Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 06:25, реферат
Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. Поэтому Программа включает как меры антимонопольного регулирования и иные защитные меры, так и меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулы для занятия предпринимательской деятельностью.
3.3 Усиление ответственности за нарушение антимонопольного законодательства
Действенность антимонопольного регулирования во многом обусловлена мерами ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и эффективностью их применения. Так, административная ответственность в виде штрафов, рассчитываемых от выручки организаций, существенно увеличила силу воздействия решений антимонопольного органа на конкурентную среду.
Усиление ответственности за совершение действий, ограничивающих конкуренцию, а также организации взаимодействия антимонопольного и правоохранительных органов будет способствовать не только эффективному пресечению, но и профилактике правонарушений в этой сфере.
Вместе с тем необходимо учитывать, что чрезмерное ужесточение антимонопольного регулирования, напротив, может оказать отрицательное воздействие на состояние конкурентной среды, снижая стимулы для предпринимательской деятельности и ограничивая эффективные для экономического развития деловые практики.
В целях совершенствования системы ответственности за нарушения антимонопольного законодательства необходимо реализовать следующие меры.
Во-первых, внесение изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, уточняющих перечень составов уголовно наказуемых деяний, ограничивающих конкуренцию, и условия привлечения виновных лиц к такой ответственности. Критериями отнесения деяний к уголовно наказуемым должны стать их степень общественной опасности и размер нанесенного ущерба или полученного дохода в результате их совершения.
Во-вторых, внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих:
включение в перечень лиц, в отношении которых может применяться административное наказание в виде дисквалификации, государственных и муниципальных служащих, а также должностных лиц субъектов естественных монополий;
процессуальное закрепление порядка освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения о совершенном правонарушении.
В-третьих, улучшение взаимодействия с правоохранительными органами путем определения в законодательстве правил взаимодействия антимонопольных органов и органов охраны правопорядка для выявления картельных соглашений.
3.4 Развитие международного сотрудничества в области защиты конкуренции
Глобализация мировой экономики сопровождается увеличением количества транснациональных слияний и расширением трансграничной монополистической деятельности. Интернационализация бизнеса увеличивает вероятность того, что антиконкурентная практика в одной стране или скоординированная деятельность фирм, расположенных в разных странах, могут препятствовать достижению целей экономического роста, расширению торговли между государствами и оказывать существенное влияние на развитие конкуренции на национальных рынках.
В связи с этим развитие международного сотрудничества Российской Федерации в области конкурентной политики является важным фактором, обеспечивающим защиту конкуренции на внутреннем рынке Российской Федерации и способствующим доступу российских экспортеров и инвесторов на внешние рынки.
В системе российских внешнеэкономических связей особую роль играет сотрудничество с Европейским союзом (ЕС), являющимся основным торговым партнером России. Главной целью сотрудничества с ЕС является создание равных условий конкуренции на общем экономическом пространстве Россия - ЕС, устранение неоправданных барьеров для свободного перемещения товаров и услуг, предотвращение ограничений конкуренции как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов.
В рамках сотрудничества со странами СНГ основной задачей является формирование эффективной системы взаимодействия конкурентных ведомств государств – участников СНГ, обеспечивающей проведение согласованной конкурентной политики и пресечение антиконкурентной практики на пространстве СНГ.
В качестве мер, направленных на стимулирование развития международного сотрудничества в области конкуренции, необходима реализация следующих приоритетных направлений.
Во-первых, включение раздела о конкуренции в новое соглашение Россия-ЕС, в котором найдут свое отражение цели и основные направления сотрудничества в сфере конкурентной политики и правоприменения. Кроме того, необходимо заключение отдельного соглашения, определяющего практические аспекты взаимодействия конкурентных ведомств России и ЕС.
Во-вторых, активное участие в деятельности Международной Конкурентной Сети, объединяющей большинство конкурентных ведомств мира, что позволяет принимать участие в обсуждении многосторонних правил регулирования конкуренции и путей решения актуальных проблем развития конкурентной политики.
В-третьих, развитие сотрудничества с антимонопольными органами государств-участников СНГ в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике, в том числе проведение совместных расследований нарушений антимонопольного законодательства на трансграничных рынках.
В-пятых, создание системы регулирования конкурентных отношений в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
IV. Инструменты развития конкуренции и направления их совершенствования
Основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции – комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.
До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено прежде всего на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.
Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, – налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных
монополий – не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.
4.1 Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование
Установление таможенных пошлин является весьма действенным инструментом влияния на состояние конкурентной среды.
Во-первых, в целях повышения эффективности таможенно-тарифного регулирования необходимо провести анализ и ревизию действующих импортных и экспортных пошлин с точки зрения их влияния на конкуренцию.
По результатам этой работы могут быть сокращены количество и размер пошлин, фискальное или регулятивное значение которых не подтверждено, определены временные границы действия и динамика изменения пошлин в целях усиления их регулирующего воздействия на экономику.
Во-вторых, необходимо принимать во внимание, что введение мер торговой защиты внутреннего рынка (специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер) может существенно ограничивать импорт, что в условиях высокой концентрации отечественного производства может привести к искажению условий конкуренции на соответствующих товарных рынках. Решение о введении таких мер должно приниматься в целях необходимости повышения глобальной конкурентоспособности российских предприятий и с учетом последствий для конкуренции внутри страны.
