Пенсионная система России: современное состояние, правовые проблемы, дальнейшее развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.

Содержание

Введение

Глава І. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы
Глава ІІ. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства
2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ПФР.docx

— 58.22 Кб (Скачать файл)

Пенсионная система  России: современное состояние, правовые проблемы, дальнейшее развитие

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

      Введение

 

Глава І. Современное  состояние пенсионной системы России

           1.1. Общая характеристика пенсионной  системы России

           1.2. Результаты и проблемы пенсионной  реформы

Глава ІІ. Тенденции  развития пенсионной системы в России

           2.1.Направления совершенствования  пенсионного законодательства

           2.2.Перспективы реформирования пенсионного  законодательства

Заключение

Список используемой литературы

                                  ВВЕДЕНИЕ

        С января 2002 года началась реформа  системы социального обеспечения.

Многочисленные   дискуссии   учёных,   представителей   законодательной    и

исполнительной  ветвей власти завершены. Национальный  совет  при  Президенте

России  по  пенсионной  реформе  во  главе  с   премьер-министром   Михаилом

Касьяновым   одобрил   основные   её   положения,   а    парламент    принял

соответствующие законы.

         Касающаяся  одной  из  наименее  социально   защищённых   групп   –

престарелых граждан, тем или иным образом влияющая на  жизнь  каждого  члена

общества,  пенсионная  реформа  должна  проводиться  государством  с  особой

тщательностью, ибо  цена неудачи  очень  высока.  «От  эффективности  системы

пенсионного обеспечения  зависит моральное состояние  всего  общества»  -  это

слова Президента Владимира  Владимировича Путина.

         При  всей  важности  морального  аспекта  стоит  отметить,  что   и

экономическое состояние  общества зависит от  эффективности  функционирования

системы пенсионного  обеспечения.  Вопросы  пенсионной  реформы  затрагивают

финансы  предприятий  и  организаций,  доходы  населения,  бюджетную  сферу,

инвестиционные  процессы.  В  настоящее  время   реформирование   пенсионной

системы может и  должно стать неотъемлемым звеном реформы  всей  экономики  и

финансов России.

         Регулирование   государством   пенсионного   обеспечения   защищает

пенсионера от катаклизмов  нашей экономики в неустойчивое  время,  привлекает

другие формы  пенсионного обеспечения через  имеющиеся ресурсы  предприятий  и

самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему  взаимоотношений

между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.

          ГЛАВА І. Современное состояние  пенсионной системы России

             1.1. Общая характеристика пенсионной  системы России

 

      Пенсионеров  в Российской Федерации почти  39  млн.[1].  Большинство  из

них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия  почти  для  всех  из

них является основным,  а  зачастую  и  единственным  источником  средств  к

существованию.  Всё  это  предопределяет  повышенную  значимость  пенсионной

системы.

      С  1990 г. законодательство о пенсионном  обеспечении в России полностью

обновилось. Эта  часть социального законодательства  претерпела  кардинальные

изменения, как по существу, так и по форме.

      Новая  пенсионная  система  состоит   из  двух  подсистем:  страховой   и

бюджетной. Они подразделяются в  зависимости  от  тех  источников,  за  счёт

которых  выплачиваются  пенсии.  Первая  из  них   финансируется   за   счёт

обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите её  действия  находятся

главным образом  наёмные работники  и  некоторые  другие  категории  занятого

населения, охваченные обязательным  пенсионным  страхованием,  и  их  семьи.

Вторая финансируется  за счёт бюджета  страны,  ею  охватываются  в  основном

отдельные категории  государственных служащих (кадровые военные  и  некоторые

другие), их семьи, а  также те граждане, которые по  каким-либо  причинам  не

заработали  пенсию  своим  трудом,  службой.  Бюджетная  пенсионная  система

слагается, таким  образом, как бы из двух неравнозначных частей:  одна  часть

– «возвышается»  над всеми, она для тех,  кто  служит  власти,  другая  часть

подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.

