Развитие монополии, ценовой дискриминации, рынка капитала, условий и факторов его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является изучение теоретических и практических основ возникновения и развития монополии, ценовой дискриминации, рынка капитала, условий и факторов его формирования.
К основным задачам относятся:
- изучение сущности монополии и причин ее возникновения;
- характеристика различных моделей рынка несовершенной конкуренции;
- изучение поведения фирм-монополистов при определении максимальной прибыли и оптимального объема продаж;
- изучить историю и понятия «ценовая дискриминация»;
- определить типы ценовой дискриминации.
-исследование рынка капитала, условий и факторов его формирования.

Содержание

Введение 3
1. Понятие монополий. Виды монополий их характеристика. Понятие ценовой дискриминации. Формы и виды ценовой дискриминации 6
2. Рынок основного капитала. Дисконтирование. Равновесие на рынке основного капитала 22
Заключение 26
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Микро-тема №1.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим влияние дискриминационного ценообразования на поведение как продавцов, так и покупателей. Ценовая дискриминация, как правило, влечет за собой перераспределение доходов в обществе в пользу того, кто ее проводит. Это означает, что автоматически она наносит ущерб покупателям. Многие люди полагают, что благосостояние общества повысится, если монопольные прибыли, полученные с помощью ценовой дискриминации, перейдут от акционеров к потребителям. «Но это -- субъективное суждение, и безоговорочных доказательств его правильности не существует».

Следует отметить, что  любой вид ценовой дискриминации  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на распределение ресурсов и их использование  в обществе. Как показывает практика, само по себе явление ценовой дискриминации -- оружие обоюдоострое. Такая дискриминация может улучшить положение дел на отраслевом рынке в том случае, когда он чрезмерно монополизирован. Вместе с тем ценовая дискриминация также может способствовать трансформации доминирующей фирмы в монополию. В каждом конкретном случае необходимо специальное разбирательство по этому поводу, которое предполагает рассмотрение судебных исков. Для этого необходимо иметь специальный закон в обществе, подобный закону Клейтона, принятому в США в 1914 г., и развивающему его закону Робинсона -- Пэтмана.

Однако использование  ценовой дискриминации делает товары и услуги более доступными для  потребителей с разным уровнем доходов. К позитивному воздействию ценовой  дискриминации можно также отнести  явление расширения объема выпуска продукции в тех случаях, когда фирмы, обладающие значительной рыночной властью, не стремятся к монопольному положению. Кроме того, с помощью ценовой дискриминации уменьшается «мертвый груз» монополии.

Вместе с тем не следует забывать, что целью ценовой дискриминации является поглощение потребительского излишка. Следовательно, она развивается за счет потребительского излишка и негативно воздействует на совокупный спрос, Создавая прочные связи между ведущими фирмами на отраслевом рынке, систематическая ценовая дискриминация воздвигает барьеры на пути новых конкурентов, стремящихся войти на рынок.

Ценовая дискриминация  также воздействует на процесс развития товарного типа взаимосвязи производства и потребления. Суть его состоит  в том, что обособленные товаропроизводители втягивают в свои внутрифирменные рамки все большее число производственно-технологических звеньев и тем самым постепенно разрастаются. Работа на неизвестного и свободного потребителя с развитием ценовой дискриминации начинает трансформироваться в работу на изучаемого покупателя, свободного в выборе того набора продукции, который предлагает отраслевая фирма, обладающая рыночной властью. Однако она не способствует переходу к рынку заказов, свойственному цивилизованным рыночным отношениям. Потребитель по-прежнему неизвестен производителю, его спрос не превращается в потоки оплаченных заказов.

Следует отметить, что  систематическая ценовая дискриминация  может сохранить и усилить  монополистические позиции компаний на отраслевом рынке, позволяя крупным фирмам покупать сырье по более низким ценам, чем их менее крупным соперникам, способствуя привязыванию покупателей к продавцам, предоставляющим скидки на крупные партии товаров, затрудняя проникновение на конкретные участки рынка новых конкурентов. Вместе с тем систематическая ценовая дискриминация может повысить эффективность ценообразования в отрасли, когда формирование монополистической структуры рынка неизбежно, в то время как несистематическая ценовая дискриминация может укрепить конкуренцию, нарушая дисциплину олигопольного ценообразования. Ценовая дискриминация представляет собой достаточно противоречивое явление, которое нельзя оценивать однозначно. Однако многие исследователи убеждены в том, что целью фирмы, берущей на вооружение методы ценовой дискриминации, является захват максимально возможной доли излишка потребителя.

