Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 16:39, реферат
Объектом исследования данной работы является Пенсионная система Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.
Пенсионная система России за последнее время претерпела существенные изменения, связанные с введением принципов пенсионного страхования. Поэтому одна из важных задач в настоящее время - адаптировать систему пенсионного обеспечения к новым отношениям между работодателями, работниками и обществом.
Введение…………………………………………………………..…3
1. Теоретико-методологические аспекты Пенсионной системы РФ
1.1 Эволюция Пенсионной системы России………………………6
1.2 Пенсионная система: сущность, структура……………………7
2. Реформа пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2.1 Предпосылки пенсионной реформы и формы ее проведения………………………………………….……………………..8
2.2 Современные результаты проведения реформы………………………………………………………………..…9
Заключение ……………………………………………………...10
Список использованной литературы ………………………..…12
Схематично правоотношения по обязательному пенсионному страхованию можно представить в следующем виде:
Рисунок 1: Правоотношения между субъектами по обязательному пенсионному страхованию
3.Реформа пенсионного обеспечения в Российской Федерации
3.1 Предпосылки пенсионной реформы и формы ее проведения
Состояние системы пенсионного обеспечения в России в период перехода к рыночным отношениям стало одной из острейших социально-экономических проблем страны. Основной проблемой пенсионного обеспечения того периода являлся низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения.
Противоречия старой пенсионной системы свидетельствуют о том, что она, несмотря на достаточно стабильное положение Пенсионного Фонда в последние годы, находилась на грани кризиса, из которого её, основываясь на изменениях старого пенсионного законодательства проводимого на протяжении 90-х годов, нельзя было вывести. Осуществляемые преобразования подготовили необходимые предпосылки для проведения дальнейших реформ, однако из-за влияния «внешних» к пенсионной системе (в первую очередь, политических, экономических, демографических) факторов их позитивное влияние с каждым годом всё более снижается. Необходимость совершенствования пенсионного законодательства определилась в двух основных направлениях:
Основные экономические причины пенсионной реформы:
Основная цель — достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Суть пенсионной реформы состоит в постепенном
переходе от чисто распределительной
системы к распределительно-на
Суть реформы также заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.
Распределительная система (англ.“Pаy-Аs-You-Go” или PАYG–“плати пока идешь”) основана на принципе солидарности поколений: выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения. Эта система перестает работать в условиях роста демографической нагрузки, когда численность работающих снижается, а численность пенсионеров возрастает, что характерно для всех стран.
Накопительная система обеспечения пенсией состоит в том, что у каждого работника есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном Фонде РФ, на котором учитывается накопительная часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависти от суммы взносов, учтенных на именном счете работника и полученного инвестиционного дохода.
С 2002 года государственная трудовая пенсия граждан формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и состоит из трех частей – базовой, страховой и накопительной части трудовой пенсии. Накопительная часть трудовой пенсии формируется у лиц 1967г.р. и моложе. Базовая часть устанавливается в твердых размерах. Страховая часть зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа.
Накопительная часть зависти от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода. Расчет размера пенсии осуществляется по формуле, установленной федеральным законом.
С 2002 года граждане России получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Это значит, что каждый гражданин имеет право перевести свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), либо в частную управляющую компанию (ЧУК).
Сейчас накопительная часть пенсии по умолчанию находится в Пенсионном фонде РФ под управлением Государственной управляющей компании (ГУК, которой является Внешэкономбанк), инвестиционный доход в ГУК, как правило, ниже уровня инфляции. Таким образом, пенсионные накопления постепенно обесцениваются, в связи с тем, что ГУК имеет право инвестировать средства только в государственные облигации, у которых низкая доходность.
Застрахованное лицо может перевести пенсионные накопления не чаще одного раза в год, до достижения возраста 55 лет для мужчин, 50 лет для женщин(за 5 лет до достижения пенсионного возраста).
