Развитие малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, обозначить основные и наиболее острые проблемы, которые стоят перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
• изучить и описать основную характеристику малого и среднего бизнеса в России;
• выяснить основные проблемы малого и среднего бизнеса;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике ……….5
1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России ……………..……5
1.2. Определение групп малого и среднего бизнеса ……………………….......7
1.3. Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике .8
1.4. Роль малого и среднего бизнеса в экономике ……………………………11
Глава 2. Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России ………………………………………………………………...13
2.1. Современное состояние малого бизнеса в различных сферах деятельности …………………………………………………………………….16
2.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России ……..17
2.3. Перспективы развития малого и среднего бизнеса ………………………20
Заключение ………………………………………………………………………22
Список литературы ……………………………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

развитие малого и среднего бизнеса в россии.docx

— 45.47 Кб (Скачать файл)

Негосударственное (частное) образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

 

Факультет _______________________

 

Кафедра______________________

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Микроэкономика»

 

на тему «Развитие малого и среднего бизнеса в России»

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

Нагорная А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2013 

 

Оглавление 

Введение ……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Малый и средний  бизнес – сущность и их роль в  экономике ……….5

1.1. История развития малого  и среднего бизнеса в России ……………..……5

1.2. Определение групп  малого и среднего бизнеса ……………………….......7

1.3. Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике .8

 1.4. Роль малого и среднего бизнеса в экономике ……………………………11

Глава 2. Современные проблемы и перспективы развития малого и  среднего бизнеса в России ………………………………………………………………...13

2.1. Современное состояние  малого бизнеса в различных  сферах деятельности …………………………………………………………………….16

2.2. Государственная поддержка  малого и среднего бизнеса в России ……..17

2.3. Перспективы развития малого и среднего бизнеса ………………………20

Заключение ………………………………………………………………………22

Список литературы ……………………………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в  России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности  предприятия малого и среднего бизнеса.

С переходом экономики  к новым экономическим отношениям, которые основаны на разных формах частной собственности, изменился  характер развития производственных отношений. Человек стал особым экономическим  ресурсом, который обладает предпринимательской  способностью и возглавил бизнес в экономике. Разновидностью бизнеса  являются мелкие и средние предприятия.

В России слабо используется опыт управления малым и средним  бизнесом, который накоплен в странах  Западной Европы. Основу рыночной экономики  создает именно малое предпринимательство.

Мировая практика доказала, что крупное производство – атрибут  экономической мощи государства, а  крупные предприятия – основа управляемой экономики. И в России будет сохраняться значение крупного производства, так как это обусловлено  масштабами государства, имеющейся структурой промышленного производства и характером внешнеэкономической деятельности.

Во многих субъектах Российской Федерации поняли значимость малого предпринимательства и в отличие  от центрального правительства уже  активно его используют для повышения  занятости населения, пополнения своих  бюджетов, насыщения местного рынка  товарами и услугами.

Актуальность данной темы определена объективно значительной ролью  малого предпринимательства в современной  рыночной экономике. Малое предпринимательство – это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

Малому бизнесу менее  всего повезло в отношении  государственной и иной поддержки. Без поддержки государства и  без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические и политические интересы.

Цель данной работы произвести характеристику малого и среднего бизнеса  в России, обозначить основные и  наиболее острые проблемы, которые  стоят перед малым и средним  бизнесом в современных рыночных отношениях.

В соответствии с целью  работы поставлены следующие задачи:

    • изучить и описать основную характеристику малого и среднего бизнеса в России;
    • выяснить основные проблемы малого и среднего бизнеса;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Малый  и средний бизнес – сущность и  их роль в экономике

1.1. История развития  малого и среднего бизнеса  в России

Российский малый бизнес является сектором экономики, в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования.

Отсутствие самостоятельности  в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители  не имели возможности выбирать поставщиков  сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы  только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель  был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило  к отсутствию конкуренции.

В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

Первый этап (1985-1987 гг.) –  характерно зарождение, деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер. Первый этап называют ещё экспериментальным.

Второй этап (1987-1988 гг.) – сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап называют этапом «кооперативного движения».

Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особое значение в этот период имело развитие арендных отношений.

           Четвертого этап (1991-1992 гг.) – появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993-1994 гг.) – связан с появлением приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого и среднего бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования.

Шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, которые способны двигать рынок и обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

 

 

 

 

 

1.2. Определение  групп малого и среднего бизнеса

Можно выделить количественный, качественный и комбинированный  подходы к определению групп  малого и среднего бизнеса.

Как правило, количественные критерии, используются там, где требуется  четкое определение границ малых  и средних предприятий.

В большинстве стран используют преимущественно три показателя, которые выделяют сектор малого и  среднего бизнеса, такие как: численность  работников, объем продаж и валюта баланса.

В рамках малого и среднего бизнеса устанавливаются критерии для выделения малых- и микропредприятий:

  • микро-предприятие определяется как предприятие, имеющее менее 10 человек;
  • малое предприятие определяется как предприятие, имеющее от 16 до 100 человек;
  • среднее предприятие определяется как предприятие, имеющее от 101 до 250 человек.

В нашей стране, согласно принятому 14 июня 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых  доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных  и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися, субъектами малого предпринимательства не превышает 25%.

 

 

 

 

1.3 Значение и  функции малого и среднего  бизнеса в рыночной экономике

В рыночной экономике значение малого и среднего бизнеса очень велико. Рыночная экономика не в состоянии развиваться и функционировать без малого и среднего бизнеса. Одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от социализма к капитализму является становление и развитие малого и среднего бизнеса.  В рыночной экономике малый и средний бизнес определяют темпы экономического роста, качество и структуру валового национального продукта. Большинство развитых государств поощряет деятельность малого и среднего бизнеса.

Малый и средний бизнес вносит значительный вклад в формирование конкурентной среды, так как это  имеет первостепенное значение для  экономики России.

Для того, чтобы подробнее  разобраться и понять всю необходимость  малого и среднего бизнеса, необходимо рассмотреть опыт зарубежных стран  по развитию малого и среднего бизнеса.

Во всех зарубежных странах  с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная  поддержка малого и среднего бизнеса. Например, в Германии субсидии малым и средним предприятиям составляют около 4 млрд. евро ежегодно.

В конгрессе США проблемами малого и среднего бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого и среднего бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого и среднего бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где большое количество малых предприятий, специально выделены те, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Налоговая политика государства  является стимулирующим фактором в  развитии малого и среднего бизнеса.

Среднее время жизни малых  предприятий где-то 6 лет. Но число  новых предприятий превышает  число закрывшихся.

Малые и средние предприятия  быстро реагируют на изменение внешних  условий и меняют конечную продукцию. Так, например, в Японии малые и  средние предприятия способны завершить  опытное производство за неделю, а  у крупных предприятий это  заняло бы больше времени. Так же малые  предприятия специализируются на выпуске  конечной готовой продукции, которые  в основном ориентированы на местные  рынки сбыта. Это могут быть как  скоропортящиеся продукты, обувь, одежда и т.д.

В развитых странах малому и среднему бизнесу уделяется  внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый  и средний бизнес деньгами, различными льготами в сфере налогообложения.

В России малому и среднему бизнесу повезло гораздо меньше, так как систему стимулирования малых и средних предприятий  не существует, как и нет механизма  для их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

Очень часто малые предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Так, например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.

Сложившаяся экономическая  обстановка подрывает стимулы к  предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Инициативы, которая идет от малых предприятий недостаточной для сегодняшней экономической ситуации. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в России