В-третьих, необходимо продолжить практику проведения мониторинга конкурентной среды на товарных рынках, затронутых мерами торговой защиты. Целью мониторинга должны быть анализ эффективности принятых мер и предотвращение возможных злоупотреблений со стороны защищаемых товаропроизводителей, положение которых на рынке упрочилось, а результатом – своевременная постановка вопроса об отмене, продлении или изменении защитных мер.
В-четвертых, целесообразно рассмотреть возможность при распределении импортных или экспортных квот более широкого использования конкурентных механизмов распределения (например, аукционы). Однако использование данных механизмов возможно только после тщательного анализа сложившейся системы распределения квот и оценки последствий изменения принципов распределения, поскольку принятие решений об изменении может повлечь как позитивные (в виде расширения круга пользователей квот), так негативные (в виде снижения доступа небольших компаний для пользования квотами) последствия с точки зрения конкуренции.
4.2 Налоговая политика
Налоговая политика – важный фактор регулирования деловой активности и формирования инвестиционно-привлекательной среды.
В условиях глобальной экономики важную роль играет налоговая конкуренция между государствами. Страны вынуждены проводить налоговую политику, максимально способствующую привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Основным критерием, определяющим конкурентоспособность налоговой системы, является совокупная налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты, складывающаяся из номинального налогового бремени и издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов (система налогового администрирования).
В последнее время в Российской Федерации приняты изменения в налоговое законодательство, направленные на снижение номинальной налоговой нагрузки. Работа в этом направлении еще не завершена, и в ее рамках будут реализованы меры по снижению номинальной нагрузки как на экономику в целом, так и отдельные отрасли. Между тем номинальное налоговое бремя в Российской Федерации в целом сопоставимо с общеевропейским уровнем.
При этом сохраняющиеся издержки налогоплательщиков, связанные с процедурами налогового контроля и особенностями правоприменительной практики, делают обязанность по уплате налогов более обременительной по сравнению с другими странами. Это приводит к увеличению совокупной налоговой нагрузки и к попыткам ее минимизации за счет уклонения от уплаты налогов.
В результате, с одной стороны, снижается конкурентоспособность налоговой системы, а с другой – компания, использующая различные схемы уклонения от налогообложения, получает дополнительные необоснованные конкурентные преимущества. Компании, использующие такие схемы, обладают значительным конкурентным преимуществом по сравнению с организациями, ведущими легальный бизнес.
В целях повышения конкурентоспособности российской налоговой системы необходимо реализовать следующие меры.
Во-первых, продолжить работу по снижению общего налогового бремени с учетом возможностей бюджета и задач по диверсификации экономики.
Во-вторых, упростить форму и процедуры представления налоговой отчетности.
В-третьих, сократить срок возмещения НДС по итогам камеральных налоговых проверок для налогоплательщиков, регулярно представляющих налоговую отчетность и исполняющих законные обязательства по уплате налогов.
В-четвертых, предусмотреть налоговое стимулирование для предприятий, направляющих средства на развитие технологий, обеспечивающих повышение их конкурентности и расходы на снижение уровня издержек. В первую очередь это касается стимулирования энергосбережения и внедрения экологически чистых технологий.
4.3 Государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей
Программы и планы развития отдельных отраслей или сфер экономической деятельности могут быть эффективным инструментом конкурентной политики. Так, стратегия и программы по развитию транспортной инфраструктуры включают в себя конкретные объекты строительства, которые могут быть скорректированы с учетом потребностей бизнеса, планов перспективного развития территорий. Подобный подход к планированию повысит эффективность управления экономическим развитием и, соответственно, конкуренции.
Программы отраслевого развития, инвестиционные программы субъектов естественных монополий должны быть не только увязаны между собой, но и соотноситься с общей политикой развития конкуренции в Российской Федерации. То есть быть направлены на создание инфраструктуры в тех местах, где наблюдается дефицит. Совершенствование данного инструмента конкурентной политики должно идти по следующим направлениям.
Во-первых, следует принять требования к процедурам разработки и согласования органами власти инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Важно, чтобы эти процедуры были публичными, а при их согласовании соблюдались разработанные критерии конкурентной направленности программ.
Во-вторых, в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок разработки и реализации долгосрочных целевых программ и федеральных целевых программ, необходимо предусмотреть обязательные процедуры публикации и обсуждения их проектов, порядок учета мнений и предложений со стороны предпринимателей.
В-третьих, целесообразно провести экспертизу действующих федеральных целевых программ и рассмотреть возможность включения в них мероприятий по поддержанию, развитию или внедрению конкуренции на рынки, затрагиваемые федеральной целевой программой.
4.4 Государственные закупки
Действующая в Российской Федерации система государственных закупок направлена на повышение их эффективности, минимизации затрат и пресечение коррупции. Благодаря своей прозрачности и открытости для участников она способствует развитию конкуренции. Данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров бюджетным организациям. Значительное влияние на экономику в целом и формирование конкурентной среды обусловлено общими размерами бюджетных средств, освоенных в рамках размещения государственного заказа.
Развитие системы государственных закупок направлено на расширение возможностей поиска информации потенциальными участниками размещения государственного заказа о торгах, проводимых органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными заказчиками.