Пенсионная реформа базируется на действующих с 2002 года федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
Основные различия между старой пенсионной системой и новой:
Развитию социальной политики, а именно пенсионного обеспечения, Правительство РФ в последние годы уделяло особое внимание и выделяло немалые бюджетные средства, прежде всего на увеличение пенсий. За последние четыре года размер трудовой пенсии вырос примерно в 2 раза, была трижды проиндексирована страховая часть трудовой пенсии в общей сложности на 30%, размер базовой части трудовой пенсии повышен на 15%.
С 2010 года декларируется переход на совершенно новую систему пенсионного обеспечения, предусматривающую замену ЕСН страховыми платежами, которые будут составлять 34% для зарплаты до 415000 рублей в год. При превышении этой суммы зарплаты страховые платежи будут равны 0%. Из общей суммы страховых платежей 26 % будут напрямую зачисляться в Пенсионный фонд, минуя федеральный бюджет, что рассматривается Правительством, как повышение независимости пенсионной системы.
Работодатель платит 26% (единый социальный налог/страховой взнос) от размера заработной платы сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование – 6%, а в Пенсионный фонд – 20%, которые в свою очередь разбиваются на три части: 6%- базовая,
В бюджетном послании о бюджетной политике в 2009– 2011гг. выделена ключевая задача стабилизации пенсионной системы как главного рискового фактора развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе. Данная задача была конкретизирована в следующем бюджетном послании в части необходимости формирования устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу, создания условий для получения достойной пенсии как вышедшим на пенсию, та и тем, кому это предстоит. Эти меры должны предусматривать в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, более эффективное управление пенсионными накоплениями.
Таким образом, пенсионная система должна быть значительно более адаптирована к рыночной экономике, во- вторых, должна стать самодостаточной по источникам и престать зависеть от бюджетных вливаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате развития пенсионной системы России создана новая модель пенсионной системы, обеспечена государственная гарантия минимального размера базовой части пенсии, сняты ограничения по размеру заработной платы, получило развитие дополнительное пенсионное страхование, внедрена система индивидуального персонифицированного учета, стабилизировалась работа клиентских служб, налажена работа по обращениям гражданам. Развитие пенсионной системы имеет огромное социально-экономическое и политическое значение для повышения уровня жизни пенсионеров.
Экономическими проблемами развития пенсионной системы являются дефицит бюджета Пенсионного Фонда России, тенденции к снижению покупательной способности пенсии, сужение дифференциации размеров пенсии, обусловленное стремлением работников скрыть свои доходы, утрата связи с трудовым вкладом, снижение стимулов к уплате взносов работодателями и работниками, ухудшение демографических факторов, сохранение нестабильности финансовых ресурсов.
Решение проблемы финансовой устойчивости пенсионной системы РФ возможно только на основе пенсионного страхования, вовлечения в этот процесс самих работников и установления жестких закономерных правил по увязке объема взносов и размеров пенсий.
Из социальных проблем развития пенсионной системы можно назвать следующие: увеличение нагрузки пенсионной системы на работающее население, вызванное старением населения, опережающий рост численности пенсионеров, уходящих на пенсию на льготных основаниях, низкий уровень жизни пенсионеров.
Основными среди направлений повышения эффективности пенсионного страхования являются: развитие дополнительного пенсионного страхования, ликвидация дефицита бюджета Пенсионного Фонда и проблема финансовой устойчивости пенсионной системы, и самая главная – это повышение уровня жизни пенсионеров, то есть соответствие средних размеров пенсий и прожиточного минимума пенсионера.
Важным условием успеха проведения развития пенсионной системы является законодательное закрепление механизма выполнения и контроля четко зафиксированных обязательств всех участников (государства, работодателей и работников) на долгосрочной перспективе на 30-40 лет.
Дополнением к государственному пенсионному обеспечению в РФ сформирована система негосударственного обеспечения, включающая в себя непосредственно Негосударственные Пенсионные Фонды, вспомогательные компании, а также органы контроля за их деятельностью. Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.
Исходя из сделанных выводов, можно сделать следующие рекомендации: