по сравнению с действующими потребителями (в виде инвестиционной составляющей в плате за передачу электроэнергии) ограничивает конкуренцию на товарных рынках.
Непрозрачность формирования инвестиционных программ по объектам, очередности их строительства, стоимости, а также закрытость информации об объеме свободных мощностей для подключения приводят к неэффективным решениям и создают условия для коррупции сотрудников субъектов естественных монополий.
В целях устранения указанных проблем развития энергетической инфраструктуры необходимо осуществить следующие меры.
Во-первых, разработать комплекс мер по синхронизации инвестиционных программ субъектов энергетики: электросетевого комплекса, систем газоснабжения и генерирующих объектов.
Во-вторых, предусмотреть требования к прозрачности и информационной открытости при формировании инвестиционных программ субъектов естественных монополий в энергетике и в отношении имеющихся свободных мощностей для присоединения.
2.3 Финансовая инфраструктура
Стоимость финансовых ресурсов на внутреннем рынке является высокой, что не способствует эффективности использования заемных средств. Наблюдается дефицит долгосрочных кредитных ресурсов, которые могут быть направлены на инвестиционные цели. Это повышает барьеры входа на рынки новых участников, снижает конкурентоспособность российских предпринимателей по сравнению с зарубежными конкурентами, имеющими большие возможности по использованию заемных финансовых ресурсов и более широкий выбор финансовых инструментов.
Реализация программы построения международного финансового центра (МФЦ) позволит повысить конкурентоспособность российского финансового рынка и будет способствовать расширению спектра и повышению качества финансовых услуг, предоставляемых отечественным предпринимателям.
2.4 Информационная инфраструктура и организованная торговля
По результатам опросов многие российские предприятия отмечают наличие проблемы поиска поставщиков и потребителей. Это вызвано отсутствием развитой информационной инфраструктуры, позволяющей производителям изучать потенциальные рынки сбыта, находить и устанавливать контакт с новыми контрагентами, а также низкой культурой ведения бизнеса, что заставляет избегать новых, хотя и, возможно, перспективных партнеров.
Участники рынка часто основывают свои действия на непубличных, неформальных связях и источниках информации. Консервативный подход большинства предпринимателей к работе с информацией не способствует динамичному развитию информационной инфраструктуры рынков.
Кроме того, недостаток качественной информации о рынках ограничивает вход новых участников. Непрозрачность взаимоотношений и «правил игры» на многих из них также не способствует конкуренции.
Повышению открытости и прозрачности рынков способствует организованная (в том числе биржевая) торговля товарами. Такая торговля целесообразна на рынках однородных товаров с достаточно большим количеством покупателей и продавцов и отсутствием ярко выраженного лидера, способного в одностороннем порядке оказывать существенное влияние на рыночную ситуацию. Организация ликвидной биржевой торговли представляется сложной, комплексной задачей, которая может быть решена только в результате активного и доверительного диалога между производителями, потребителями, посредниками-трейдерами и органами власти.
На рынках однородных товаров, в силу специфики которых биржевая торговля невозможна либо нецелесообразна (широкий ассортимент, ограниченное количество участников), необходимо развитие аукционных форм торговли, в том числе на электронных площадках. Это также позволит повысить прозрачность, сформировать адекватный ценовой индикатор и привлечь новых участников. Для экспортно-ориентированных рынков с малым количеством поставщиков могут быть организованы аукционы производителей с ограничением максимальной цены. В качестве такого уровня могут выступать цены по экспортным контрактам (net-back).
Для ускорения процессов создания информационной инфраструктуры бизнеса необходимо реализовать меры, направленные на снижение информационных барьеров для новых участников, повышение эффективности взаимодействия и ведения бизнеса для действующих предприятий. Во-первых, целесообразна организация мониторинга динамики основных показателей рынка. Необходимо расширить перечень и виды публикуемой информации о состоянии рынков и обеспечить ее аналитическое сопровождение. В этих целях могут быть предприняты меры по поддержке создания информационных и аналитических центров, интернет-порталов и профессиональных периодических изданий.
Во-вторых, федеральные отраслевые органы государственной власти в том числе в области энергетики, сельского хозяйства, должны разработать систему обобщения, анализа и публикации оперативной информации о состоянии соответствующих рынков однородных товаров.
В-третьих, стимулирование формирования объективных ценовых индикаторов рынков. Индикаторы цен на товары должны учитывать колебания спроса и предложения, признаваться и участниками рынка, и органами власти (в том числе в целях налогообложения).
В-четвертых, развитие организованной торговли наличным товаром (включая биржевую торговлю). Это может быть обеспечено в том числе путем разработки: методов стимулирования участия в биржевой торговле, порядка признания цен, формируемых на бирже в качестве рыночных в целях налогообложения и антимонопольного регулирования, и порядка организации государственных интервенций.
2.5 Антиконкурентные действия органов власти и их должностных лиц
На региональном и муниципальном уровнях используются практика неформальных преференций, создания искусственных барьеров, дискриминационный подход к оказанию государственных услуг, необоснованные проверки, организация давления посредством использования административного ресурса. Сама возможность влияния на бизнес вплоть до его закрытия путем использования административного ресурса нередко является определяющим фактором конкурентной среды для малых и средних предприятий. Возможности органов власти широко используются в конкурентной борьбе и стали неотъемлемой ее частью. Это существенным образом ограничивает позитивную роль справедливой конкуренции и завышает издержки общества и экономики.
Так, за последние 2,5 года, по данным ФАС России, доля нарушений антимонопольного законодательства органами власти сохраняется на устойчиво высоком уровне. Около половины всех дел о нарушении антимонопольного законодательства приходится на долю неконкурентных действий органов власти: 46,2% в 2007 году. При этом количество фиксируемых нарушений, совершаемых органами власти, по сравнению с предыдущим годом возросло на 17%, а доля повторных нарушений составила 22% от общего количества выявленных нарушений. При этом очевидно, что значительная часть таких правонарушений остается латентной и не фиксируется статистикой ФАС России.
Развитие конкуренции в различных отраслях экономики Российской Федерации, прежде всего в сфере малого и среднего предпринимательства, также ограничено действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части необоснованного ограничения доступа хозяйствующих субъектов к передаваемым правам в отношении государственного и муниципального имущества.
Действующий в настоящее время порядок проведения конкурсов и аукционов не до конца отвечает принципам прозрачности и открытости процедур передачи прав на государственное и муниципальное имущество, а также объективности оценки представленных участниками торгов предложений. Это не обеспечивает создания равных конкурентных условий доступа к данному имуществу и влечет необоснованные преференции отдельным компаниям. Четкий механизм контроля за проведением таких торгов, а также ответственность должностных лиц за нарушение порядка их проведения не установлены.
Во-первых, необходимо установить административную ответственность в виде штрафа и дисквалификации должностных лиц органов власти за действия, ограничивающие конкуренцию, а за наиболее общественно опасные деяния - уголовную ответственность.
Во-вторых, должна быть организована системная работа по адвокатированию конкуренции среди органов государственной власти и местного самоуправления. Необходима регулярная работа по разъяснению антимонопольным органом целей и задач конкурентной политики, установленных антимонопольным законодательством требований к хозяйствующим субъектам и их деятельности, а также запретов и последствий их нарушений. В документах, регулирующих деятельность органов власти, должна быть закреплена цель развития конкуренции как основы рыночной экономики.
В-третьих, необходимо установить четкие единые правила проведения открытых торгов на право заключения договоров по передаче прав на государственное и муниципальное имущество.
2.6 Антиконкурентные действия хозяйствующих субъектов
Основными угрозами для конкуренции на российских рынках со стороны хозяйствующих субъектов являются противоправная деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в том числе субъектов естественных монополий, и создаваемые ими барьеры входа на рынки, а также риски возникновения картелей.
Нарушения со стороны субъектов естественных монополий, как правило, связаны с несоблюдением установленных сроков и порядка заключения договоров. Их пресечение посредством мер, предусмотренных действующим антимонопольным законодательством, является не вполне эффективным, поскольку расходы на уплату оборотного штрафа в конечном итоге компенсируются потребителями услуг естественной монополии за счет тарифа (в виде сокращения инвестиций, финансируемых из прибыли, либо искусственного завышения операционных расходов).
Также для решения проблем доступа к услугам естественных монополий, помимо совершенствования мер антимонопольного воздействия на субъекты естественных монополий, необходимо разработать механизмы тарифного регулирования, включающего в себя систему соответствующих санкций (штрафов) и стимулов.
Кроме того, необходимо принятие правил недискриминационного доступа к товарам (услугам) субъектов естественных монополий, направленных на предупреждение создания условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями товаров (услуг) субъектов естественных монополий. Должна быть установлена административная ответственность за нарушение таких правил как субъекта естественной монополии, так и его должностных лиц, вплоть до дисквалификации.
Более опасным видом нарушения антимонопольного законодательства являются антиконкурентные соглашения (картели).
Случаи пресечения таких нарушений в российской и зарубежной антимонопольной практике редки, что объясняется как недостатком необходимых для их выявления инструментов (оперативно-розыскные мероприятия), так и тем, что подобные соглашения являются редким явлением. Картельные соглашения всегда неустойчивы и характерны только для рынков с олигополистической структурой и наличием высоких барьеров входа.