      Иногда  эти  две  подсистемы  переплетаются   –  к   страховой   пенсии

производится бюджетная  доплата.

      Обновление  пенсионного законодательства  началось  в  конце  1990  г.,

когда в России, находившейся в то время ещё в лоне СССР,  был  принят  Закон

«О государственных  пенсиях  в  РСФСР».  Этим  законом  вводилась  подлинная

система  пенсионного  обеспечения  на   основе   обязательного   пенсионного

страхования наёмных  работников.

      Что  побудило тогда Россию приступить  к формированию  своей  пенсионной

системы,  с  собственной  независимой  финансовой  базой,  обособленной   от

государственного  бюджета,  -  с  российским  пенсионном  страховым  фондом?

Причин было  несколько.  Отмечу  две  главные,  не  потерявшие  до  сих  пор

значения, а, наоборот, ставшие ещё более актуальными.

      Первая  причина  состояла  в  объективной   потребности   пересмотреть

укоренившуюся в  обществе идеологию самой природы  обязательного  пенсионного

страхования  трудящихся,  возродить  и,  главное,  реализовать  на  практике

истинную его  сущность. При этом учитывалось, что  уже в то время  постепенно,

хотя  и   медленно,   складывалась   многоукладная   система   экономических

отношений, менялось представление властных структур  о  целях  общественного

производства  и  распределении  богатства,  создаваемого  трудом  народа,  в

частности   наметилась   тенденция   к   паритетному   смягчению    военного

противостояния   двух   мировых   политических   систем   и    использованию

высвобождаемых  ресурсов,  в  прошлом  пожираемых   гонкой   вооружений,   в

интересах населения  страны.

      В  недалёком прошлом  в  течение   десятилетий  нашим  соотечественникам

навязывался постулат в том, что государственное  социальное  страхование  (а

пенсионное  –  часть  его)  осуществляется  якобы   за   счёт   государства.

Внедрённая в  сознание  людей,  эта  идея  использовалась  при  формировании

управленческих  решенй и получила даже законодательное  выражение.  Определяя

в централизованном порядке крайне низкую оплату труда  практически  для  всех

работников,  изымая  львиную  долю  того,   что   создавалось   их   трудом,

государство вместе с тем декларировало  полное  освобождение  трудящихся  от

уплаты страховых  взносов из их заработка, выдавая  это за одно из  величайших

завоеваний.  Средства  социального   страхования   практически   слились   с

налоговыми платежами  и аккумулировались в государственном  бюджете  вместе  с

иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду  низких  страховых

взносов финансировались  в основном за счёт государственной  дотации. Всё  это

приводило к искажению  реальной стоимости рабочей  силы,  создавало  иллюзию,

что пенсионеров  содержит государство,  а  не  те,  кто  трудится  и  создаёт

богатства общества.

         Первая  основополагающая  идея   российского   пенсионного   Закона

1990г.[2]состояла в   том,  чтобы  в  стране  укоренилась  подлинная  система

обязательного пенсионного  страхования. Суть  такой  системы,  представляющей

одно из  выдающихся  изобретений  человечества  в  эпоху  появления  наёмных

работников и  развития общества, проста, она практически  воплощена  во  всех

развитых  странах  и  вполне  приемлема  в  период  становления  и   развтия

многоукладных   экономических   отношений   на    основе    различых    форм

собственности.  Её   принципиальное   содержание   определяется   следующими

основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных  странах  может

несколько различаться.

           1. Экономический критерий обязательного  пенсионного  страхования,

              определяющий  его  сущность,  коренится   в   производственных

              отношениях, реальной стоимости  рабочей силы. Вполне  очевидно,

              что стоимость рабочей силы  не может определяться и в   развитых

              странах  давно  уже  не  определяется  ценой  «живого»   труда

              непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и

              другие оплачиваемые периоды,  прежде  всего  пенсионный  период

              жизни  человека,  когда   ему  выплачивается  заработанная   им

              пенсия.