Многие исследователи  считают, что не следует смешивать  монопольный эффект с ценовой  дискриминацией. Последняя может  возникнуть там, где еще не образовалась монополия на отраслевом рынке, но есть фирмы, обладающие известной рыночной властью. Таким образом, причиной ценовой дискриминации является не монополия, а рыночная власть фирмы. Ценовая дискриминация не может эффективно использоваться в условиях совершенной конкуренции, ее можно обнаружить лишь на несовершенных рынках. Только здесь ценовая дискриминация представляет собой проявление нарушения эквивалентности обмена. Любой вид ценовой дискриминации может иметь как положительные, так и негативные последствия. Как показывает практика, ценовая дискриминация может улучшить положение дел на отраслевом рынке в том случае, когда он чрезмерно монополизирован. Вместе с тем она также может способствовать постепенной трансформации доминирующей фирмы в монополию, увеличению выпуска продукции, но с ее помощью оказывается целенаправленное давление на совокупный спрос.

 

2. Рынок основного капитала. Дисконтирование. Равновесие на рынке основного капитала

2.1 Проблема  современной стоимости доходов  будущего года

 

Ценность, которой обладают капитальные блага в настоящий момент больше, чем та, которую они будут иметь, скажем, через год, на величину годовой ставки процента. Чтобы знать сегодняшнюю ценность материальных благ, которые предполагается получить через год, необходимо осуществить операцию дисконтирования. Без этого невозможно обеспечить принятие грамотных решений.

Наиболее важный этап в процессе принятия инвестиционных решений - оценка эффективности реальных инвестиций (капиталовложений).

От правильности и  объективности такой оценки зависят сроки возврата вложенного капитала и перспективы развития предприятия.

Размер дохода от инвестиций (в форме денежного потока) образуется с учетом следующих факторов:

а) средней реальной дисконтной ставки;

б) темпа инфляции (инфляционной премии);

в) премии за низкую ликвидность  инвестиций;

г) премии за инвестиционный риск.

С учетом этих факторов при  сравнении проектов с различными уровнями риска должны применяться  при дисконтировании неодинаковые ставки процента. Более высокая ставка процента применяется обычно по проектам с большим уровнем риска. Аналогично при сравнении двух или более проектов с различными общими периодами инвестирования (ликвидностью инвестиций) более высокая ставка процента должна применяться по проекту с более длительным сроком реализации.

Дисконтированные значения денежных доходов предприятия в  ходе реализации инвестиционного проекта  интерпретируются следующим образом: приведение денежной суммы к настоящему моменту времени соответствует  доходу инвестора, предоставляемому последнему за вложение капитала. Таким образом, оставшаяся часть денежного потока призвана покрыть исходный объем инвестиции.

Чистый накопленный  дисконтированный денежный поток представляет собой непокрытую часть исходной инвестиции.

 

2.2 Критерий  экономической обоснованности инвестиционного проекта

 

Для экономического обоснования  инвестиционного проекта используется показатель чистого современного значения стоимости (Net Present Value):

NPV = CF0 + + +…+ = , где

 

CF1 - чистый денежный  поток,

r - стоимость капитала, привлеченного для инвестиционного проекта.

Термин «чистый» имеет  следующий смысл: каждая сумма денег  определяется как алгебраическая сумма  входных (положительных) и выходных (отрицательных) потоков. Например, если во второй год реализации инвестиционного  проекта объем капитальных вложений составляет 15000$, а денежный доход в тот же год – 12000$, то чистая сумма денежных средств во второй год составляет 3000$.

