Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:38, курсовая работа
Цель данной работы произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, обозначить основные и наиболее острые проблемы, которые стоят перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
• изучить и описать основную характеристику малого и среднего бизнеса в России;
• выяснить основные проблемы малого и среднего бизнеса;
Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике ……….5
1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России ……………..……5
1.2. Определение групп малого и среднего бизнеса ……………………….......7
1.3. Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике .8
1.4. Роль малого и среднего бизнеса в экономике ……………………………11
Глава 2. Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России ………………………………………………………………...13
2.1. Современное состояние малого бизнеса в различных сферах деятельности …………………………………………………………………….16
2.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России ……..17
2.3. Перспективы развития малого и среднего бизнеса ………………………20
Заключение ………………………………………………………………………22
Список литературы ……………………………………………………………...24
Негосударственное (частное) образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
Факультет _______________________
Кафедра______________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
на тему «Развитие малого и среднего бизнеса в России»
Выполнила:
студентка 2 курса
Нагорная А.А.
Томск 2013
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике ……….5
1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России ……………..……5
1.2. Определение групп малого и среднего бизнеса ……………………….......7
1.3. Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике .8
1.4. Роль малого и среднего бизнеса в экономике ……………………………11
Глава 2. Современные проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России ………………………………………………………………...13
2.1. Современное состояние малого бизнеса в различных сферах деятельности …………………………………………………………………….16
2.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России ……..17
2.3. Перспективы развития малого и среднего бизнеса ………………………20
Заключение ………………………………………………………………………22
Список литературы ……………………………………………………………...24
Введение
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности предприятия малого и среднего бизнеса.
С переходом экономики
к новым экономическим
В России слабо используется опыт управления малым и средним бизнесом, который накоплен в странах Западной Европы. Основу рыночной экономики создает именно малое предпринимательство.
Мировая практика доказала, что крупное производство – атрибут экономической мощи государства, а крупные предприятия – основа управляемой экономики. И в России будет сохраняться значение крупного производства, так как это обусловлено масштабами государства, имеющейся структурой промышленного производства и характером внешнеэкономической деятельности.
Во многих субъектах Российской
Федерации поняли значимость малого
предпринимательства и в
Актуальность данной темы
определена объективно значительной ролью
малого предпринимательства в
Малому бизнесу менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические и политические интересы.
Цель данной работы произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, обозначить основные и наиболее острые проблемы, которые стоят перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
Глава 1. Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике
1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России
Российский малый бизнес является сектором экономики, в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования.
Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции.
В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Первый этап (1985-1987 гг.) – характерно зарождение, деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер. Первый этап называют ещё экспериментальным.
Второй этап (1987-1988 гг.) – сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап называют этапом «кооперативного движения».
Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особое значение в этот период имело развитие арендных отношений.
Четвертого этап (1991-1992 гг.) – появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993-1994 гг.) – связан с появлением приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого и среднего бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования.
Шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, которые способны двигать рынок и обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.
1.2. Определение
групп малого и среднего
Можно выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к определению групп малого и среднего бизнеса.
Как правило, количественные критерии, используются там, где требуется четкое определение границ малых и средних предприятий.
В большинстве стран используют
преимущественно три
В рамках малого и среднего
бизнеса устанавливаются
В нашей стране, согласно
принятому 14 июня 1995 г. Федеральному закону
“О государственной поддержке
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике
В рыночной экономике значение малого и среднего бизнеса очень велико. Рыночная экономика не в состоянии развиваться и функционировать без малого и среднего бизнеса. Одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от социализма к капитализму является становление и развитие малого и среднего бизнеса. В рыночной экономике малый и средний бизнес определяют темпы экономического роста, качество и структуру валового национального продукта. Большинство развитых государств поощряет деятельность малого и среднего бизнеса.
Малый и средний бизнес вносит значительный вклад в формирование конкурентной среды, так как это имеет первостепенное значение для экономики России.
Для того, чтобы подробнее разобраться и понять всю необходимость малого и среднего бизнеса, необходимо рассмотреть опыт зарубежных стран по развитию малого и среднего бизнеса.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Например, в Германии субсидии малым и средним предприятиям составляют около 4 млрд. евро ежегодно.
В конгрессе США проблемами малого и среднего бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого и среднего бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого и среднего бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где большое количество малых предприятий, специально выделены те, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.
Налоговая политика государства является стимулирующим фактором в развитии малого и среднего бизнеса.
Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.
Малые и средние предприятия быстро реагируют на изменение внешних условий и меняют конечную продукцию. Так, например, в Японии малые и средние предприятия способны завершить опытное производство за неделю, а у крупных предприятий это заняло бы больше времени. Так же малые предприятия специализируются на выпуске конечной готовой продукции, которые в основном ориентированы на местные рынки сбыта. Это могут быть как скоропортящиеся продукты, обувь, одежда и т.д.
В развитых странах малому и среднему бизнесу уделяется внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый и средний бизнес деньгами, различными льготами в сфере налогообложения.
В России малому и среднему
бизнесу повезло гораздо
Очень часто малые предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Так, например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.
Сложившаяся экономическая
обстановка подрывает стимулы к
предпринимательской
Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в России