           2. Социальный  критерий  обязательного   пенсионного  страхования,

              определяющий его сущность,  заключается   в  солидарности  всех

              застрахованных  и  работодателей,   работающих   в   различных

              регионах, в разных  отраслях  и  организациях  и,  главное,  в

              солидарности  поколений,  трудоспособных  и   нетрудоспособных

              людей.

           3.   Реализуются   эти   сущностные   критерии   через    систему

              соответствующих страховых  платежей,  которые  в  обязательном

              порядке  уплачиваются  работодателями  (независимо  от   формы

              собственности)  и  наёмными  работниками,  независимо  от   их

              желания.  Другими   словами,   эта   система   принудительная.

              Принуждение осуществляется  государством,  в  связи  с  чем   в

              отдельных странах, в том числе  и в  России,  подобная  система

              называется государственной.

              Обычно страховые взносы уплачиваются  примерно в  равных  долях

              (в процентах к  заработку)  или  в  несколько  большем   объёме

              работодателем. Однако надо  иметь   в  виду,  что,  в  конечном

              счете, страхование осуществляется  за  счёт  самих  работников,

              поскольку  доходы  работодателя  образуются   в   основном   в

              результате труда застрахованных. В связи с этим  распределение

              платежей  между  работниками   и   работодателями   не   имеет

              существенного значения.

           4. Страховые  взносы  аккумулируются  в  централизованном  фонде,

              который  обычно  именуется   фондом  обязательного  пенсионного

              страхования (в России – это  Пенсионный фонд РФ). Его  средства

              не  должны   сливаться   с   государственным   бюджетом,   они

              предназначены только на пенсионное  обеспечение застрахованных,

              их семей и ни при каких  обстоятельствах не могут изыматься   на

              иные   цели.   Управление    таким    фондом    осуществляется

              застрахованными  и  работодателями  (их  представителями)  под

              контролем государства.

           5. Все условия и нормы уплаты  страховых  пенсионных  взносов,  а

              также  нормы  пенсионного   обеспечения   (уровень   пенсий   в

              процентах к заработку, требуемый  для  получения  пенсии  стаж,

              порядок подсчёта стажа и заработка,  минимальные  и  предельные

              размеры пенсии и т. д.) определяются  законом.

           6. Уровень страхового пенсионного  обеспечения, в конечном  счете,

              определяется, во-первых, тем, сколько   лет  трудился  человек,

              или,  иначе  говоря,  сколько   лет  им  и  его  работодателями

              уплачивались в эти годы страховые  взносы. Эти  два  показателя

              определяют  в   основном   уровень   пенсионного   обеспечения

              конкретного наёмного работника   и  дифференциацию  в  размерах

              пенсий застрахованных, их семей.[3]

          Уровень   пенсионного   обеспечения   –   один   из   существенных

показателей,                 характеризующих   пенсионную   систему   и   её

состояние в каждый период  времени.  Необходимо  различать  относительный  и

абсолютный  уровень  пенсионного  обеспечения,  которые  неразрывно  связаны

между собой.

               Относительный уровень – это  отношение пенсии пенсионера  к его

среднемесячному  заработку,  из  которого   она   исчислена.   Иногда   этот

показатель именуют  коэффициентом  замещения.  Обычно  он  рассчитывается  по

стране в целом  и по отдельным регионам. Для этого  средняя пенсия делится  на

средний заработок, из которого она исчислена (соответственно в стране или  в

регионе). Относительный  показатель характеризует  уровень  жизни  (достаток,

потребление) пенсионеров  – бывших наёмных работников, живущих  на пенсию,  по

сравнению с уровнем  жизни  наёмных  работников,  продолжающих  трудиться  и

живущих на заработок. Чем выше  соотношение,  тем  меньше  разрыв  в  уровне

жизни  указанных  двух  групп  граждан,  составляющих  в  развитых   странах

большинство населения.

      Как  это ни парадоксально на первый  взгляд, но в странах,  где   высокая

Информация о работе Пенсионная система России: современное состояние, правовые проблемы, дальнейшее развитие