В соответствии с сущностью  метода современное значение всех входных  денежных потоков сравнивается с  современным значением выходных потоков, обусловленных капитальными вложениями для реализации проекта. Разница между первым и вторым есть чистое современное значение стоимости, которое определяет правило принятия решения.

Процедура метода:

1. Определяется современное значение каждого денежного потока, входного и выходного.

2. Суммируются все  дисконтированные значения элементов  денежных потоков, и определяется  критерий (NPV).

3. Принимается решение:

- для отдельного проекта:  если NPV ³0 , то проект принимается;

- для нескольких альтернативных проектов: принимается тот проект, который имеет большее значение NPV, если оно положительное.

Типичные входные денежные потоки

дополнительный объем  продаж и увеличение цены товара;

уменьшение валовых  издержек (снижение себестоимости товара);

остаточное значение стоимости оборудования в конце  последнего года инвестиционного проекта (так как оборудование может быть продано или использовано для  другого проекта);

высвобождение оборотных  средств в конце последнего года инвестиционного проекта (закрытие счетов дебиторов, продажа остатков товарно-материальных запасов, продажа акций и облигаций других предприятий).

Типичные выходные денежные потоки:

начальные инвестиции в  первый(-е) год(-ы) инвестиционного проекта;

увеличение потребностей в оборотных средствах первый(-е) год(-ы) инвестиционного проекта (увеличение счетов дебиторов для привлечения клиентов, приобретение сырья и комплектующих для начала производства);

ремонт и техническое  обслуживание оборудования;

дополнительные непроизводственные издержки.

При оценке целесообразности инвестиций обязательно устанавливают (рассчитывают) ставку дисконта, т.е. процентную ставку, которая характеризует норму  прибыли, относительный показатель минимального ежегодного дохода инвестора, на который он надеется.

 

2.3 Факторы  спроса на инвестиционные ресурсы

 

Прежде всего, объем  инвестиций зависит от распределения  получаемого дохода на потребление  и накопление (сбережение). В условиях низких среднедушевых доходов населения  основная их доля (75-80 %) расходуется на потребление.

Рост доходов граждан  вызывает повышение доли, направляемой на сбережения, которые являются источником инвестиционных ресурсов. Следовательно, рост доли сбережений в общем доходе вызывает увеличение объема инвестиций, и наоборот.

На объем инвестиций оказывает влияние ожидаемая  норма прибыли, так как прибыль  является основным побудительным мотивом  для них. Чем выше ожидаемая норма  прибыли, тем больше объем инвестиций, и наоборот.

Существенное влияние  на объем инвестиций оказывает ставка ссудного процента, так как в процессе инвестирования используются не только собственные, но и заемные средства. Если норма ожидаемой чистой прибыли оказывается выше средней ставки ссудного процента, то такие вложения выгодны для инвестора. Поэтому рост процентной ставки вызывает снижение объема инвестиций в экономику страны.

На объем инвестиций также влияет предполагаемый темп инфляции. Чем выше этот показатель, тем в  большей степени будет обесцениваться будущая прибыль инвестора и  меньше стимулов к увеличению объема инвестиций (особенно в процессе долгосрочного инвестирования). Поэтому в разработке бизнес-планов инвестиционных проектов указанные факторы должны учитываться при оценке эффективности их отбора для реализации.

 

 

Заключение

 

Изучив выбранную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара.

В любой монопольной  структуре получают сверхприбыли, а потребители вынуждены слишком дорого платить за их товары и услуги. Как следствие, резко снижается эффективность всей экономической системы.

Монополизм плох тем, что новым компаниям тяжело или  практически невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции – в результате у компаний, закрепившихся на рынке, нет стимула к повышению эффективности и производительности труда, что во многих отраслях приводит к созданию олигополистических структур.

Негативные моменты  в экономике заставляют современные  государства разрабатывать антимонопольное  законодательство и проводить антимонопольную  политику.

Разработка антимонопольного законодательства и механизма его реализации опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.

Опыт западных стран  в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение  подобного законодательства обусловлено  историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных  стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В глобальном масштабе выделяется два подхода: американский и европейский.

Информация о работе Развитие монополии, ценовой дискриминации, рынка капитала, условий и факторов его формирования