Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:52, курсовая работа
Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.
Введение
Глава І. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы
Глава ІІ. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства
2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства
Заключение
Список используемой литературы
Пенсионная система России: современное состояние, правовые проблемы, дальнейшее развитие
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Глава І. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика
1.2. Результаты и проблемы
Глава ІІ. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направления
2.2.Перспективы
Заключение
Список используемой литературы
С января 2002 года началась реформа
системы социального
Многочисленные дискуссии учёных, представителей законодательной и
исполнительной ветвей власти завершены. Национальный совет при Президенте
России по пенсионной реформе во главе с премьер-министром Михаилом
Касьяновым одобрил основные её положения, а парламент принял
соответствующие законы.
Касающаяся одной из наименее социально защищённых групп –
престарелых граждан, тем или иным образом влияющая на жизнь каждого члена
общества, пенсионная реформа должна проводиться государством с особой
тщательностью, ибо цена неудачи очень высока. «От эффективности системы
пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всего общества» - это
слова Президента Владимира Владимировича Путина.
При всей важности морального аспекта стоит отметить, что и
экономическое состояние общества зависит от эффективности функционирования
системы пенсионного обеспечения. Вопросы пенсионной реформы затрагивают
финансы предприятий и организаций, доходы населения, бюджетную сферу,
инвестиционные процессы. В настоящее время реформирование пенсионной
системы может и должно стать неотъемлемым звеном реформы всей экономики и
финансов России.
Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает
пенсионера от катаклизмов
нашей экономики в
другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и
самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений
между гражданином,
субъектом Федерации и
ГЛАВА І. Современное
1.1. Общая характеристика
Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн.[1]. Большинство из
них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из
них является основным, а зачастую и единственным источником средств к
существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной
системы.
С
1990 г. законодательство о
обновилось. Эта
часть социального
изменения, как по существу, так и по форме.
Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и
бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт
которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счёт
обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите её действия находятся
главным образом наёмные работники и некоторые другие категории занятого
населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи.
Вторая финансируется за счёт бюджета страны, ею охватываются в основном
отдельные категории государственных служащих (кадровые военные и некоторые
другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не
заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионная система
слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть
– «возвышается» над всеми, она для тех, кто служит власти, другая часть
подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.
Иногда эти две подсистемы переплетаются – к страховой пенсии
производится бюджетная доплата.
Обновление пенсионного законодательства началось в конце 1990 г.,
когда в России, находившейся в то время ещё в лоне СССР, был принят Закон
«О государственных пенсиях в РСФСР». Этим законом вводилась подлинная
система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного
страхования наёмных работников.
Что
побудило тогда Россию
системы, с собственной независимой финансовой базой, обособленной от
государственного бюджета, - с российским пенсионном страховым фондом?
Причин было несколько. Отмечу две главные, не потерявшие до сих пор
значения, а, наоборот, ставшие ещё более актуальными.
Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть
укоренившуюся в обществе идеологию самой природы обязательного пенсионного
страхования трудящихся, возродить и, главное, реализовать на практике
истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже в то время постепенно,
хотя и медленно, складывалась многоукладная система экономических
отношений, менялось представление властных структур о целях общественного
производства и распределении богатства, создаваемого трудом народа, в
частности наметилась тенденция к паритетному смягчению военного
противостояния двух мировых политических систем и использованию
высвобождаемых ресурсов, в прошлом пожираемых гонкой вооружений, в
интересах населения страны.
В
недалёком прошлом в течение
навязывался постулат в том, что государственное социальное страхование (а
пенсионное – часть его) осуществляется якобы за счёт государства.
Внедрённая в сознание людей, эта идея использовалась при формировании
управленческих решенй и получила даже законодательное выражение. Определяя
в централизованном порядке крайне низкую оплату труда практически для всех
работников, изымая львиную долю того, что создавалось их трудом,
государство вместе с тем декларировало полное освобождение трудящихся от
уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это за одно из величайших
завоеваний. Средства социального страхования практически слились с
налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с
иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых
взносов финансировались в основном за счёт государственной дотации. Всё это
приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию,
что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создаёт
богатства общества.
Первая основополагающая идея российского пенсионного Закона
1990г.[2]состояла в
том, чтобы в стране
укоренилась подлинная
обязательного пенсионного страхования. Суть такой системы, представляющей
одно из выдающихся изобретений человечества в эпоху появления наёмных
работников и развития общества, проста, она практически воплощена во всех
развитых странах и вполне приемлема в период становления и развтия
многоукладных экономических отношений на основе различых форм
собственности. Её принципиальное содержание определяется следующими
основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах может
несколько различаться.
1. Экономический критерий
определяющий его сущность, коренится в производственных
отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Вполне очевидно,
что стоимость рабочей силы не может определяться и в развитых
странах давно уже не определяется ценой «живого» труда
непосредственно в процессе
другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период
жизни человека, когда
ему выплачивается
пенсия.
2. Социальный критерий обязательного пенсионного страхования,
определяющий его сущность, заключается в солидарности всех
застрахованных и работодателей, работающих в различных
регионах, в разных отраслях и организациях и, главное, в
солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных
людей.
3. Реализуются эти сущностные критерии через систему
соответствующих страховых
порядке уплачиваются работодателями (независимо от формы
собственности) и наёмными работниками, независимо от их
желания. Другими словами, эта система принудительная.
Принуждение осуществляется государством, в связи с чем в
отдельных странах, в том
называется государственной.
Обычно страховые взносы
(в процентах к заработку) или в несколько большем объёме
работодателем. Однако надо иметь в виду, что, в конечном
счете, страхование
поскольку доходы работодателя образуются в основном в
результате труда
платежей между работниками и работодателями не имеет
существенного значения.
4. Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде,
который обычно именуется фондом обязательного пенсионного
страхования (в России – это Пенсионный фонд РФ). Его средства
не должны сливаться с государственным бюджетом, они
предназначены только на
их семей и ни при каких
обстоятельствах не могут
иные цели. Управление таким фондом осуществляется
застрахованными и
контролем государства.
5. Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а
также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в
процентах к заработку,
порядок подсчёта стажа и
размеры пенсии и т. д.) определяются законом.
6. Уровень страхового
определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек,
или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями
уплачивались в эти годы
определяют в основном уровень пенсионного обеспечения
конкретного наёмного
пенсий застрахованных, их семей.[3]
Уровень пенсионного обеспечения – один из существенных
показателей, характеризующих пенсионную систему и её
состояние в каждый период времени. Необходимо различать относительный и
абсолютный уровень пенсионного обеспечения, которые неразрывно связаны
между собой.
Относительный уровень – это отношение пенсии пенсионера к его
среднемесячному заработку, из которого она исчислена. Иногда этот
показатель именуют коэффициентом замещения. Обычно он рассчитывается по
стране в целом и по отдельным регионам. Для этого средняя пенсия делится на
средний заработок, из которого она исчислена (соответственно в стране или в
регионе). Относительный показатель характеризует уровень жизни (достаток,
потребление) пенсионеров – бывших наёмных работников, живущих на пенсию, по
сравнению с уровнем жизни наёмных работников, продолжающих трудиться и
живущих на заработок. Чем выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне
жизни указанных двух групп граждан, составляющих в развитых странах
большинство населения.
Как
это ни парадоксально на